Тема: Величина. Большой, средний и маленький.
Цель: учить детей различать предметы по величине (большой – средний – маленький).
Задачи:
I. Образовательные:
- учить детей сравнивать предметы, отличающиеся только по одному признаку (величине);
- учить детей употреблять слова: большой, средний, маленький в собственной речи;
- формировать умение выделять и группировать предметы по величине;
II. Развивающие:
- тренировать мыслительные операции сравнение и аналогию;
- развивать наглядно – действенное мышление, внимание, память, связную речь, мелкую моторику;
III. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность;
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, познавательную активность и самостоятельность при выполнении заданий.
Материалы к занятию:
письмо в конверте, игрушки Бублик, Баранка, Сушка, три кружки разного размера, три коробки разного размера, кубики разного размера.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход занятия:
Педагог: | Дети: |
- Сегодня, ребята, нам пришло письмо из волшебной страны Вкусландии. В нем говорится, что к нам сегодня приедут необыкновенные гости. Хотите узнать кто? | - Да! |
- Хорошо. Я приоткрою вам тайну – загадаю загадку про одного из них. Угадайте, кто это. Загадка: Маленькое сдобное колесо съедобное. | - Бублик. |
- Совершенно верно. Какие вы умные! Воспитатель достает на стол семью Кренделевых. | |
- Давайте познакомимся с нашими гостями. Но сначала, что нужно сделать? Ну-ка, все вместе и дружно поздороваемся… | -Здравствуйте! |
- Молодцы! Какие у меня воспитанные дети! А теперь внимательно посмотрите на наших бубликов. Как вы думаете, кто из них папа? | Дети выбирают из трех игрушек одну. |
- Почему вы думаете, что это папа? | - Потому что он самый большой. |
Воспитатель говорит от лица папы Бублика: - Здравствуйте, дети! Я – папа Бублик. Я очень большой и важный. Работаю шофером, вожу большую-большую машину - грузовик. Я, знаете ли, очень люблю все большое. Покажите ручками, что значит «большое». | Дети показывают руками значение слова «большой». |
- А где же здесь мама? | Дети выбирают из игрушек маму. |
- Какая мама? | - Она поменьше, средняя. |
Воспитатель говорит от лица мамы Баранки: - Я – мама Баранка. Занимаюсь домашними делами и жду, когда наш большой папа Бублик вернется домой. Но скучать мне не приходиться. Верчусь целый день как белка в колесе. | |
- А это их доченька – малышка Сушка. Какая она? | - Она - самая маленькая. |
Воспитатель говорит от лица дочки Сушки: - Я - Сушка. Я, как вы верно заметили, еще очень маленькая, поэтому люблю веселиться и играть. Давайте чуть-чуть разомнемся. | - Давай! |
Физминутка.
Мы с тобой играем в мячик. Высоко наш мячик скачет. Полетел наш мяч вперед, за собой нас мяч зовет. Красный круглый и большой! Подожди ты нас, постой! | Дети делают круг руками Дети имитируют подбрасывание мяча вверх. Прыгают на месте. Идут по кругу, взявшись за руки. |
Воспитатель от лица семьи Кренделевых: - Ой, как мы устали! Да и дорога была дальней… | |
- Ребята, а давайте напоим наших гостей чаем. Что нам для этого понадобится? | - Давайте. Кружки. |
- У меня как раз есть для чая три кружки. Посмотрите, вот они. Какую же из них кому дать? | Дети рассматривают предложенные кружки. |
- Папе дадим какую кружку? | Дети выбирают из трех кружек самую большую. |
- Почему вы выбрали эту кружку? | - Она большая. |
- Правильно, нашему большому папе Бублику надо дать самую большую кружку – он же говорил, что любит все большое. А маме дадим какую кружку? | Дети выбирают из трех кружек среднюю. |
- Почему? | - Она поменьше. |
- Тогда какую кружку надо дать дочке Сушке? | Дети выбирают из трех кружек самую маленькую. |
- Почему вы выбрали эту кружку? | - Она маленькая |
Семья Кренделевых благодарит ребят за чай: - Спасибо большое ребята за вкусный чай, у вас так хорошо. Но есть у нас к вам еще одна большая просьба. Вы нам поможете? | - Да, поможем. |
- Из дальнего путешествия мы своим друзьям обещали привезти три коробки кубиков – больших, средних и маленьких. Да беда по дороге нас постигла – подпрыгнули мы на кочке, на неровной дорожке и все кубики у нас перемешались. Надо их разложить обратно по коробкам, но как мы не старались – у нас не получается. | |
Воспитатель: - Ну что, ребята, сможем мы выручить бубликов? Воспитатель выносит на ковер три коробки и кубики разного размера. - Давайте посмотрим на коробочки. Какие они? | - Да. - Разные: большая, средняя и маленькая. |
- Коробки разные по размеру: это большая, это средняя, а это маленькая. Посмотрите на кубики перед собой и покажите мне большой кубик. | Дети показывают большой кубик. |
- А где у нас среднего размера кубик? | Дети показывают средний кубик. |
- Теперь покажите маленький кубик. | Дети показывают маленький кубик. |
- Разложите кубики по коробкам. Большие кубики в большую коробку, средние – в среднюю, а маленькие кубики в маленькую коробку. (При затруднении выполнения задания педагог помогает детям). | Дети начинают раскладывать кубики по коробкам. |
- Вы молодцы, с заданием справились, помогли разобраться бубликам, где у них какие кубики. Интересно вам было выполнять задание? | Ответ детей. |
- А сейчас нашим гостям пора возвращаться домой. Скажем им до свидания. | - До свидания! |
Рефлексия.
- Ребята, кому мы помогли? | - Семье бубликов. |
- Какими были наши гости: каким был папа Бублик, какой была мама Баранка, какой была дочка Сушка? | - Папа Бублик был большим, мама Баранка была поменьше, дочка Сушка маленькой. |
- Трудно ли было расставить кружки, разложить по коробкам кубики? | Ответ детей. |
Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они смогли правильно всё расставить и разложить, потому что умеют сравнивать по размеру. |