Законспектировать материал.




Профессиональная этика

 

Профессиональная этика представляет собой систему мораль­ных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Содержание любой профессиональной этики основывается на общих и частных принципах.

Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность, иногда перерастающую в корпоративность;

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, со­держания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т. е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества.

В связи с этим выделяются традиционные виды профессио­нальной этики (педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого) и сравнительно новые виды профессиональной этики, по­явление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этибиоэтика).

 

 

Задание. Изучить содержание дидактических карточек,

вы­полните обобщение материала.

Карточка 1. Педагогическая этика.

Преподаватель обязан в своей деятельности думать о лич­ности своего ученика, не унижать ее, а возвышать, не навязы­вать свои убеждения, а развивать жажду познания и умение ана­лизировать. Преподаватьэто значит учить и стимулировать стремление к знаниям, а не беспрерывно проверять и отторгать от учения.

Педагогическая этика обязывает уважать личность учени­ка и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Карточка 2. Врачебная этика.

Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способство­вать смерти пациента. Заканчивая соответствующее учебное заведение, будущий врач дает клятву Гиппократа, которую он должен соблюдать невзирая ни на какие обстоятельства. Это своеобразный моральный кодекс врача.

Карточка 3. Этика ученого.

Этика ученого включает требование бескорыстного служе­ния истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопус­тимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. К сожалению, этот аспект человеческой деятельности по сей день не получил должного об­суждения и степени ответственности. Сверхкорпоративность ученых, их особая убежденность в собственной непогрешимости и особой роли в развитии цивилизации в подавляющем числе слу­чаев спокойно соседствует с подыгрыванием политическим силам, безоглядным служением власть имущим и сокрытием всей истины от сообщества. Самые выдающиеся ученые, увенчанные наградами, славой и прочими атрибутами признанных гениев, дали возмож­ность испытать ядерное и другое оружие на живых людях. Речь идет не только о варварских бомбардировках США в Японии, но и об учениях с применением ядерных, химических, биологических средств поражения с непосредственным участием в них людей в США, СССР и других странах.

Другая сторона безнравственности заключается в имитации собственных достижений, подгонке результатов эксперимента под желаемую гипотезу. Ради степеней и званий, удовлетворения собственных комплексов лжеученые способны на подлог, плагиат, подлость по отношению к оппоненту. Под видом борьбы научных школ они не допускают в круг избранных, не дают возможность получить признание и доказать правоту тем, кто развивает и доказывает не угодную им точку зрения.

Карточка 4. Этика менеджера.

Определенная сложность имеется у менеджера, который, вы­полняя свой служебный долг и защищая интересы фирмы, вынужден прибегать к различным приемам и действиям, не всегда сочетае­мым с абсолютной моралью. В таких случаях на первый план вы­двигаются корпоративные принципы, желание достичь определен­ных материальных выгод. Такая ситуация может возникнуть и на переговорах, и при проведении маркетинга, и во взаимоотношениях с коллегами или потребителями.

Карточка 5. Этика офицера.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь.

Профессиональная этика в условиях воинской службы тре­бует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисципли­нированности, преданности Родине.

Карточка 6. Этика бухгалтера.

Для людей этой профессии речь, прежде всего, идет о таких почти библейских заповедях, как честность, объективность и без­ошибочность. В соответствии с этими принципами бухгалтер не может в своей работе руководствоваться личными интереса­ми, предрассудками или идти на поводу у работодателя в ущерб достоверности. Кроме этого, под честностью подразумевается не только правдивость, но и беспристрастность и надежность. Причем, как следует из некоторых кодексов, бухгалтер не только сам не должен идти против истины, но и обязан избегать таких ситуаций, когда на него оказывается давление со стороны других лиц.

Карточка 7. Юридическая этика.

Непростые проблемы приходится решать юристу-адвока­ту. Его профессиональный долг — осуществлять защиту любого преступника. Адвокат может отказаться от ведения дела, если личность преступника или совершенное им преступление вызы­вает полное неприятие, но если он принял дело, то обязан вести его со всем профессиональным умением и неукоснительно следо­вать букве закона. Нельзя забывать, что судэто состязание обвинения в лице прокурора и защиты в лице адвоката, а реше­ние принимает другой юристсудья, поэтому действия адвока­та не могут быть аморальны только исходя из факта защиты обвиняемого. В то же время недопустимо, как и в любом ином случае, применение недостоверных сведений и нечестных мето­дов доказательства своей правоты как для адвоката, так и для прокурора. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его винов­ности), верности закону.

Вывод. Грань между допустимым и недопустимым, между служебным долгом и требованиями нравственности очень зыбкая и характерна для каждого конкретного случая. И только высокие личные качества человека, атмосфера честности и справедливости всего общества могут гарантировать соблюдение этических норм.

 

 

Домашнее задание:

Законспектировать материал.

Заполнить словарь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: