Как я развивал память
Сергей Михайлов
Автор четырех бумажных книг, выпущенных в издательствах БХВ, «Феникс», «Питер». Также на его счету две бумажные книги по теме изобразительного творчества, выпущенные в США. Изобретатель. Фотограф. Реализует себя в самых разных направлениях творчества. Живет в Краснодарском крае.
В начальной школе я учился плохо. Больше всего проблем было с чтением и письмом. В русском языке мне, как говорится, медведь на ухо наступил.
Я до сих пор пишу не очень грамотно. Важные тексты правлю у литературного редактора — иначе подвергаю себя риску насмешек.
Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю, что у меня плохая память. Стал читать больше, а потом и дошел до способов развития памяти.
Стихи
Поскольку память ассоциируется с запоминанием списков, то, я решил учить стихи. Выучил томик любовной лирики. Маяковского и Пушкина, заучивал целыми поэмами, до сих пор могу процитировать первую главу «Евгения Онегина».
Развил ли я память после таких упражнений? Нет! Зато декламацией стихов я вызывал улыбку девушек. Одну удивил так, что она стала моей женой.
Помню, весной мы стояли на берегу Амура, шел ледоход, сталкиваясь, громадные глыбы звенели, как колокольчики. Наступил вечер, но было уже не так холодно, как зимой. Теплый ветер дул с Амурского Утеса, на котором стоит Муравьев Амурский, изображенный на пятитысячной купюре. Я тихо напевал романс Шаляпина «Уймитесь, сомнения и страсти».
Как, вошли в образ? Может быть, вам захотелось взглянуть на красноватый билет банка России, чтобы лучше представить место, где мы были? Возможно, вы никогда не были на набережной Амура, но в вашем воображении (памяти) промелькнули кадры фильма...
|
Так работает наше воображение — память.
Геометрические задачи
В школе я решал геометрические задачи в уме. Правда, не относил это умение на счет памяти. Также мне казалось очевидным, что я могу запоминать радиоэлектронные схемы и номиналы радиоэлементов. Что тут такого? Так мы не ценим то, что имеем, и желаем того, чего у нас нет.
Однажды мне попалась в руки книжка по начертательной геометрии. В ней нужно было составлять проволочные конструкции по двум или трем проекциям. Во время поездки на работу я занимался по книжке и навострился так, что смог решать эти задачи в уме, а сами проволочные конструкции вращать в воображении.
Развило ли это мою память? Нет.
Песни
Следующий эксперимент был в запоминании песен. Я учил песни «Битлз». Слова невозможно было разобрать на слух, поэтому я гадал, записывал, искал тексты в библиотеке.
Однажды нашел, кажется, в местной газете «Молодой дальневосточник» переводы песен группы «Rollingstones». Сразу побежал в магазин «Мелодия» и купил все пластинки этой группы.
Память не развил, зато разработал английский язык, что помогло мне в понимании жизни. Я подрабатывал переводчиком у американских туристов, приезжавших в Хабаровск. Потом знание английского языка помогло мне победить в конкурсе американского правительства и поехать в США.
Системы репрезентации
Следующий этап в развитии памяти был после того, как я понял, что память многогранна и связана с различными системами репрезентации.
Основных систем репрезентации три: звуковая, визуальная, кинестетическая, для развития систем репрезентации можно придумать упражнение на каждый из каналов.
|
1. Мелодии можно запоминать и просвистывать. Или пытаться подыгрывать на гармошке.
2. Визуальные образы можно воскрешать в памяти и манипулировать ими.
3. Тактильные образы можно тоже сознательно вызвать, а от тактильных образов один шаг до попыток управлять своим телом (что весьма рискованно, но это отдельная тема). Пробовал воскрешать тактильные образы перышек, ледяных и горячих шариков, озноба, жара...
Развилась ли моя память после этого? Нет. Я запоминал информацию примерно с той же скоростью, что и прежде.
Творческое воображение и память
Следующий этап в области запоминания наступил после осознания того, что воображение и память находятся рядом. Вернее, оба процесса используют одни и те же участки мозга.
Лучший способ развить воображения был придуман Генрихом Альтшуллером в ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).