Глава I. История лоскутного шитья




Декоративное панно «Красно солнышко» в технике лоскутного шитья

Выполнила: студентка IV курса

Смолина Ю.В.

Научный руководитель:

старший преподаватель Морус Г.Г.

 

 

Бирск 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ

1.1 История возникновения и развития лоскутного шитья

1.2 Виды лоскутного шитья

ГЛАВА II. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ

2.1 Характеристика русского орнамента

2.2 Символика русского орнамента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Введение

Жизнь каждого человека – это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми и черными днями.

Существует притча о лоскутном шитье. «Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один.

Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной» (13).

Каждая мастерица как бы творит полотно своей жизни. В этом можно убедиться на работах художниц Татьяны Сапелкиной, Риммы Быбиной, Татьяны Терентьевой, Майи Сысоевой, Нелли Савельевой, Ларисы Денисовой (Президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России) (см. приложение 1).

Воспоминания из детства и юности, о том, как прабабушка учила сшивать лоскуточки между собой, привили любовь к старинному ремеслу. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток. Лоскутное шитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с ткачеством, с вышивкой. Здесь и птицы – символ солнца, и женские фигуры – символ матери-земли, и орнамент – символ засеянного поля. Лягушки, птицы, кони - это изображения, которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом. Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты, которая защищает от войн и оберегает от несчастий. Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно (15).

Самое трудное в русском лоскутном шитье заключается не в умении резать ткань и сшивать лоскутки, а в умении согласовывать их между собой, подбирать наиболее красивые и гармоничные их сочетания, чувствовать цвет и характер ткани. Русские мастерицы владели этим в совершенстве. Они использовали несложный, но очень верный способ - прикладывали лоскуты друг к другу - и внимательно смотрели, какое сочетание им «глянется», откладывали, а через некоторое время снова смотрели, и, если сочетании цветов им продолжало нравиться, приступали к сборке. Этот прием хорошо известен тем, кто работает с цветом. Так работали мастера в старину, так работают теперь потомственные мастера, научившиеся ткачеству, вышивке или лоскутному шитью от мам и бабушек, так работают профессиональные художники. Народное искусство русского Севера сохранило лучшие национальные традиции лоскутного шитья (15) (см. приложение 2).

Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров, созданных несколько веков назад.

Сегодня появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (Шмакова Н.,Сивакова Э.Н., Прилежаева А.Г., Никулина А.А, Чуфаровская А.В., Банакина Л.В.)

Одни увлеченно трудятся созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур.

Цель: выполнить творческую работу в технике лоскутного шитья на тему «Красно солнышко ».

Объект исследования: лоскутное шитье.

Предмет исследования: традиции русского лоскутного шитья.

Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:

1. Изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.

2. Собрать иллюстративный материал.

3. Изучить теоретические и практические основы художественной обработки ткани.

4. Создать творческую работу.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы и художественных произведений, анализ экспериментального материала, обобщение, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования.

 


Глава I. История лоскутного шитья



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: