Проблемы начальной постановки левой руки скрипача




Каждый педагог знает, к каким трудностям в овладении игрой на скрипке ведёт так называемый хватательный рефлекс левой руки. Нередко начинающие скрипачи крепко сжимают шейку скрипки большим и указательным пальцами. Как правило, сильное сжимание шейки инструмента вызвано обострённым предслышанием того, что должно прозвучать (на это указывает выдающийся скрипач и педагог, профессор Московской консерватории Л.М.Цейтлин).

Основное педагогическое требование – настойчиво бороться с хватательным рефлексом у начинающих скрипачей. С этой целью педагог должен прежде всего стремиться, чтобы скрипка с самого начала лежала в руке ученика совершенно свободно. Эта задача решается не просто, особенно на первом этапе обучения.

Ребёнку трудно разграничивать те или иные физиологические состояния своих мышц.

Проблема хватательного рефлекса левой руки тесно связана с так называемыми опорными точками, в которых фиксируется инструмент.

Наиболее рациональная постановка скрипача предусматривает две точки опоры для инструмента. Одна из них постоянная, неизменная – находится на ключице (К.Г.Мострас).

Вторая точка опоры обеспечивается кистью левой руки, располагаясь между большим и основанием указательного пальца. Она характеризуется, как переменная. Анализируя механизм работы пальцев, нетрудно убедиться в том, что наилучшие условия для её обеспечения и, следовательно развития беглости, создаются при рациональном удерживании шейки скрипки между большим и указательным пальцами. Необходимо отыскать такие условия, при которых удерживание шейки не сопровождалось бы её сжиманием, тормозящим движение пальцев на грифе.

В ходе работы с начинающими скрипачами были проведены наблюдения над освоением постановки левой руки. В результате был выбран гибкий способ удерживания скрипки в двух точках опоры без фиксации прикосновения указательного пальца к шейке скрипки.

Предлагаемый метод обучения базируется на двух ключевых положениях:

1. с самых первых занятий необходимо учить начинающих легко отделять указательный палец от шейки скрипки;

2. упорядочение действий пальцев левой руки на грифе целесообразно начинать не с 1-го или 4-го пальцев, а со 2-го и 3-го, почти одновременно, с расстоянием в полтона между ними. За ними следует 4-ый и, наконец 1-ый. Самое главное – основание указательного пальца не должно касаться шейки скрипки. Указательный палец слегка отдаляется от шейки скрипки, и отводится от 2-го пальца к порожку. Тогда внешнее условие механического сжимания шейки скрипки большим и указательным пальцами, приводящие к зажиму остальных пальцев, будет устранено.

Лёгкое отделение указательного пальца от шейки скрипки рекомендовалось многими педагогами: К.Флешем, А.Г.Григоряном, К.Г.Мострасом и др. Однако во всех случаях речь шла об игре с вибрацией, а последнее вводится в игру начинающего скрипача гораздо позже. В нашем случае предлагается применять приём отведения указательного пальца от шейки скрипки уже на первых уроках, в качестве начального момента в работе по приспособлению и удерживанию скрипки и упорядочению движений пальцев левой руки на грифе.

В тот момент, когда указательный палец отделяется от шейки скрипки, опорными становятся средний и безымянный пальцы. Поэтому они должны хорошо опираться на гриф подушечками. Между ними и большим пальцем должны быть «окошко». При этом очень важно, чтобы указательный палец совсем легко касался шейки своей первой фалангой или же (что лучше) вообще не соприкасался с ней. Тогда отпадает причина сжимания шейки большим и указательным пальцами.
Во всех предыдущих скрипичных школах и пособиях для начинающих после упражнений на открытых струнах следует расположение пальцев левой руки, начиная с первого, затем второй, третий и четвертый. Исходя из практики работы с малышами Й.Йордановой и моей тоже, оказалось, что намного более рационально расставлять пальцы на грифе, начиная со второго и третьего, с расстоянием в полтона между ними. За ними следует четвертый и, наконец первый. Самое главное – основание указательного пальца не должно касаться шейки скрипки. Указательный палец слегка отдаляется от шейки скрипки, и отводится от второго назад к порожку. Тогда внешнее условие механического сжимания шейки скрипки большим и указательным пальцами, приводящее к зажиму остальных пальцев, будет устранено.

Каковы преимущества этого расположения пальцев?

1.Преодолевая хватательный рефлекс между большим и указательным пальцами, при котором обычно, несмотря на усилия педагога, получает зажатие шейки скрипки и руки в целом.

2.Обеспечивает более естественное и свободное положение ладони левой руки по отношению к грифу, что является предпосылкой раннего формирования свободных вибрационных движений в кистевом суставе.

3.Создаются условия для большого объёма используемых нот – таким образом, упражнения и песенки, исполняемые на данном этапе, становятся значительно богаче и разнообразнее.

4.Они могут исполняться не только в мажоре(1позиция), но и в миноре (3позиция).

Прежде всего в работе преследуется цель приобретения инструментального навыка нейтрализации хватательного рефлекса, о котором пишет Ю.Я.Янкелевич в своей книге «Педагогическое наследие»

Правильная постановка вопроса проблемы и поиск ответа на вопрос в естественном освобождении пальцев левой руки начинающего ученика-скрипача, помогает найти верное решение на искоренение устоявшейся в практике проблемы – сжатия кисти левой руки скрипача.
Нельзя ставить левую руку с первого пальца на гриф скрипки, потому что он и есть главная проблема. Он (1-й - указательный палец) сжимает, сковывает мышцы пальцев левой руки. Отсюда как цепная реакция, в старой постановке левой руки, образуется мышечный «замок», который все больше и больше с годами становиться камнем преткновения в свободе игры, уже практикующих профессиональных скрипачей, музыкантов.
У большого и указательного пальцев и мизинца есть сгибательные и разгибательные, самостоятельные мышцы. У среднего и безымянного пальцев есть самостоятельные, сгибательные мышцы, а разгибательных, самостоятельных мышц у этих пальцев НЕТ, есть одна мышца, связующая средний и безымянный пальцы.
Большой палец – сгибаешь – разгибаешь, очень свободно мы можем согнуть иразогнуть указательный палец и мизинец. Попробуйте согнуть все пальцы на своей руке и потом разгибайте каждый отдельно, и вы увидите, что большой палец, указательный и мизинец разогнуться легко, особенно указательный, но уже средний будет разгибаться медленно, а безымянный палец мы будем разгибать с большим трудом».
И так, если самые подвижные пальцы, то есть большой палец и особенно указательный палец левой руки, имея самостоятельные, сгибательные и разгибательные мышцы при постановке на гриф выполняют задачу «зажима» - фиксации шейки скрипки, то есть большой опорный палец придерживает гриф снизу, а самый (!) подвижный - указательный палец закрепляет фиксацию грифа. Получается, что указательный палец левой руки скрипача в корне выполняет не правильную задачу, он при фиксации сразу сокращает мышцы всей ладони левой руки, тем самым не дает подвижности и сковывает и без того, ограниченную свободу среднего и безымянного пальцев, а в добавок ко всему, связывает «по рукам и ногам» подвижный мизинец, происходит совершенно противоестественный «замок» пальцев всей левой руки.
Но есть еще одно немаловажное обстоятельство, заставляющее отказаться от воспроизведения начинающими интервала восходящей большой секунды (сочетания открытой струны и 1-го пальца).
На него обратил внимание М. М. Берлянчик (4*) в работах, посвященных совершенствованию методологии начального обучения скрипача. Речь идет о явлении, открытом акустиком Н.А.Гарбузовым (Гарбузов Н.А. Возникновение гармонических образов при восприятии мелодии // Проблемы физиологической акустики.Т.1 М., 1949. с. 153-158.) и в последствии, использованном музыковедом Ю.Н.Тюлиным в его фундаментальной работе «Учение о гармонии». Суть его состоит в том, что при воспроизведении восходящей большой секунды след первого звука после прекращения его звучания совершенно стирается в восприятии. Таким образом, маленький скрипач теряет возможность, верно, оценить чистоту второго звука и интервала в целом.
Когда же вместо секунды от открытой струны звучит восходящая большая или малая терция, то первый звук не исчезает из оперативной памяти (представления), так как второй, терцовый тон как бы накладывается на него и вместе с ним образует гармонический комплекс - созвучие. Таким образом, предлагаемый нами метод первичной организации действий на грифе пальцев левой руки не только сохраняет свободу указательного пальца, но к тому же оптимизирует развитие ученика основ ладоинтонационного восприятия и мышления, а тем самым совершенствует и звуковысотное интонирование».
«Вот почему, исходя из анатомических особенностей рук, восприятие детьми 4-6 лет двух тоновых мотивов (Б3, М3) и используя результаты нашей работы, мы рекомендуем упорядочение четырех пальцев левой руки, начиная со второго пальца. Для того, чтобы обеспечить опору для всей кисти и взаимной связи с соседними пальцами, почти одновременно с ним мы ставим и третий палец. Когда эти два пальца (2-средний и 3 безымянный) «устроены» удобно, а свобода их движений и чистая интонация обоих звуков обеспечена, могут быть поставлены последовательно остальные два пальца – прежде всего четвертый (мизинец) и после этого – первый (указательный) палец».
Необходимо выстраивать упражнения и пьески, не противоречащие природной основе нашего произношения, на первоначальном этапе обучения на скрипке, то есть произношение первых слов маленькими детьми.
И совершенно естественным образом соприкасаясь в освоении музыкального инструмента, в данном случае скрипки, начинающий ученик, легко усвоив первые в жизни слова, начинает эти самые звуковые интонации воспроизводить на своем инструменте, закрепляя их в музыкальных звуках, сыгранных самостоятельно!
Й.Йорданова, в своей работе «Некоторые вопросы, связанные с первоначальной постановкой левой руки скрипача» пишет:
Исследования многих ученых – музыкантов, опыт работы педагогов – теоретиков со всей очевидностью указывают, что двух тоновый мотив, составляющий интервал малой и большой терций, легче, чем другие интервалы осмысливаются детьми, так как связываются с жизненными явлениями.И действительно, если ребенка попросить при помощи музыкальных звуков обратиться к другому ребенку по имени или воспроизвести подобным образом собственное имя, то, как правило, прозвучит нисходящая малая или большая терции. Образный подтекст этих двух интервалов (Б3 и М3) – «радостная» и «печальная», «большая» и «малая» определяется яркой (Б3) большой терцией - это, например, зов веселой большой кукушки. То ли несколько приглушенной мягкой окраской звука (М3) – кукушка печальная, маленькая. Это фактически первое звукосочетание, воспроизводимое на скрипке с участием пальцев и смычка».
В 1982 году на международной конференции Европейской ассоциации педагогов струнных инструментов (ESTA) в г.Граце (Австрия) Иегуди Минухин познакомившись с новой методикой Йовы Йордановой публично сказал:
«ЭТО НОВОЕ СЛОВО В СКРИПИЧНОЙ ПЕДАГОГИКЕ!».
Именно всех детей настоящего и будущего был создан уникальный научный учебный труд «БУКВАРЬ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СКРИПАЧЕЙ», продолжающий великие классические традиции мировой скрипичной школы и способствующий правильному и интенсивному развитию начинающих скрипачей.
Можно сказать с уверенностью – «Букварь для маленьких скрипачей» и научные работы Йовы Йордановой скрипичного педагога практика и теоретика, имеющего за плечами полувековой стаж работы с детьми – музыкантами, среди которых десятки Лауреатов международных конкурсов – это новая эра в современной педагогике скрипичного искусства.

Кратко резюмируем вышеизложенное.

1. Посредством легкого отделения указательного пальца от шейки скрипки может быть решен вопрос об ограничении вредного воздействия хватательного рефлекса при постановке левой руки, что является основой развития ее техники.

2. Начало освоения грифа вторым и третьим пальцами обеспечивает необходимую устойчивость всего пальцевого аппарата, поскольку эти пальцы охватывают большую площадь грифа.

3. Почти одновременная постановка второго и третьего пальцев создает хорошие перспективы для эффективного развития интонационного восприятия и мышления ученика.

4. Постановка левой руки, начинающаяся со второго и третьего пальцев в сочетании с легким отделением указательного пальца от шейки скрипки, неизменно приводит к дольшей свободе руки, особенно при переходах в позиции, что также создает оптимальные условия для освоения вибрато уже на раннем этапе обучения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: