О начальной работе над формированием целостных слуходвигательных навыков




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВААНИЯ

«КУШВИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО

АППАРАТА СКРИПАЧА.

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ»

 

 

Составила: Куранова Г.Н.

г.Кушва 21.03.2012г.

 

Введение

Скрипичная педагогика как наука о воспитании и обучении скрипача и ее прикладная ветвь – методика обучения на скрипке – заметно отстают от тенденций передовой педагогической практики наших дней.

В этом, возможно, кроется причина того, что, несмотря на очевидные достижения, сохраняется немало проблем, которые делают начальный этап освоения инструмента слишком трудоемким, а его результаты порой недостаточно перспективными и стабильными, доступными лишь ограниченному числу детей из тех, кто переступил порог скрипичных классов музыкальных школ.

Кроме того, достигнутый в нашей стране высокий профессиональный уровень скрипичного исполнительства, в сущности, никак не влияет на весьма скромное состояние массовой скрипичной культуры, о чем свидетельствует отсутствие у нас любительского смычкового музицирования, имеющего глубокие корни и широко распространенного на Западе. А это в первую очередь зависит от результативности обучения исполнителей на смычковых инструментах, в частности скрипачей, в ДМШ.

Какие же трудности ограничивают эффективность работы и препятствуют расширению скрипичных классов в музыкальных школах? К первому следует отнести проблемы музыкально – художественного порядка. Это слабость личностного, духовно – эмоционального, а следовательно и интерпретаторского начала в исполнении музыки, его некая «объективность» в ущерб необходимой в искусстве субъективности выражения.

К трудностям другого типа относятся разного рода технические (прежде всего мышечно-двигательные) неполадки, которые бывают как явными (например, несоответствие игровых движений рук особенностям физической конституции ученика), так и глубинными, скрытыми от внешнего наблюдения. Как правило, любые технические проблемы уходят своими корнями в недостаточно целесообразное приспособление рук начинающего скрипача к инструменту и нерациональное выполнение ими основных игровых движений.

Ясно, что эти технические проблемы, будучи органически связаны с пониманием и исполнением музыки, с желанием серьезно заниматься ею (хотя бы и в любительском плане) в большой мере сдерживают творческое развитие молодых скрипачей.

Одно из основных положений отечественной музыкальной педагогики – единство процесса формирования исполнительской техники начинающего музыканта и его музыкально – художественного развития. Крупный отечественный педагог – пианист Л.В.Николаев сформулировал его следующим образом: «Техническое мастерство – только средство, выявление художественных намерений – цель. Первое без второго бесцельно, а второе без первого неосуществимо». Но это требование, в свою очередь не может быть реализовано без углубленного изучения узко технических проблем, ибо для развития художественного мастерства музыканту необходим подлинно свободный и хорошо управляемый исполнительский аппарат.

Отечественными скрипичными педагогами проделана огромная работа по созданию эффективных методов освобождения и рационализации исполнительского аппарата скрипача. В данной области имеется ряд неясных вопросов, относящихся, в частности, к изучению взаимосвязи общей постановки скрипача и двигательных форм приспособления левой и правой рук к игровому процессу. Не случайно в практике мы нередко встречаем учеников (а порой и взрослых скрипачей), руки которых плохо, без учета физических и психофизических особенностей данного индивида, приспособлены к инструменту, что препятствует не только техническому, но и музыкальному развитию, часто приводит к профессиональным заболеваниям.

 

 

О начальной работе над формированием целостных слуходвигательных навыков

В игровом процессе руки скрипача, как известно, производят весьма сложные, совершенно различные для каждой руки движения, что весьма затрудняет их координацию. Поэтому они должны быть свободными от излишних мышечных напряжений, чтобы выполнять только те движения, которые необходимы для осуществления той или иной звуковой задачи. Свобода и экономия движений – этот девиз должен быть положен в основу работы над аппаратом скрипача.

На первой стадии обучения ученик должен освоить базовые элементы всех основных навыков техники левой и правой рук – от самых элементарных игровых движений до достаточно сложных. Вот почему начальный период, когда закладывается фундамент всего последующего развития скрипача,

следует считать особенно важным и ответственным.

Работая с начинающими скрипачами над постановкой рук и организацией игровых движений, необходимо привлечь ему рациональные игровые навыки. Нужно с первых шагов ограждать его от закрепления неверных приёмов игры, поскольку любая перестройка основных движений рук скрипача связана с большими физическими и психологическими трудностями.

Как уже говорилось, положение и движение рук скрипача неодинаковы в своих исходных моментах, что влечёт за собой сложность их координации в игровом процессе. Ученик к тому же должен одновременно читать ноты, представлять желаемое звучание, слушать себя. Понятно, что при коротком, неустойчивом внимании ребёнка, а также при отсутствии зрительных ощущений (в наблюдении за игровым процессом участвуют только слуховые, мышечно-двигательные и осязательные анализаторы) привить ему сложные навыки постановки рук и координации их движений чрезвычайно трудно. Этот процесс требует большой выдержки, и терпения со стороны педагога и ученика.

Особенно сложно избавить ребёнка от внутренних напряжений, которые выражаются в нарушении дыхания при игре, в движениях губ, голосовых призвуках. Но ещё труднее перестроить исполнительский аппарат играющего скрипача, который страдает укоренившимися недостатками. Легче наладить правильную постановку рук и организовать целесообразные движения у начинающего, пока он не приобрёл плохих привычек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: