История возникновения и развития лоскутного шитья




Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика - одно из направлений в лоскутной технике. Существует и другое - аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани - фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга в лоскутных произведениях (19).

Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочков кожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры, а в Токийском музее хранится датируемая приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорами из разных лоскутов. В 1920 году английский археолог сэр Артур Штейн обнаружил удивительный ковер, хранившийся в пещере тысячи будд и приблизительно датируемый IX веком, который был сшит монахами из многочисленных кусочков одежды паломников (9).

В Европу техника лоскутного шитья была занесена скорее всего с Востока, вместе с крестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры, ткани и различные одежды. В Америку техника лоскутного шитья попала в конце XVIII века вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии и именно здесь усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый вид творчества (9).

Экономичная лоскутная техника (ее называют на Западе "пэчворк) как вид декоративно-прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки - одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципу мозаики

В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи (19).

Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов (см. приложение 3, рис.1, 3). Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой (см. приложение 3, рис.2, 4, 5).

В 1970-е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиями заинтересовались современные профессиональные художники.

Лоскутная техника требует от художника великолепного владения и цветом, и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметровая точность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос изделия. Кроме того, нужно еще в совершенстве освоить ручную и машинную стежку (от слова "стегать" - прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты или другой прокладки). Различные узоры стежки служат дополнительным украшением лоскутного изделия (19).

Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей (см. приложение 4).

Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию (18).

Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Их применяют для убранства в кухни: салфетки, прихватки для горячего, скатерти, в спальни: наволочки, одеяла, пледы. В гостиной как декоративное панно, в качестве аксессуаров, например, нарядной сумки, кошелька либо одежды: изящного летного костюма или стеганого жилета (12).

Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы. Они увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур. Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали, совместные акции, реализуются международные проекты. Сейчас, когда лоскутное шитье получает второе рождение, многие страны борются за приоритеты с этой сфере человеческой деятельности. Но, наверное, правильнее будет сказать, что лоскутное шитье интернационально, то есть принадлежит всему миру. И действительно, этот наиболее доступный способ художественного самовыражения служит языком общения людей разных национальностей, вероисповедания (13).

 

Виды лоскутного шитья

Существует несколько видов лоскутного шитья.

Пэчворк – лоскутная аппликация или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно или покрывала, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки.

Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк (quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами (11).

Квилтинг

Среди самых красивых ранних художественных квилтов выделяются так называемые альбомные квилты, которые символизировали дружбу или «свободу» и дарились друзьям или родственникам на память, особенно когда они куда-то переезжали, например на далекий американский Дикий Запад. Эти квилты иногда еще называют подарочными или автографными. Своим сюжетом они должны были напоминать о чем-то дорогом для человека, которому дарились, будь то здания или церкви, узнаваемые люди или исторические персонажи. В таких квилтах непременно присутствуют стилизованные цветы, листья и другие природные мотивы, а иногда знакомые предметы, животные, а также люди, занятые повседневными делами. Порой блоки изготавливались несколькими лицами, а иногда изделие принадлежало только одной мастерице. Самые знаменитые альбомные квилты были созданы в Балтиморе и его окрестностях (шт. Мэриленд) в 1840-1860 годы. Обычно их можно узнать по белому или кремовому фону, щедрому использованию красной, зеленой и желтой ткани и блокам с очень живописными узорами. Квилтинг (изготовление квилтов) - вид рукоделия, при котором вручную или на машине прошиваются не менее трех слоев ткани. При этом на поверхности квилта образуется рельефный узор и она становится трехмерной.

В квилте верхний слой - декоративный, он выполняется обычно в технике лоскутного шитья ("пэчворка") или в комбинации ее с аппликацией, вышивкой, коллажем и т.д. Средний слой - прокладка, обычно из синтепона или ватина. Нижний слой - подкладка, делается как правило, из хлопчато-бумажной ткани. Все три слоя обязательно простегиваются вмеcте. Качество простежки свидетельствует об уровне техники исполнителя, качество верхнего слоя и умение сочетать изображение с рельефом говорят о нем, как о художнике (17).

Из утилитарного ремесла, родившегося по необходимости, квилтинг превратился в вид высокого декоративного искусства, стал одним из его самых ярких и многоликих видов. Покрывала и панно, изготовленные в технике квилтинга, являются объектами собирательства музеев, галерей и коллекционеров. Коллекции квилтов украшают экспозиции самых престижных музеев США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австрии и многих других стран. Аналогичные разделы и экспонаты имеются и в музеях России, в том числе, в Государственном Русском музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Настоящей родиной квилта стала Америка, куда это вид рукоделия попал вместе с переселенцами. В этой стране, вобравшей в себя традиции и культуру разных народов, квилтинг стал национальным видом искусства, за двести лет там разработаны и стали традиционными многие узоры и технологии изготовления лоскутных изделий(18).

Кажущаяся, на первый взгляд, простота квилта, чаще всего, - иллюзия. На самом деле, изготовление квилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокой техники шитья (в том числе и машинного), художественных способностей и всегда является многодельным высококвалифицированным трудом, отнимающим большое количество времени. В то же время, это занятие, совмещающее в себе знание и использование различных видов прикладного искусства и многих профессиональных умений, несет в себе огромный потенциал для самовыражения и самосовершенствования художника, ибо возможности как цветовых, так и геометрических решений квилтов, практически безграничны (17).

Пэчворк

Пэчворк - искусство вдохновения, особый стиль шитья из кусочков. Не правда ли, у наших бабушек в их уютных домах были подобные вещи, аккуратно скроенные из цветастых кусочков ткани, подходящих друг другу по размерам и оттенкам. Лоскутная техника - самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, т.к. не требует больших материальных затрат, предполагает возможность использования содержимого "бабушкиных сундуков", остатков ткани; предоставляет простор вашей фантазии Фольк-стиль всегда в моде, также как и "классика", которую называют азбукой хорошего вкуса. Народный костюм - это не только образец красоты и таланта, но и синтез различных видов декоративного искусства - это часть художественной культуры народа. Одежда способна эмоционально настраивать душу человека, и должна быть созвучна характеру жизненного процесса: традиционный крой, крестьянские мотивы, непринужденное сочетание в одном ансамбле различных по фактуре тканей, использование лоскутного шитья, все это дает возможность создавать индивидуальные и современные модели (7).

Пэчворк считается одним из самых древних видов рукоделия.

В настоящее время эта техника аппликации пользуется все большей популярностью. Пэчворк в нашей стране и не только словно обретает новую жизнь, переживает период своего возрождения. И это не удивительно: сейчас ручная работа вновь завоевала свою прежнюю ценность. Изделия, созданные из лоскутов, — прекрасное украшение любого дома, они наилучшим образом вписываются в общий дизайн помещения, подчеркивая его индивидуальный стиль, делая его уютнее и гармоничнее.

Лоскутная техника поистине многогранна и неповторима. Во всем мире невозможно найти две одинаковых работы, созданные из лоскутов ткани. И при всем вашем желании сделать «копию» классического варианта пэчворка тоже нельзя: в любом случае ваше изделие приобретет совершенно другой неповторимый облик. Создавая собственное изделие из кусочков ткани, совершенно не обязательно строго следовать определенным правилам. Слушайте свое сердце и включайте фантазию, ведь вы сами можете стать автором абстрактных узоров и оригинальных рисунков (см. приложение 5).

В технике пэчворка можно изготовить все что угодно: одеяла, подушки, коврики, кухонные прихватки, одежду и многое-многое другое. Освоить пэчворк совсем несложно – нужно только подружиться со швейной машинкой.

Для лоскутного шитья подходит абсолютно любая ткань всевозможных расцветок и фактур. Лоскутки могут быть однотонными и с рисунком, их форма – любой, какой только позволяет фантазия. Начинающим лучше всего выбрать для работы хлопчатобумажные ткани с мелким рисунком, например, ситец, сатин или лен. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Говоря об истории возникновения техники пэчворк, следует отметить, что данный вид «лоскутного» искусства имеет богатые традиции и интересную многовековую историю. Создателями пэчворка являются рукодельницы из среды бедных. Женщины по причине отсутствия денег не могли себе позволить приобрести какую-либо новую вещь, что, собственного говоря, и стало первым шагом создания новых одеял, дорожек и многих других интересных вещиц из остатков (лоскутков) ткани. Не зря лоскутное шитье является одним из самых экономичных видов рукоделия. Немного позже шитье из кусочков ткани стало модным увлечением, которое со временем «переросло» в отдельный вид рукоделия, именуемый пэчворк (7).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: