МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ




Министерство науки и высшего образования и науки РФ

ФГБОУВО «Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Педагогический институт

Кафедра всеобщей истории

 

Средневековая Европа и Русь в представлениях современников и историков

Направление подготовки: 44.03.05 – Педагогическое образование
Профиль подготовки: История. Обществознание История. Иностранный язык (Английский язык).
Форма обучения: очная

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Составитель: доцент, к.и.н. А.Г. Лапшин

 

1. Введение

Семинарские занятия в курсе «Отечественная и зарубежная медиевистика» - форма учебной работы студента, позволяющая приобщить его к научному использованию источников и литературы, а также закрепить и углубить имеющиеся у него знания. Именно в этом качестве она была впервые использована выдающимся учёным-историком и педагогом В.Н.Герье в Московском университете ещё в конце XIX-го века.

Учебная работа, связанная с этим видом занятий, включает два этапа: 1 - подготовка к работе на семинаре, 2 - работа на семинаре. Оба этапа предполагают творческий характер работы, но каждый из них имеет свою специфику.

 

1.1. Подготовка к работе на семинаре

Подготовку к семинару следует организовать разумно, по определенному алгоритму. При этом следует помнить, что тема каждого семинарского занятия коррелирует с темой определенной лекции. Это означает, студент должен соотносить между собой материалы лекций и материалы семинарских занятий.

К теме каждого семинара даётся определённый план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список литературы, в том числе, и обязательной. Работу следует организовать в такой последовательности:

1. Прочтение рекомендованных глав из различных учебников.

2. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка.

3. Анализ каждой группы историографических источников.

4. Синтез информации, извлеченной из источников.

5. Выявление соответствий между данными источников и внеисточниковой информацией, происходящей из учебной и научной литературы.

6. Систематизация всей собранной информации в соответствии с вопросами семинарского занятия.

Всю эту работу студент проделывает самостоятельно, ориентируясь на методические рекомендации к семинарским занятиям, и, при необходимости, обращаясь к преподавателю за консультацией.

Особое внимание следует уделить вопросу достоверности информации, извлекаемой из источников. От этого напрямую зависит степень аргументированности выводов студента, сделанных на основе анализа источников.

Выводы из анализа археологического комплекса должны делаться самостоятельно. Однако, в обязательном порядке следует соотнести собственные выводы с выводами профессиональных исследователей и тезисами, признанными в науке. Вместе с тем, следует помнить, что не все научные положения являются бесспорной истиной. Критическое отношение (конечно, обдуманное) является обязательным элементом научной аналитической работы.

Подготовьте ответы на каждый вопрос плана. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам.

 

1.2. Работа на семинаре

Работа студента на семинаре осуществляется в двух формах:

1. выступление с подготовленным докладом/сообщением по одному из вопросов темы семинарского занятия;

2. участие в обсуждении доклада/сообщения (дополнения и/или критика представленного в докладе)

В рамках коллективного обсуждения устного доклада /сообщения следует обратить внимание на следующие вопросы:

· полнота и глубина раскрытия темы,

· самостоятельности выводов,

· ступень аргументированности выводов

· логики развития мысли и изложения материала.

В соответствии с Положением ВлГУ о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов выполнение студентами программы семинарских занятий (выступления с докладами/сообщениями, участие в обсуждении вопросов тем семинарских занятий и т.д.) учитывается текущим контролем в рамках выполнения семестрового плана самостоятельной работы.

 

 

Тема 1.

Историческая мысль как часть социального сознания

Цель семинара: рассмотреть основные термины и понятия исторической науки; охарактеризовать историческую мыль как часть социального знания.

Используемые технологии преподавания: метод проблемного изложения материала, хронологический и понятийный тренинги, анализ конкретных ситуаций, репродуктивный метод.

 

1. Основные термины и понятия исторической науки:

1.1. история, историография, историописание

1.2. историческая наука/знание и историческая память/сознание

1.3. факт исторический и факт научный

1.4. Историческое сознание и проблема идентичности

2. Историческое сознание и проблема идентичности

2.1. типология социокультурной идентичности

2.2. исторические мифы и национальная идентичность

2.3. историческая культура и историческое сознание.

3. Фальсификация истории

3.1. Источниковедение.

3.2. Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России

3.3. Мошенничество в науке

 

Литература

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М: Дрофа, 2004. С.8-31.

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика — М.: Кругъ, 2011. – Гл. 11. Историческое сознание и проблема идентичности… - С. 451-502.

Галмагова Г.М., Кокаревич М.Н. Типология форм социокультурной идентичности // Вестник науки Сибири. 2018, №3 (30). С. 48-60. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-form-sotsiokulturnoy-identichnosti/viewer

Мединский В. Интересная история // Российская газета - Федеральный выпуск №7311 (145) - – URL: https://rg.ru/2017/07/04/vladimir-medinskij-vpervye-otvechaet-kritikam-svoej-dissertacii.html

Словарь средневековой культуры. Под редакцией А. Я. Гуревича. М.: «Россия», 2003 г. С. 199-208: https://cult-lib.ru/doc/dictionary/medieval-culture/index.htm

 

Медиа материалы

Иванов С. Исторические подделки и подлинники // Arzamas. Просветительский проект, посвящённый истории культуры. – URL: https://arzamas.academy/courses/7

Курилла И. Зачем фальсифицируют историю // Arzamas. Просветительский проект, посвящённый истории культуры. – URL: https://arzamas.academy/materials/189

Сиренов А. Подделки исторических источников в России // Academia. Научно-популярный проект телеканала «Культура» – URL:

· https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/154806/video_id/154806/

· https://www.youtube.com/watch?v=CcxBw-iv1Eg

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: