режиссер-организатор спектакля




Режиссер толкователь

Режиссер-зеркало

режиссер-организатор спектакля

Зритель знает только третьего, он проявлял себя непосредственно во всей ткани спектакля, другие же выражаются в актере, ибо актер - конечный результат их работы. Немирович-Данченко говорил, что репетиционный процесс должен быть полностью невидим для зрителя, режиссер-толкователь и режиссер-зеркало, как и их гигантская работа, должны полностью «потонуть» в актере. Режиссер должен забрасывать в души актеров зерна художественности. Говоря о функциях режиссера, с замечательной точно­стью определяя каждую из них, Владимир Иванович ут­верждал своей многолетней практикой единство и нерас­члененность этих функций в процессе репетиций. Режис­сер-толкователь и в ту же минуту — едва лишь актер начал пробовать предложенное, воплощать намеченное,— режиссер-зеркало, преломляющее промахи и находки исполнителя, и тут же рядом — режиссер-организатор, умеющий окинуть взором целое, направить все компонен­ты спектакля к конечной цели — к воплощению его идеи.
Режиссер-толкователь
Режиссер-толкователь, он же показывающий как играть, так что его можно назвать режиссер-актер или режисеер-педагог. В функции режиссера-толкователя Немирович-Данченко особенно был активен. Толкователь должен быть мощным аналитиком, должен заражать актера содержанием пьесы. Обязанность режиссера – «напитать» актера автором. Он должен быть способен в нужных словах раскрыть суть произведения. Он должен разъяснять сцены актерам, использовать жизненные параллели, ассоциации, побуждать жизненный опыт вести исполнителя. Четкая постановка задач режиссером-толкователем приближает спектакль к жизненной правде. Сущность репетиций – режиссер заражает актера, актер ведет за собой режиссера, автор подсказывает обоим. Толкователь не прекращает работу после нахождения искомого. Найти и нажить – разные вещи. В ходе репетиций единожды найденное может потеряться. Чтобы этого не случилось, режиссер должен постоянно подбрасывать мысли об образе. Поэтому разбор идейных задач существует на любой стадии репетиционного процесса. Режиссер должен всегда подходить по-новому к постановке задач, рассматривать его с разных сторон.
Режиссер-зеркало
Режиссер-зеркало – отражающий индивидуальные качества актера.В рамках этой функции режиссер должен хорошо почувствовать индивидуальность актера, беспрерывно в процессе работы следить, как в актере отражаются замыслы автора, либо самого режиссера. Он должен видеть, куда фантазия ведет актера, и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Необходимо следовать за волей актера и одновременно направлять ее.
«Определяя вторую функцию режиссера — режиссер-зеркало. Владимир Иванович говорил о его способности почувствовать индивидуальность актера, беспрерывно в процессе работы следить, как в актере отражаются замыс­лы автора и режиссера, что ему «идет и что не идет», куда его клонит фантазия и желания и до каких пределов мож­но настаивать на той или другой задаче. Он говорил о не­обходимости следовать за волей актера и одновре­менно направлять ее, направлять, не давая чувствовать насилия». «Он понимал, как много может дать театру человек, приносящий мир новый и собственный, сколь необходим для искусства может быть личный звук, живое дыхание души, ее самовыражение; но ценил все это, однако, как средство, а не как цель. Самовыражение личности, да; но в той мере и до тех пор, пока это нужно чему-то внеположенному — роли, пьесе, спектаклю, театру, искусству, жизни».
Режиссер-организатор
Режиссер –организатор всего спектакля.
Функция заключается в том, чтобы слить все элементы спектакля, ставя на первое место творчество актера. Целью этого слияния является – получение гармонического целого. В этой функции у режиссера полная власть и особенно важно умение «лепить» куски, целые сцены, акты. Важно учитывать то индивидуальное начало, которое актер вносит в спектакль. Поэтому он ставит на первом месте из всех образующих спектакль элементов. Режиссер представляет себе всю форму спектакля в целом, и соответственно, способен направлять подготовку всех элементов спектакля согласно своему видению. Однако, с актерами действует другой принцип. Режиссер не должен давать актерам готовые внешние решения. Это неминуемо приведет к потере жизненности. Они должны вживаться в форму пьесы, которую режиссер, если потребуется, может и изменить.
Организатор создает уникальную форму пьесы. Если в спектакле не будет формы – это скажется и на актере. Первейшая задача организатора – представлять целое. Немирович-Данченко, выступал за свободу, подчиненную общей идеи. Он не ограничивал полет фантазии, а лишь направлял ее в нужное русло. «На сцене ничего не может быть чересчур, если это верно» - говорил он. К форме не может быть формалистического подхода. Нельзя показывать какой-либо элемент только ради его красоты. Все происходящее в спектакле должно четко подчиняться его идее.
Основным материалом в искусстве режиссера является творчество актера. Из этого следует: если актеры не творят, не мыслят и не чувствуют, если они пассивны, творчески инертны, режиссеру нечего делать, ему не из чего создавать спектакль, ибо у него нет в руках нужного материала. Поэтому первая обязанность режиссера, заключается в том, чтобы вызвать в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для полноценного самостоятельного творчества. Когда же этот процесс возникнет, то родится и вторая задача режиссера -- непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему погаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля.
Поскольку режиссеру приходится иметь дело не с одним актером, а с целым коллективом, то возникает и третья его важная обязанность -- непрерывно согласовывать между собой результаты творчества всех актеров таким образом, чтобы создать в конце концов идейно-художественное единство спектакля -- гармонически целостное произведение театрального искусства.
Все эти задачи режиссер осуществляет в процессе выполнения главной функции -- творческой организации сценического действия. В основе действия всегда -- тот или иной конфликт. Конфликт вызывает столкновение, борьбу, взаимодействие между персонажами пьесы (недаром они называются действующими лицами). Организовать и выявить конфликты через взаимодействие актеров, находящихся на сцене, призван режиссер. Он -- творческий организатор сценического действия.
Но осуществить эту функцию убедительно -- так, чтобы актеры действовали на сцене правдиво, органично и зрители верили в подлинность их действий, -- невозможно методом приказа, командования. Режиссер должен уметь увлекать актера своими заданиями, вдохновлять его на их выполнение, будоражить его воображение, будить его артистическую фантазию, незаметно заманивать его на дорогу истинного творчества.
Основная же задача творчества в реалистическом искусстве -- это раскрытие сущности изображаемых явлений жизни, обнаружение скрытых пружин этих явлений, их внутренних закономерностей. Поэтому глубокое знание жизни является основой художественного творчества. Без знания жизни творить нельзя.
Это в равной степени относится и к режиссеру, и к актеру. Для того чтобы оба они могли творить, необходимо, чтобы каждый из них глубоко знал и понимал ту действительность, те явления жизни, которые предстоит отобразить на сцене. Если один из них знает эту жизнь и потому имеет возможность творчески воссоздать ее на сцене, а другой этой жизни совсем не знает, творческое взаимодействие становится невозможным.
В самом деле, допустим, что режиссер обладает известным запасом знаний, жизненных наблюдений, мыслей и суждений о той жизни, которую нужно отобразить на сцене. У актера же никакого багажа нет. Что получится? Режиссер сможет творить, актер же будет вынужден механически подчиняться его воле. Будет происходить одностороннее воздействие режиссера на актера, творческое же взаимодействие не состоится.
Теперь представим себе, что актер хорошо знает жизнь, а режиссер знает ее плохо, -- что произойдет в этом случае? Актер получит возможность творить и своим творчеством будет воздействовать на режиссера. Обратного же воздействия со стороны режиссера он получить не сможет. Указания режиссера неизбежно окажутся малосодержательными, неубедительными для актера. Режиссер утратит свою руководящую роль и будет беспомощно плестись в хвосте творческой работы актерского коллектива. Работа будет протекать стихийно, неорганизованно, начнется творческий разнобой, и спектакль не приобретет того идейно- художественного единства, той внутренней и внешней гармонии, которая является законом для всех искусств.
Таким образом, оба варианта -- и когда режиссер деспотически подавляет творческую личность актера, и когда он теряет свою руководящую роль -- в одинаковой степени отрицательно сказываются на общей работе -- на спектакле. Только при верных творческих взаимоотношениях между режиссером и артистом возникает их взаимодействие, сотворчество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: