К данным швам относят два вида:
· прорезную гладь (английскую гладь)
· ришелье (французскую гладь)
Ткани для ажурных вышивок должны быть тонкие, но плотные, малоосыпающиеся, обычно светлых, пастельных оттенков. Для вспомогательных работ (обозначение контуров, прокладывание настила) используют тонкие катушечные нити, а для выполнения мотивов – нити мулине или шелк.
Прорезная гладь – узор, образованный путем комбинирования различной формы мелких отверстий, края которых обработаны рельефным гладьевым валиком.
В прорезной глади отверстия являются рисунком, а не фоном. Последовательность выполнения:
А) перевести рисунок
Б) обшить контур рисунка швом вперед иголку
В) проколоть или рассечь часть мотива внутри обозначенного контура
Г) подогнуть иголкой внутрь рассеченные припуски и обшить их плотным гладьевым валиком.
На крупных отверстиях, с широкими контурами для придания рельефности вначале в пределах будущего валика прокладывают настил.
Чаще всего в прорезной глади встречаются отверстия круглой, каплевидной, овальной формы.
Ришелье – вид ажурной вышивки, в которой мотивы узора обшиты гладьевым валиком или петельным швом и соединены между собой бридами, а участки фона удалены.
В отличие от прорезной глади отверстия различной конфигурации в данном виде вышивки являются не узором, а фоном.
Последовательность выполнения:
А) Переводят рисунок на ткань двойными линиями, обозначающими ширину гладьевого валика.
Б) Прошивают по линиям рисунка швом вперед иголку, одновременно натягивая нити и обшивая бриды
В) Обшивают намеченные контуры гладьевым валиком или петельным швом, обращая его петлями в сторону фона, подлежащего вырезанию. Если необходим более рельефный край мотива, перед прокладыванием валика в пределах контура выполняют настил мелкими стежками шва вперед иголку.
Г) Вырезают участи фона под бридами острыми маленькими ножницами, с изнаночной стороны, вплотную в обшитым мотивам
Сравнительная характеристика:
Признак | Ришелье | Прорезная гладь |
Композиция | Прорези являются фоном | Прорези являются рисунком |
Характер узора | Элементы крупные, выразительные, различной формы | Элементы мелкие, округлых форм |
Наличие брид | Присутствуют для соединения элементов | Отсутствуют, т.к. мелкие отверстия не требуют перемычек |
Последовательность выполнения | Сначала обшивают мотивы, а потом вырезают фон | Сначала прорезают отверстия, а затем обшивают края.. |
- Обработка вышитых изделий
После вышивания изделия его подвергают окончательной обработке, которая включает в себя:
- Стирку
- Крахмаление
- Сушку
- Проутюживание.
Изделия из хорошо моющихся тканей с белой вышивкой стирают обычным способом, их можно подвергать отбеливанию и кипячению. Однако при этом с необходимо избегать сильного трения самого узора, особенно, если он выполнен крупными стежками. Загрязненное изделие с цветной вышивкой стирают в теплой воде. Их нельзя замачивать, заливать кипятком, кипятить.
Ажурные вышивки (сетки, мережки, ришелье) стирают осторожно, в теплой мыльной пене.
Шелковые нити могут линять. Поэтому стирают осторожно в теплой воде, мыльной пене, с добавлением поваренной соли. Для блеска при полоскании добавляют уксус (1 ч.л. эссенции на 1 л.воды)
Выстиранное изделие хорошо прополаскивают в теплой и холодной воде, отжимают и на несколько минут заворачивают в махровое полотенце.
Если в последнюю воду при полоскании добавить поваренную соль, изделие приобретает блеск, но в дальнейшем следует проявлять осторожность при его утюжке.
Для крахмаления используют природные крахмалы: картофельный, рисовый, кукурузный. Для получения изделий разной жесткости используют различные виды крахмаления, которые различаются количеством использованного сухого крахмального порошка на 1 литр воды при приготовлении крахмального клейстера:
Мягкое крахмаление – 1 ч.л. крахмала
Полужесткое крахмаление – 1 ст. л.
Жесткое – 2-3 ст.л. крахмала.
Для приготовления клейстера крахмал следует размешать в небольшом количестве холодной воды. Полученный раствор влить в кипящую воду, размешать, чтобы не было комков. Не следует кипятить клейстер, т.к. он становится жидким. Качественный клейстер должен быть прозрачным и клейким.
Мокрые изделия следует пропитать клейстером, высушить, затем слегка увлажнить, дать отлежаться, а затем проутюжить слабо нагретым утюгом.
Накрахмаленные вещи больше блестят, если к крахмалу прибавить немного поваренной соли.
Темные изделия нельзя крахмалить картофельным крахмалом, т.к. после глажения могут появиться пятна, в таком случае лучше использовать раствор желатина: 20-25 г. желатина замочить на 1 час в -0,5 л холодной воды, растворить на водяной бане, разбавить 1 л. теплой воды.
Сушат изделия в подвешенном состоянии, без доступа солнечного света, при естественной вентиляции. Изделия с ажурной вышивкой лучше сушить в разложенном виде на горизонтальной поверхности.
Утюжат вышитые изделия с изнаночной стороны на мягкой подложке в слегка влажном состоянии. Нельзя утюжить вышитые участки с лицевой стороны, т.к. вышивка прижимается, уплощается., теряет свою рельефность и выразительность.
Если на изделии присутствует ажурная вышивка, то стирку, крахмаление, сушку и глажение производят, наметав изделие на лоскут вспомогательной ткани, и открепив его только после глажения.
Рекомендуемая литература
1. Красичкова, И.Н. Юной вышивальщице / И.Н.Красичкова.—Минск: Полымя, 1992.—138 |
2. Мережкова, Г. 100 уроков ручного вышивания / Г. Мережкова.— Минск: Книжный Дом, 2006.– 336 с. |
3. Техника рукоделия: в 2 ч..—Минск: Полымя, 1985.—600 с. |
4. Гранько, Н.М. Ручное и машинное вышивание / Н.М.Гранько, О.Л.Шантырь.—Минск: Полымя, 1983.—144 с |
5. Дубовицкая, Л.П. Ажурное вышивание /Л.П.Дубовицкая.—Минск: Полымя, 1983.—95 с. |
6. Еременко, Т.И. Рукоделие / Т.И.Еременко.—М.: Легпромбытиздат, 1992.—159 с. |
7. Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшу я сама / Н.В.Ерзенкова.—Минск: Полымя, 1992.—333 с |
8. Красичкова, Е.И. Учимся вышивать / Е.И.Красичкова, Л.И.Дубовицкая.—Минск: Полымя, 1989.—174 с. |
9. Терешкович, Т.А. Уроки вышивания / Т.А.Терешкович.—Минск.: Хэлтон, 2000.—352 с.. |