содержат практические советы, как знакомить дошкольников с живой и неживой природой в весенний период




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СТАРШАЯ ГРУППА

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.
Воспитатель продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках; воспитывает у детей любовь к природе, стремление охранять ее.
Воспитатель закрепляет и углубляет трудовые навыки и умения детей, приучает старательно, аккуратно выполнять трудовые поручения, развивает желание помочь старшим.

СПОСОБЫОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
Наблюдения за неживой и живой природой в старшей группе носят более систематический и длительный характер, чем в предыдущих группах. Во время прогулок воспитатель читает стихотворения о природе, загадывает загадки, знакомит с народными пословицами, что, несомненно, усиливает впечатления детей.
Дети старшей группы систематически ведут календарь природы, где фиксируют изменения. Календарь природы может быть, например, таким: на листе картона в правом углу помещается картинка с изображением пейзажа данного сезона; посередине делается кармашек, в который вставляются рисунки детей, отражающие изменения в природе. На обороте рисунка воспитатель записывает дату, имя ребенка, содержание рисунка (со слов ребенка).
В кармашек можно поместить и лучший рисунок на тему природы, выполненный на занятии по изобразительной деятельности. Общее количество рисунков не должно быть более 12-15. В конце сезона дети под руководством воспитателя рассматривают их, вспоминают свои наблюдения, делают выводы.

Наблюдения за явлениями неживой природы
Иногда детям кажется, что снова пришла зима: «Опять метель и холодно, пасмурно, по дороге бежит поземка, даже узоры на стеклах разрисовал мороз». Воспитатель предлагает посмотреть повнимательнее и отметить характерные признаки прихода весны. Дети замечают изменение пути солнца и делают вывод, что день стал прибавляться, небо стало ярко-синим, появились кучевые облака.
Объясните детям, что они образовались при нагревании воздуха. Чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Они не закрывают все небо, как зимой, а держатся кучками. Очень красивы облака ранней весной, особенно если посмотреть на них через кружевную сеть веток березы, липы, тополя.
Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Баратынского:
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Снег. Снег оседает с каждым днем все больше, цвет его становится серым. Спросите детей, почему утром снег покрывается белой корочкой - настом.
Под крышей висит красивая бахрома сосулек, которые днем падают, разбиваясь на прозрачные ледяные осколки. Объясните, почему днем они тают. Обратите внимание, что сосульки тают не со всех сторон крыши. Объясните почему. Познакомьте детей со сторонами света.
Воспитатель, наблюдая вместе с детьми утренний заморозок, сообщает им народную пословицу: «Зима лето пугает, а сама тает». Все рады весне, солнцу. Везде звучат веселые голоса, стучат лопаты, с крыш сбрасывают снег. И ребята на своем участке помогают дворнику убирать снег.
Спросите, где его труднее убирать: с дорожек, на которых он спрессовался, или там, где лежит рыхлым слоем. Дворник разбивает снег на дорожках ломом, ребята помогают его разбрасывать. Понаблюдайте, где быстрее он растает: на темном асфальте или там, где его еще не раскололи.
Когда зажурчат ручьи, у детей возникают увлекательные игры. Помогите им изготовить различные лодочки.
Ребят интересует, куда исчезает вода. Пойдите по течению ручейков. Бурные потоки воды, стремящиеся к водоему, производят сильное впечатление. В городе покажите, что вода сливается в приемники, а затем через особые трубы попадет в реку.
Не пропустите ледохода, покажите его детям. Обратите их внимание, что около реки собралось много желающих посмотреть ледоход.
Предложите послушать треск ломающихся льдин, понаблюдать за движением массы льда по течению реки, рассмотреть отдельные льдины, их величину, цвет, толщину. Спросите, почему растаял лед на реке, во что он скоро превратится.
Обратите внимание, как много птиц летает над рекой. Пусть узнают и назовут знакомых.
После прогулки к реке во время ледохода прочитайте детям отрывок «Ледоход» из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова внука».
Побывайте на реке во время половодья. Пусть дети посмотрят, как высоко поднялась вода, какая она мутная, какое быстрое течение. Спросите, почему теперь в реке так много воды. После этой прогулки прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Наблюдения за растительным миром
Прогулки в парк. В парке под деревьями еще лежит снег, так как солнце сквозь деревья проникает медленнее и таяние задерживается. Но около стволов всюду появились воронки: это нагрелась от солнца темная нижняя часть ствола и растопила возле себя снег. Садовники обрезают ненужные ветки. Соберите их и поставьте в воду в групповой комнате.
Посмотрите, где уже показалась из-под снега первая проталина, первая травка. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Найдите бурые бугорки корневищ мать-и-мачехи, посадите одно растение в горшочек и поставьте на окно в группе. Скоро на чешуйчатых стебельках появится первый весенний цветок, гораздо раньше, чем расцветет он на участке. Спросите детей почему.
Скоро начнет зеленеть трава. Оживают и деревья. Осина покрылась мохнатыми сережками. И тополь развесил свои сережки. На остальных деревьях уже надулись почки - того и гляди лопнут и появятся нежные листочки.
Полюбуйтесь с детьми красотой весеннего парка, свежестью молодой травы и первых цветов. Скажите, что рвать цветы не нужно: они быстро завянут, а в траве долго еще будут цвести и радовать всех, кто придет в парк.
Цветущие растения. На окне давно отцвели первые цветки мать-и-мачехи, остались лишь пушистые головки, похожие на одуванчик. Пусть дети вспомнят одуванчик и сравнят эти растения: у мать-и-мачехи стебель опушенный, побеги покрыты чешуйками. Листья, которые появляются позднее, сверху гладкие, зеленые, а снизу покрыты мягкими волосками. Если приложить лист ворсистой стороной к щеке, кажется, что он теплый, как ласковое прикосновение матери, а зеленая гладкая сторона холодная. Поэтому так и назвали растение. У одуванчика стебель гладкий, прямой, внизу розетка резных листьев.
Необходимо познакомить детей со всеми весенними цветущими растениями леса, рассмотреть их.
Обращайте внимание на форму и окраску цветков растений: на изящную форму подснежника, на разноцветные цветки медуницы. Расскажите, что нектар находится только в розовых цветах и пчелы это знают: ни одна не сядет на синий цветок, в котором нектара нет.
Интересен мохнатый фиолетовый цветок, похожий на колокольчик. Это сон-трава. Рассмотрите кремовый цветок ветреницы, тонкий стебелек которой раскачивается от весеннего ветра. А вот и маленькие желтые звездочки. Это гусиный лук. Рассмотрите хохлатку, ее интересную форму.
Скажите детям, что все это многолетние цветущие растения. Их никто не рассаживает. Цветут они раньше всех, когда деревья еще не покрылись листьями, любят простор и свет. Все эти цветы имеют приятный, слабый запах.
Скажите детям, что поэты написали много стихотворений о весенних растениях. Прочитайте стихотворение Е. Серовой «Подснежник»:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед,-
Раз пришел разведчик -
И весна придет!
Цветущие растения на участке. На участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие, цветение растений и научились ухаживать за ними. Украшают детский сад анютины глазки, рассаженные на широкой рабатке в 3-4 ряда. Получается красивый пестрый ковер, который всегда привлекает внимание детей.
Предложите угадать по цвету бутона, какой расцветет цветок. Через некоторое время дети проверяют свои предположения.
Рано зацветают тюльпаны, нарциссы, которые рассаживаются осенью луковицами. За ними цветут ирис, мак, дельфиниум, флоксы, лилии.
Предлагайте описывать растения и сравнивать их по высоте стебля, листьям, форме и окраске цветка. Расскажите и в процессе работы покажите, что у многолетних растений на зиму отмирают надземные части, а весной отрастают вновь. У некоторых травянистых растений луковицы и корневища сохраняются зимой в земле.
Луковицы гладиолусов и клубни георгинов каждую осень выкапывают и хранят в подвалах, а весной снова рассаживают.
Когда цветов будет много, поиграйте с детьми в игру «Магазин цветов». «Продавец» внимательно слушает «покупателя», который рассказывает, какое растение ему нужно, не называя его. Отгадавший «продавец» становится «покупателем».
Прогулки в лес. Побывайте с детьми в лесу в самый разгар весны, лучше в конце мая. Обратите внимание на красоту весеннего леса: на свежую зелень молодой травы и листвы, на яркость солнечного освещения на полянках, на щебетание птиц, на аромат воздуха, на красоту весенних цветов в траве.
Рассмотрите клен, березу, дуб, черемуху в момент их цветения. Найдите фиалку и ландыш. Полюбуйтесь ими, вдохните аромат. Прочитайте уже знакомое стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим - я и ты?
Рассмотрите, как цветут земляника и черника. Перед уходом из леса постойте на лесной поляне, прислушайтесь к лесным звукам. Прочитайте стихотворение Н. А. Некрасова «Зеленый шум»:
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!..
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако; все зелено -
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новый зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему...
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Старайтесь чаще бывать с детьми в лесу, отмечать изменения в жизни растений, насекомых и птиц. В природе много интересного, поэтому не следует брать разнообразные игрушки; лучше взять мячи, прыгалки, корзиночки или коробочки для сбора лесных находок.

Труд людей
В парках понаблюдайте за весенними работами. Садовники спешат подготовить все для отдыха людей: сажают цветы на клумбах и рабатках, рассаживают деревья и кустарники. Спросите, что будет сажать садовник возле беседок, чтобы была тень. (Бобы, ипомею (граммофончики), дикий виноград.)
Полюбуйтесь ровными рядами саженцев: здесь будет красивая аллея. Около читальни посадили липу, крона у нее как шатер. Когда липа вырастет, она даст много тени. Прочитайте детям стихотворение П. Воронько «Зеленый город»:
Мы посадим березы и клены -
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами -
Станут площади наши садами...
Любят зелень советские дети,
Любят наши деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым часом все краше
Молодое отечество наше!
Скажите, что каждый человек, любящий родную страну, старается украсить свой город деревьями и цветами.
Осмотрите деревья и кустарники на своем участке до начала сокодвижения и удалите поврежденные и сухие ветви. Теперь дети будут наблюдать за набуханием почек и ждать появления листьев. Они увидят, что листья распускаются в разное время: осина, клен, тополь сначала цветут, а потом у них появляются листья; береза цветет одновременно с распусканием листьев, а липа гораздо позже.
Начитаются работы в огороде: посев ранних овощных растений (моркови, укропа, петрушки) и посадка лука на зелень.

Наблюдения за животным миром
Насекомые. Обратите внимание детей на появление большого количества насекомых. Скажите, что они питаются в основном растительной пищей.
Дети замечают летающих над головой комариков. Это комары-толкуны. Скажите, что они рады солнцу. Есть народная примета: толкуны танцуют в воздухе - к хорошей погоде. Появляются бабочки: пестрая - крапивница, темная - траурница и лимонно-желтая - лимонница.
Предложите внимательно посмотреть на ствол березы. Там сидит, сложив крылья «домиком», бабочка, окраску которой трудно отличить от березовой коры. Это снеговая листовертка. Летом дети видели ее гусениц - желтых с белой полоской на спине. Они завертываются в листья березы, скручивая их трубкой, после чего листья увядают.
Обратите внимание на появление первых мух. Еще сонные, они сидят на заборе. Откуда-то выползли жуки. Все просыпаются, все греются на весеннем солнышке.
Птицы. Чувствуют весну и птицы. Воробьи громко чирикают, скачут целыми стаями. Прочитайте детям рассказ Е. Чарушина «Воробей». Предложите понаблюдать, что носят воробьи в клювах. Приглядевшись, ребята видят, что птицы собирают пушинки, кусочки ваты, и догадываются: воробьи устраивают гнезда, чтобы снести яйца и вывести птенцов.
Предложите детям помочь воробьям: пусть положат на кормушку не только корм, но и лоскутки теплого материала, шерстяные нитки, вату. Воробьи все это уносят, а дети рады: теперь птенцам будет тепло.
Сделайте вывод, что остальные птицы тоже улетели в леса вить гнезда.
Скоро возвратятся домой из далеких стран наши путешественники. Вспомните, что птицы не вьют гнезда на чужбине, а выводят птенцов на родине.
Шумно в школьных мастерских, где готовят для птиц скворечники. Расскажите, что скворечники изготавливают из дерева без единой щели, иначе птицы не поселятся в них: птенцы не выносят сквозняков и погибают. Доски строгают только с наружной стороны, внутри они остаются шероховатыми, чтобы птицам легче было вылезти. Крыша должна свободно сниматься. На дно скворечника насыпается немного опилок.
В старшей группе, как и в других группах, в конце марта проводится утренник, посвященный Дню птиц. На утреннике дети поют о птицах, читают стихотворения, водят хороводы, а затем идут на участок и устанавливают скворечники.
Они с нетерпением ждут первых гостей. Это, конечно, грачи.
Понаблюдайте за ними, спросите, какую пользу приносят грачи.
Вскоре появляются скворцы. Они деловито проверяют скворечники и, если им понравится, тут же заселяют их. Скворцы очень любят петь, сидя возле скворечника на дереве. Поют они самозабвенно, закатывая глаза и трепеща крыльями. Предложите прислушаться, и, к своему удивлению, дети услышат в их песне много знакомых звуков.
Вспомните загадку:
На шесте-дворец,
Во дворце - певец.
А зовут его...
(Скворец.)
Рассматривая внешний вид скворца, обратите внимание на его длинный и тонкий клюв, которым удобно выбирать из земли и на деревьях вредителей огородов, садов и леса. Везде скворец желанный гость!
В начале апреля прилетают жаворонки. Трудно представить весну без их пения. Пойдите с детьми на луг или окраину города. В тишине вы услышите переливчатые, веселые звуки. Посмотрите на небо: высоко-высоко вы увидите блестящую точку. Это поет жаворонок.
Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Жаворонок»:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны...»
Расскажите, что жаворонки собирают на проталинах зерна, осыпавшиеся семена сорных трав. Сам жаворонок невзрачный, оперение пестрое: от желтоватого до светло-коричневого. Клюв средней величины. Им он клюет как насекомых, так и зерно.
Послушайте, как шумно стало в парке. Это щебечут и свистят птицы. По яркому оперению дети узнают зяблика. Спинка у него темновато-бурая, хвост черный с белыми пятнышками, грудь и верхняя часть брюшка коричневато-красного цвета, голова серовато-голубая, лоб черный.
Зяблики живут и в лесах, и во фруктовых садах, собирают большое количество насекомых, потому что птенцов своих выкармливают только мягким кормом. Зяблики очень пугливы. Если человек дотронется до гнезда, зяблик бросает его вместе с птенцами. Поэтому надо быть очень осторожными.
В неволе он не приживается. Расскажите детям, что запрещено охотиться на птиц, разорять их гнезда и уничтожать птенцов.
Прогулки на водоем. Покажите детям, что жизнь появилась и в воде. Побывайте с ними на водоеме. Вода спокойная, и в ней плавают стайки маленьких рыбешек. Это мальки, которые вывелись из икры и живут самостоятельно. У берегов врда уже согрелась - они и выплыли на солнышко. Покормите мальков крошками, последите, как они будут есть.
Послушайте кваканье лягушек. Если получится, рассмотрите икринки. Расскажите, что из них выведутся головастики. Предложите детям поиграть на берегу с песком. Спросите, отчего он такой чистый. Перед уходом полюбуйтесь весенней речкой, зеленью, стрижами, ласточками, прилетевшими домой на родину; прочитайте стихотворение А. Плещеева «Сельская песня»:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
С нею солнце краше
И весна милей...
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Дикие и домашние животные. Побеседуйте с детьми о том, как живут звери в лесу весной. Снег тает, все звери просыпаются и начинают бродить в поисках пищи. Вспомните, каким животным помогла скрываться зимой окраска шерсти. Это заяц и белка. Зимой заяц был белым, а белка - серой.
Спросите, сохранился ли цвет шерсти весной, когда сошел снег. Дети отвечают, что заяц станет опять серым - под цвет земли, а белка рыжей - под цвет стволов сосны, где она любит жить. Расскажите, что животные сейчас линяют: выпадает зимняя густая шерсть, а вырастает летняя редкая. Так животные приспосабливаются. На севере, где холодно, шерсть животных не линяет.
Весной у многих животных появляются детеныши. На каждой прогулке рассказывайте о каком-нибудь животном, о его жизни весной. Сообщения должны быть краткими и интересными. Например:
«У зайчихи появились детеныши. Зайчата родились зрячими, пушистыми. Мама накормила их молоком и ускакала; больше она к ним не придет, чтобы своим запахом не привлекать к зайчатам врагов. Зайчата сидят под кустом притихшие, никуда не уходят. Мимо них проскачет другая зайчиха, остановится и накормит их молоком. Молоко жирное и очень сытное. Зайчата еще несколько дней будут сидеть на одном месте, а потом сами начнут есть молодую травку. Вот какие самостоятельные зайчата!»
«В глубокой темной норе у лисицы появились лисята. Когда они чуть подрастут, она вынесет их на солнышко, и они будут играть, лаять, как собачки».
«У белки рождается 3-5 бельчат. Они слепые, беспомощные и только через месяц начинают видеть».
«Медведица с медвежатами выходит из берлоги и приучает их к самостоятельной жизни: учит добывать корешки растений, находить ягоды, первые грибы, насекомых и их личинки».
Рассказывая о жизни животных весной, подчеркивайте, что люди охраняют весь молодняк, охота на животных весной строго запрещена.
У домашних животных весной тоже рождаются детеныши. Посмотрите котят и щенят, понаблюдайте, как они играют, как мать кормит их молоком. Обратите внимание на повадки котят. Они еще маленькие, но уже умеют подкрадываться к ползущему жуку, прыгают, хватают его лапой, выпускают когти, выгибают спину. Котята рождаются с этими повадками, так как всё кошки охотятся за мышами и их организм приспособился к такому добыванию пищи.
Прочитайте детям рассказы К. Д. Ушинского о животных: «Бишка», «Петушок с семьей», «Васька», «Курица и утята», «Лиса Патрикеевна», «Коровка», «Лошадка».

Работа с календарем
В начале июня рассмотрите с детьми рисунки в календаре природы, вспомните характерные признаки весны и расскажите о них. После рассматривания календаря сделайте с детьми вывод, что весной солнце прогревает воздух и почву, оживляя природу. Загадайте загадку, пусть дети пояснят ее:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает?
(Весной.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: