Некоторые айны на севере являются членами Русской православной церкви.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

 

Проект по географии

Тема: «Русские Японцы (Айны) »

 

 

Авторы:

Пономарева Кристина Дмитриевна,

Кузнецова Алёна Андреевна,

Хасанова Аделина Руслановна

ученицы 9а класса

МБОУ СОШ №34 г.Ижевск

 

Руководитель:

Лизунова Ирина Юрьевна,

учитель географии

МБОУ СОШ № 34 г. Ижевска

 

Ижевск 2017

Введение

Айны-Народ, древнейшее население Японских островов. Своеобразный народ, занимающий среди множества малых народов Земли особое место. До сих пор он пользуется таким вниманием в мировой науке, какого не удостаивались многие гораздо большие народы. Это был прекрасный и сильный народ, вся жизнь которого была связана с лесом, реками, морем и островами. Язык, европеоидные черты лица, роскошные бороды резко отличали айнов от соседних монголоидных племен.

В древности айны населяли ряд районов Приморья, Сахалин, Хонсю, Хоккайдо, Курильские острова, юг Камчатки. Жили в землянках, сооружали каркасные дома, носили набедренные повязки южного типа и пользовались закрытой меховой одеждой как жители севера. Айны соединили знания, умения, обычаи и приемы таежных охотников и прибрежных рыболовов, южных собирателей даров моря и северных морских зверобоев.

 

Айны в России

Национальные меньшинства, проживающие в Сахалинской области, Хабаровском крае и на Камчатке. Несмотря на то что по переписи населения 2010 года только 109 человек определили себя как айны, принято считать, что как минимум 1000 человек имеют айнское происхождение. Большинство из тех, кто признал себя как айна, проживают на территории Камчатки, хотя на самом деле наибольшее число айнов (хоть они себя таковыми и не признают) живут на Сахалине. Этот народ можно разделить на 6 групп, 3 из которых, к сожалению, вымерли.

1. Камчатскиеайны — в русскоязычных текстах встречаются как Камчатские куриль. Прекратили существование как отдельный народ. Последний раз замечены русскими исследователями в XVIII веке.

2. Северокурильские айны. До 1875 года существовали под управлением русских. Впервые попали под управление японцев после Петербургского договора. В основном проживали на острове Шумшу и частично на Парамушире.

3. Южнокурильскиеайны — до XVIII века насчитывалось почти 2000 человек, в основном на Кунашире, Итурупе и Урупе. В 1884 году их количество сократилось до 500. Около 50 отдельных представителей (в основном метисов), которые остались на островах к 1941 году, были эвакуированы на Хоккайдо японцами вскоре после Второй мировой войны.

4. Амурские айны — отдельные представители, женившиеся на этнических русских и этнических ульчанках. Отмечены Брониславом Пилсудским в начале XX века.

5. Северосахалинские айны — только пять чистокровных представителей были зарегистрированы во время переписи 1926 года. Большинство сахалинскихайны (в основном с побережья) были переселены на Хоккайдо в 1875 году японцами

6. Южносахалинскиеайны— после Второй мировой войны Япония эвакуировала почти всех айны на Хоккайдо. Отдельные изолированные представители остались на Сахалине. В 1949 году насчитывалось около 100 айнов, проживающих на советском Сахалине.

Язык айнов — загадка для исследователей. До сих пор не доказано его родство с другими языками мира, xoтя лингвисты делали много попыток сопоставить айнский язык с другими языками. Его сопоставляли не только с языками соседних народов — корейцев и нивхов, но и с такими «далекими» языками, как иврит и баскский.

 

 

Жилища

Традиционными жилищами айнов являются хижины, крытые тростником, в форме большого квадрата, иногда круга, или прямоугольника. Конструкция проста: ставился деревянный каркас, оплетался прутьями, а стены обкладываются любым подручным материалом — камышом, соломой, древесной корой. Хижина без внутренних перегородок. Вместо крыши — соломенные снопы. Единственное окно находилось на восточной стене, дверных проемов было два или один. Вход в жилище завешивался полотном.

Очаг открытого типа, как правило, располагался в самом доме— вблизи стены или посредине.. Огонь в очаге священен. И обязанность хозяйки — постоянно поддерживать его. Если он погаснет, это плохое предзнаменование. На угли традиционно бросалось немножко еды и несколько капель напитка для духов и умерших предков. Дым выходил через дымовые отверстия, которые делались на двух противоположных сторонах крыши или через примитивное окно в крыше, которое было прикрыто тростниковой дверцей.

Вместо мебели айны сидели на вышитых подушках для сидения. Для кроватей использовались доски, которые застилали матами, а в качестве покрывал использовали кожи.

 

Национальная одежда

Национальная одежда айнов — халат, украшенный ярким орнаментом, меховая шайкаили венок. Национальную одежду шьют из тканей (до этого её шили из растительных средств), а украшают ее богатой вышивкой. Почти каждая айнская деревня имеет свой особый рисунок вышивки. Вышивки на мужской и женской одежде различаются. Мужчина ни за что не наденет одежду с «женской» вышивкой, и наоборот. До сих пор еще на лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуировочную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Татуировкой украшают лоб и руки до локтя. Нанесение татуировки очень болезненный процесс, поэтому его обычно растягивают на несколько лет. Руки,лоб женщина чаще всего татуирует лишь после замужества.

 

Национальная кухня

Национальная айнская кухня состоит главным образом из растительной и рыбной пищи. Хозяйки знают много разнообразных рецептов студней, супов из свежей и сушеной рыбы. В прежние времена распространенной приправой к пище служил особый сорт беловатой глины.

Религия

Айны традиционно являются анимистами, полагающими, что всё в природе обладает внутренним «камуи» («kamuy»), т.е. духом или божеством. Разумеется, существует иерархия камуи.

Самым важным божеством является Праматерь-Земля (огонь), затем идут камуи гор (животные), морские камуи (морские животные) и, наконец, все остальные. У айнов нет священников – по профессии, так сказать. Староста деревни при необходимости исполняет любые религиозные обряды. Церемонии ограничиваются возлиянием рисового пива, чтением молитвы и подношением ивовых палочек. Палочки называются «инау» («inau») в единственном числе и «нуса» («nusa») – во множественном. Они размещаются на алтаре, чтобы «отправить назад» духи убитых животных.

Айны благодарят богов перед едой и молятся богу огня во время болезни. Они полагают, что их души являются бессмертными и после смерти плоти возвращаются в КамуиМосир (KamuyMosir) – Землю богов.

Некоторые айны на севере являются членами Русской православной церкви.

Семья

В выборе спутника жизни айнская женщина пользуется значительно большей свободой, чем женщины многих других народов Востока. Айны вполне справедливо считают, что вопросы брака касаются в первую очередь тех, кто в него вступает, и в меньшей степени всех окружающих, в том числе родителей жениха и невесты. От детей требуют, чтобы они с почтением выслушали родительское слово, после чего они вольны поступать, как пожелают. За айнской девушкой признается право свататься к приглянувшемуся ей юноше. Если сватовство встречает согласие, жених покидает своих родителей и переселяется в дом невесты.

Мальчиков воспитывает отец семейства. Он учит их охотиться, ориентироваться на местности, выбирать кратчайшую дорогу в лесу и многому другому. Воспитание девочек возлагается на мать. В случаях, когда дети нарушают установленные правила поведения, совершают оплошности или проступки, родители рассказывают им различные поучительные легенды и истории, предпочитая это средство воздействия на психику ребенка физическому наказанию.

Айны дают имена детям не сразу после рождения, как это делают европейцы, а в возрасте от одного года до десяти лет, а то и позже. Чаще всего имя айна отражает отличительное свойство его характера, присущую ему индивидуальную черту, например: Эгоистичный, Грязнуля, Справедливый, Хороший оратор, Заика и т. п. Прозвищ у айнов нет, в них нет надобности при подобной системе имен.

Традиции

Если вы, например, хотите войти в чужой дом, то прежде чем переступить порог, надо несколько раз кашлянуть. После этого можно входить при условии, однако, что вы знакомы с хозяином. Если же вы пришли к нему впервые, следует подождать, пока хозяин сам выйдет вам навстречу.

В айнских селениях у восточной стены домов можно увидеть обструганные ивовые палочки различных размеров, украшенные пучком стружек, перед которыми айны совершают молитвы – инау. С их помощью айны выражают богам свое почтение, передают свои пожелания, просьбы благословить людей и лесных зверей, благодарят богов за содеянное. Сюда приходят помолитсяайны, отправляясь на охоту или в дальний путь или же вернувшись.

Главное торжество айнов - медвежий праздник. Четыре года в одной из айнских семей выращивали медвежонка. Ему отдавали лучшую пищу. И вот животное, взращенное с любовью и старанием, в один прекрасный день намечалось убить. Утром в день убиения айны устраивали массовый плач перед клеткой медведя. После чего зверя выводили из клетки и надевали ритуальные украшения. Затем его вели по деревне, и пока присутствующие шумом и криками отвлекали внимание зверя, молодые охотники один за другим прыгали на животное, на мгновение прижимаясь к нему, стараясь коснуться головы, и тотчас отскакивали: своеобразный обряд “целования” зверя. Чести “отправить”, т.е. убить медведя из лука мог удостоиться любой охотник, по желанию хозяина животного, но это должен был быть приезжий. Нужно было попасть точно в сердце. Мясо животного укладывалось на еловые лапы и раздавалось с учетом старшинства и родовитости. Кости аккуратно собирали и уносили в лес. В селении устанавливалась тишина. Считалось, что медведь уже в пути, и шум может сбить его с дороги.

Наука

У айнов весьма оригинальная система счета. Они считают «двадцатками». Таких понятий, как «сотня», «тысяча», у них нет. Число 100 айны выражают, как «пятью двадцать», 110 — «шестью двадцать без десяти». Система счета усложняется тем, что к «двадцаткам» нельзя прибавлять, от них можно лишь отнимать. Так, например, если айн захочет сообщить, что ему 23 года, он скажет так: «Мне семь лет плюс десять лет, вычтенные из дважды двадцати лет».

 

 

 

Хозяйство

Основой хозяйства айнов с давних времен были рыболовство и охота на морского и лесного зверя. Все необходимое для жизни они добывали неподалеку от дома: рыбу, дичь, съедобные дикие растения, луб вяза и крапивное волокно для одежды. Земледелием почти совсем не занимались.

Охотничье вооружение айнов составляли лук, длинный нож и рогатина. Широко применялись различные западни и ловушки. В рыбной ловле айны издавна использовали «марек» — острогу с подвижным поворотным крючком, захватывающим рыбу. Рыбу ловили нередко по ночам, привлекая ее светом факелов.

 

 

Список литературы:

1. https://disgustingmen.com/history/ainu-peopl

2. https://www.gumilev-center.ru/zagadka-ajjnov-aborigenov-yaponii/

3. https://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1326&page=3

4. https://sakhbut.narod.ru/13_Ainy.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: