Особенности формирования исторического развития России.




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИМЕНИ В.Б.БОБКОВА ФИЛИАЛ

Кафедра теории права и гуманитарных дисциплин

 

ЛЕКЦИЯ

на тему: « История как наука. Древняя Русь (IX - первая половина XII в.) »

Дисциплина: «История»

Автор: В.Г.Качалова, профессор кафедры теории права и гуманитарных дисциплин, д.и.н., профессор

(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)

 

Санкт-Петербург

 

Введение

История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя, ремесла и производства.

Учебные вопросы:

Особенности формирования исторического развития России.

 

О племенах и народах, обитавших на Восточно-Европейской равнине в древности, мы можем судить по археологическим памятникам, по этнографическим исследованиям, по топонимике (т.е. по сохранившимся географическим названиям), а также по тем письменным источникам, которые дошли до нас.

О первых обитателях периода бронзового века в Северном Причерноморье – киммерийцах нам известно из сочинений древнегреческих историков, клинописных текстов Древнего Востока и Библии. В V в. до н.э., по свидетельству древнегреческого историка Геродота, они представляли сильный союз племен, заселивших степи Северного Причерноморья и Крым. От киммерийцев до нас дошли найденные археологами изделия из бронзы, черные лощеные сосуды, катакомбная и срубная культуры. Существует мнение о принадлежности киммерийцев к адыго-абхазской языковой группе.

С VII в. до н.э. началась греческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья. Древние греки основывали свои города и колонии преимущественно в устьях рек, в удобных морских бухтах и прибрежных районах. Греческие города Ольвия, Херсонес (близ современного Севастополя), Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис и другие были центрами торговли, где шел оживленный обмен товарами земледелия, ремесел, рыболовства. Около 480 г. до н.э. в результате объединения греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах, на нижней Кубани и в Восточном Приазовье образовалось Боспорское государство со столицей Пантикапей (современная Керчь). Боспорское царство было важнейшим экспортером в города Греции и Малой Азии хлеба, скота, рыбы, а также рабов. Ввозились вина, оливковое масло, ткани, керамика, оружие, ювелирные изделия. IV–III вв. до н.э. – время экономического и культурного расцвета Боспорского царства. Археологи на месте древних греческих городов раскопали остатки городских укреплений и улиц, отдельных построек и храмов. Обнаружено также много предметов греческого искусства: роскошные вазы, золотые украшения тончайшей работы огромной художественной ценности, которые сегодня составляют гордость коллекции Государственного Эрмитажа.

Среди народов, населявших Причерноморские степи, особое место историки отводят скифам. Они пришли из Азии, затем расселились на северных берегах Черного моря, а в VII-V вв. до н.э. заняли Среднее и Южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. У скифов было развито земледелие, скотоводство и ремесла. Они торговали с греческими городами и нанимались в греческое войско. Скифские курганы донесли до нашего времени памятники яркой и оригинальной культуры этого могущественного народа. Скифы по антропологическому виду принадлежали не к азиатскому типу, как считали многие исследователи, а к европейской группе, как показали последние изыскания.

К началу новой эры в Южной Руси появляются сарматы – непримиримые соперники скифов. О них известно очень мало, лишь то, что они в истребительной войне одержали верх над скифами и заняли их земли Причерноморья и Прикаспия. По языку они принадлежали к иранской группе. Соприкосновение языка сарматов со славянским обогатило русский словарный запас. Под давлением других пришлых племен они оставили завоеванные земли. Их потомками, как считают этнографы, являются современные осетины.

В одно примерно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов. В IV в. до н.э. вождь готов Германарих путем завоеваний образовал здесь первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его «царство» входили не только готские, но и соседние с ним народы Восточной Европы – эсты, мери, мордва, а также венеды (так в начале нашей эры называли славян).

Государство готов просуществовало недолго. Оно пало под ударами гуннов. Массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. дало толчок так называемому Великому переселению народов. Нашествие гуннов открывает ряд опустошительных вторжений многочисленных азиатских племен на будущую территорию России.

Кочуя между Волгой и Дунаем, гунны образовали обширное, но непрочное государство. Наибольшего могущества гунны достигли в правление Аттилы. Под его управлением они орды ворвались в Европу, опустошая все на своем пути. После его смерти держава гуннов была сломлена внутренними междоусобицами и восстаниями подчиненных им европейских народов. Гунны были отброшены за Днепр, и само их государство исчезло. В памяти европейских народов они остались «племенем, превосходящим всякую меру дикости». В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары. Аварскому нашествию подвергались южные области восточных славян. Поработив часть славянских племен, авары («обры») жестоко их угнетали. Они совершали набеги на Византию, на германские племена, доставляя им массу беспокойств. На исходе VII в. авары были разгромлены франками. В начале X в. покорены венграми и исчезли. Русский летописец с удовлетворением записал, что вскоре авары «погибоша вся», а на Руси стали говорить «погибоша аки обре» (погибли как авары). Всем известны знаменитые строки А.С.Пушкина: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам...», но мало что о них известно. В VII в. из Азии пришли новые кочевые тюркские племена – хазары. Они образовали государство – Хазарский каганат. Это было самое крупное государство в Восточной Европе того времени, занимавшее все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. В результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественных держав. На несколько столетий она стала опасным соседом восточных славян. В руках каганата оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы, в том числе «из варяг в греки». Огромная дань, собираемая с покоренных народов, и пошлины, взимаемые с торговцев, обеспечивали процветание и благополучие этого государства. Этнически Хазария представляла собой конгломерат тюркских и угро-финских народов, ведущих полукочевой образ жизни. В VII в. в Хазарии осели иудеи, бежавшие из Византии. В Хазарии было построено несколько крупных городов: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле современного Дербента), Итиль (столица) на Волге, Саркал и др. Хазары занимались скотоводством, земледелием, а также совершали опустошительные набеги на соседей. Во главе Хазарского государства стоял каган, власть которого держалась на военной силе и слепом почитании. В первой половине VIII в. хазарская знать и сам каган приняли иудейскую веру. Постепенно Хазарское государство превратилось в паразитическое, живя исключительно за счет посреднической торговли, сбора дани с проезжавших через территорию Хазарии купцов (с них брали 1/10 часть стоимости товара). Значительной статьей дохода была работорговля. Набеги на соседние, преимущественно славянские земли давали хазарам большое количество рабов, которых купцы продавали по всему миру.

В X в. Хазарский каганат был разгромлен русской ратью. Хазария по существу прекратила свое существование как сильное государство. С ее падением движение народов с Востока усилилось. В южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы, а позднее татары.

Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники держались черноморских степей, не заходя на север, в лесные пространства. Восточные славяне в течение многих веков вели с кочевниками постоянные войны.

К концу X столетия на Восточно-Европейской равнине образовалось государство, называвшееся в то время Русью или Русской землей. Его населяли племена восточных славян. Сегодня никто уже не может сказать, когда появились они в Европе. Но в начале первого тысячелетия славяне входили в число европейских народов. Характерные черты этого времени продолжали определять пять древних центров цивилизаций: Ханьская империя в Китае, Кушанское царство в Средней Азии, империя Гуптов в Индии, царство Сасанидов (включавшее Иран, Месопотамию, часть Средней Азии) и Римская империя (охватившая страны Западной и Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии). Занимая огромные территории, эти государства предпринимали грандиозные по тому времени походы, прокладывали новые торговые пути, которые связали Индию, а затем и Китай со странами Средиземноморья. Совершалось проникновение культур, раздвигались пределы тогдашнего мира, создавалось представление о взаимной связи народов, о всемирной истории. На европейские племена особое влияние оказала греко-латинская цивилизация. Она дала первый пример частнособственнических и товарно-денежных отношений, демократического правления (города-полисы, республиканское и федеративное управление городами во главе с Римом). В Римской империи были созданы законы, регулировавшие положение частной собственности, торговли, сельского хозяйства, образования, семьи и предоставившие свободы и права гражданам (в том числе и на управление государством). Восточные цивилизации Азии и Африки дали образцы другого типа государства – деспотии, власти, не стесненной никакими законами, опиравшейся лишь на силу. Условием существования такой власти была государственная собственность и полная зависимость от нее людей. При всем том, что Рим оказал огромное влияние на жизнь европейских народов, в Средние века Европа еще не была лидером. Страны Востока с их культурой, духовностью, экономическим богатством превосходили Европу.

История древних цивилизаций теснейшим образом была связана с развитием окружающих их кочевых, полукочевых и оседлых племен, населявших обширные пространства Европы, Центральной Азии и Сибири. Среди них были и славяне. Первые сведения о «великом народе венедах» (так называли древних славян) появились в трудах римских историков Плиния (77 г. н.э.) и Тацита (98 г. н.э.). Одним из древнейших мест обитания славян был бассейн верхнего и среднего течения Вислы и области к востоку от нее. С конца IV в. европейские племена оказались вовлечены в крупные миграционные процессы, получившие название Великого переселения народов. Заняв обширные территории в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе, славянство распалось на три ветви: западных, южных и восточных славян.

О развитии восточных славян накануне образования их государства в IX в. рассказывается в древнейшей русской летописи - «Повести временныхлет» (XII в.). Летопись повествует о расселении славян в Восточной Европе. В районе Киева жили поляне. Их соседями на западе были древляне, проживающие в лесистой местности, на юге – уличи, на севере – северяне. В бассейне верхнего течения Оки селились вятичи, в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины и Псковщины – кривичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (будущие новгородцы). Летописные источники свидетельствуют, что по уровню развития эти племена отличались друг от друга. Особое место в них отводится полянам. Территория, на которой проживали восточные славяне, получила название «Русь». Существует предположение, что именно земля полян получила название «Русь». Одно из племен, жившее на реке Рось, дало имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.

Однако вопрос о происхождении наименования «Русь» имеет различные толкования. Так, в отдельных летописях «Русь» обозначает все земли восточных славян, подвластные Киеву. По мнению некоторых исследователей, такое понимание термина – свидетельство того, что распространение названия «Русь» шло вслед за властью Киева и в итоге охватило весь восточно-славянский мир. Есть и иная точка зрения: термин «Русь» имеет неславянское происхождение, а происходит от скандинавского глагола «грести» и первоначально означал гребцов, мореходов. При заимствовании термина в прибалтийско-финские языки он стал звучать «Ruotsi» (или Rotsi), а при передаче его славянам он приобрел закономерную форму «Русь» (для сравнения: финское слово «Suomi» – в древнерусском языке превратилось в «Сумь»).

Основным занятием восточнославянских племен было земледелие. Природно-климатические условия Восточно-Европейской равнины (суровый климат, недостаточность плодородной почвы и др.) способствовали экстенсивному развитию сельского хозяйства.

Археологические данные дают возможность судить об орудиях труда восточных славян. На севере это были топор, мотыга, соха, взрыхляющая почву. В южных районах использовали деревянное рало, а затем деревянный плуг с железным лемехом. Наряду с земледелием славяне занимались скотоводством. Большим подспорьем в их хозяйстве были охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Успешно развивались различные ремесла: кузнечное, гончарное, строительное и др.

Значительную роль в жизни сельского населения играла община – мир, вервь. Это объясняется низким уровнем производительных сил, необходимостью огромных затрат труда. Община нужна была и как «колонизационная хозяйственно-социальная единица» для освоения диких лесных массивов или степей. Колонизация требовала постоянной взаимопомощи. Постепенно происходит перерастание родовой общины в сельскую (соседскую). Общинников объединяла теперь прежде всего общность территории и хозяйственной жизни, а не родство. Каждая община владела определенной территорией, на которой проживало несколько семей. Все владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь представляли собой личную собственность. В общем пользовании находились земля, луга, водоемы, промысловые угодья и др. Пахотная земля и покосы делились между семьями. Именно с этого времени складываются крепкие общинные традиции, влияющие на развитие России на протяжении многих веков.

В IX в., т.е. накануне образования Древнерусского государства, на Руси было не менее 24 крупных городов: Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Среди них был и Киев. Летописное свидетельство о его основании относится к VI в. В «Повести временных лет» рассказывается о легендарном основателе Киева Кие, его братьях Щеке, Хориве и их сестре Лыбеде.

Некоторые города возникали как укрепленные пункты. Они основывались на холме, при слиянии двух рек, что обеспечивало определенную защиту от врагов. В других городах отчетливо проступали черты ремесленных поселений. Часть городов строилась на торговых путях. Основной торговой дорогой того времени стал путь «из варяг в греки». Этот путь проходил из Скандинавии в Византию; он шел через Финский залив по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхову в озеро Ильмень и по реке Ловать, потом мелкими речками и «волоком» он шел к верховьям Днепра и по Днепру – в Черное море. Другой важный путь шел на юго-восток по Волге в землю волжских болгар и Хазарское царство, а далее – в Каспийское море.

В VII – IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя. Формировались племенные княжества, объединившиеся в союзы, которые насчитывали 120-150 отдельных племен. Каждое племя состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию. Таким образом, это были уже территориально-политические образования. Форму общественных отношений славян в VII–VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; народное собрание (вече) как высший орган власти, всеобщее вооружение населения. Во главе племенных союзов стояли князья, которые вышли из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин).

Славяне исповедовали языческую религию, которая возникла еще во времена палеолита. Они обожествляли землю, солнце, реки, явления природы. Важнейшими богами славян были: Род – творец и господин вселенной, Перун – бог грозы и войны, Даждьбог (Ярило, Хорос) – божество солнца, Велес – бог скота, Сварог – бог огня, Мокошь – богиня земли и плодородия и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что восточные славяне, являясь частью мира европейских народов, активно взаимодействовали с ними. Общественно-политические процессы, которые происходили там, заставили их мигрировать на восток и север. В процессе продвижения, находясь на более высокой ступени развития, славяне сумели ассимилировать балтийские и финские племена. Колонизация совпала с разложением родового строя, формированием особенностей хозяйственной и политической жизни.

2. Древнерусское государство, его отличительные черты.

 

Важным шагом по пути общественного развития восточных славян было образование в IХ в. государства, под названием Киевская Русь, которому предстояло сыграть огромную роль в истории Восточной Европы.

Киевская Русь (Древнерусское государство) – раннесредневековое государство, возникшее в IХ в. и просуществовавшее до начала 30-х гг. ХII в. Центром государства был Киев. Изначально ядро территории Древнерусского государства составляли земли, расположенные вдоль великого водного пути «из варяг в греки». К концу существования Киевской Руси она представляла собой крупнейшее государство Европы, простиравшееся от Балтики до Черного моря и от Карпат до междуречья Волги и Оки. Государственной организации у восточных славян предшествовали племенные княжения, союзы племен и суперсоюзы племен, тяготевшие к определенным центрам государствообразования. По мере перехода от одной формы политической организации к другой происходило формирование признаков государственности, главными из которых являются: размещение жителей по территориальному признаку, а не на основе кровных уз; наличие публичной власти, отделенной от массы народа; взимание налогов на содержание этой власти.

Возникновение Древнерусского государства было результатом длительного, естественного процесса развития общества. Оно появилось, когда для этого сложились объективные предпосылки и общество стало испытывать потребность в подобном институте.

Согласно древнерусским летописям, инициатором объединения южнорусских и северорусских земель был новгородский князь Олег, который овладел Киевом и сделал его центром своей державы.

Летописный рассказ о привании князей-варягов послужил основой для появления норманнской теории. Ее создателями считаются немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер, работавшие в середине и второй половине ХVIII в. в Петербургской Академии наук. На основе летописного рассказа немецкие историки пришли к выводу о том, что славяне были диким, необразованным народом, не способным создать свою государственность. Они утверждали, что государство на Руси было привнесено извне, приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры. Появление данной теории вполне объяснимо. С одной стороны, в середине ХVIII в. наблюдается засилье иностранцев в управлении русским государством. С другой стороны, немецкие историки исходили из идеи завоевания как основополагающего момента в возникновении государства. Эта идея была господствующей в европейской исторической науке с середины XVIII до середины XIX в.

Конечно, норманнская теория не имеет серьезного научного обоснования. Еще М.В. Ломоносов, первым вступивший в полемику с немецкими учеными, в своих исторических трудах говорил «о древности славянского народа», об этнических различиях славян и скандинавов, месте славян во всемирной истории. М.В. Ломоносов полагал также, что влияние языка и культуры скандинавов на славян было незначительным. Многие выводы Ломоносова нашли впоследствии подтверждение в трудах русских ученых «государственной школы» С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.

В современной науке преобладает мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Государство возникло в результате закономерного развития славянского общества. Образованию государства предшествовало объединение племен в союзы, а затем в союзы союзов (суперсоюзы). Важной и едва ли не коренной причиной их появления стал внешнеполитический фактор. По широко распространенному в историографии мнению, два таких суперсоюза – северный, во главе со словенами, и южный (так называемая «Русская земля»), во главе с полянами, являлись непосредственными предшественниками Киевской Руси. Норманны находились на той же стадии развития, что и общество славян. Они не проникали в славянские земли большими массами, чаще всего русские князья использовали их дружины как наемное войско. Варягов приглашали на княжение, следовательно, сама форма власти у восточных славян уже существовала. Археологические и письменные источники, изучение славянских языка и культуры VIII–IX вв. свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов. В то же время большинство историков признает, что первыми князьями на Руси действительно были варяги, правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря.

Историю Древнерусского государства условно разделяют на три периода:

Первый – время длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х гг. IХ в. почти до конца Х в., когда при Князе Владимире были присоединены радимичи и вятичи.

Второй – время существования единого Киевского государства, приблизительно со времени Владимира до 20-х гг. ХII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества.

Третий – эпоха феодальной раздробленности от 20-х гг. ХII в. до монгольских нашествий 30-40-х гг. ХIII в.

При первых киевских князьях – Олеге, Игоре, Ольге, Святославе – происходит интенсивное расширение территории за счет присоединения новых славянских племен, защита ее от степных кочевников. Особое место занимает борьба с Византией за установление равноправных дипломатических и торговых отношений. Основным итогом их деятельности стало объединение восточнославянских племен под властью Киева и защита южных рубежей еще совсем юного государства.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни. Князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, в ходе которой началось бурное развитие страны, что доказывало ее своевременность.

Важно отметить, что после смерти Владимира (1015 г.) уже при Ярославе Мудром Киевская Русь настолько окрепла и процветала, что стала одним из сильнейших государств в Европе, но после его смерти (1054 г.) оно утратило свое единство и распалось на ряд самостоятельных княжеств.

Княжеский съезд в г. Любече в 1097 г. фактически зафиксировал распад Руси на отдельные города-государства, хотя и были предприняты попытки приостановить этот процесс Владимиром Мономахом и Андреем Боголюбским.

Политические неурядицы стали первым бедствием Руси, вторым — соседство кочевников.

На Руси была образована система самостоятельных княжеств. Теперь князья боролись не за захват власти по всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей.

Надо подчеркнуть, что распад Киевской Руси не сразу нарушил государственное единство, но постепенно накапливались различия между северными, западными и южными княжествами. В каждом из них укреплялись местные особенности, в крупных княжествах был свой епископ, велась своя летопись, складывались свои традиции в государственной и культурной жизни.

Русь вступила в период, определяемый как «феодальнаяраздробленность» и прошла нелегкий путь от удельных княжеств к единому Московскому государству.

Термин «феодализм» стал широко употребляться в исторической науке с начала XVIII в. Им обозначалось условное наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора за выполнение какой-либо (обычно военной) службы.

Как отмечал Н.П.Павлов-Сильванский в своей работе «Феодализм в России»: «...причудливое сочетание относительной независимости каждого феодала и всеобщей взаимозависимости породило своеобразную систему политической организации – феодальную раздробленность». Необходимо отметить, что феодализм формировался как внеэтническая система, в рамках которой принципиальное значение имели сословные различия, а не культурно-языковые. Идеей, объединявшей в феодальную эпоху разные сословия, была идея общей веры, идея религиозная.

Русский феодализм отличался значительным своеобразием.

Роль Киева как общерусского центра в XII в. заметно уменьшилась, появились новые крупные политические центры – Новгород Великий, Владимиро-Суздальская (или Ростово-Суздальская) земля, Галицко-Во-лынская земля и др.

В современной научной литературе 1132 г. – дата смерти Мстислава Великого – рассматривается как точка отсчета длительной эпохи политической раздробленности Руси, продолжавшейся три с половиной столетия. Однако, распавшись, Русь не исчезла с лица земли, а произошла трансформация ее политической формы. Она продолжила свое существование в виде земель и княжеств, число которых с полутора десятков в середине XII в. доходит до пятидесяти к концу столетия. Выделение отдельных княжеств из состава Киевского государства сопровождалось быстрым развитием их экономики, культурным подъемом и активизацией внешнеполитической деятельности. Они занимают достойное место в ряду наиболее развитых в культурном отношении государств. Таким образом, политическая раздробленность Древнерусского государства, несмотря на ее определенные отрицательные последствия, способствовала дальнейшему прогрессу русских земель. Первое столетие эпохи раздробленности было временем, когда отдельные регионы Руси, свободно развиваясь и не испытывая давления со стороны, самостоятельно прокладывали свой дальнейший путь.

Новгородская боярская республика – существовала с 1136 по 1478 г. Занимала огромную территорию, на которой находились города Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Орешек и др. В ХП-ХШ вв. в состав Новгородской республики входил Псков, где затем возникла своя феодальная республика, существовавшая с 1348 по 1510 г. История Новгородской республики изобиловала как внутренними социальными потрясениями, так и многочисленными столкновениями с внешними врагами. За время существования республики в ней произошло около 80 крупных выступлений горожан. С середины XII до середины XV в. Новгород 26 раз воевал со шведами и 11 раз с Ливонским орденом. Во время монголо-татарского нашествия 1237-1240 гг. он избежал погрома, но в дальнейшем, как и другие русские земли, должен был платить дань Золотой Орде. Новгородская республика дольше многих других земель и княжеств сопротивлялась попыткам московских князей подчинить ее себе. Однако в результате похода Ивана III на Новгородскую землю, состоявшегося в 1478 г., республиканский строй здесь был ликвидирован, а Новгород подчинен Москве.

Владимиро-Суздальское княжество – крупнейшее территориальное образование в Северо-Восточной Руси. С X до середины XII в. – Ростово-Суздальское княжество, удел в составе Киевской Руси. Столицы – Ростов, Суздаль. В 30-х годах XII в. выходит из-под власти Киева. С середины XII в. стало великим княжеством. Столица перемещается во Владимир-на-Клязьме. Наивысшего культурно-экономического расцвета и политического могущества достигло в правление князей Юрия Владимировича Долгорукого, Андрея Юрьевича Боголюбского, Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. В 1238 г. княжество было разгромлено и опустошено монголо-татарами. В XIV-XV вв. находившаяся на его территории Москва становится центром объединения русских земель в единое государство, частью которого стали земли Владимиро-Суздальского княжества.

Галицко-Волынское княжество – крупнейшее в Южной Руси территориально-политическое образование, возникшее в 1199 г. в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств волынским князем Романом Мстиславичем. Наиболее крупными городами являлись Галич, Перемышль, Луцк, Львов, Холм, Владимир-Волынский. Наивысшего могущества достигает при князе Данииле Романовиче, когда в состав княжества входили территории Киевского, Турово-Пинского княжеств, Берестейская, Люблинская и другие земли. Галицко-Волынское княжество и его правители пользовались большим влиянием не только на Руси, но и в Западной Европе. После смерти Даниила Романовича княжество распалось, и по договору 1352 г. Галиция попала под власть Польши, а Волынь – под власть Литвы.

Несмотря на политический распад, русские земли не порвали многих связующих их нитей. В частности, сохранилось единство княжеского рода, правившего Русью. отдельные земли и княжества оказались закрепленными за различными ветвями сильно разросшегося рода Рюрика. Так, Владимиро-Суздальская земля становится родовым владением Владимира Мономаха и его по томков, из которых особенно яркий след в истории оставили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович.

Галицко-Волынской землей управляли потомки двух сыновей Ярослава Мудрого – Владимира (Ростиславичи) и Всеволода (Мономаховичи). Среди первых особо яркой фигурой был Ярослав Осмомысл, а наиболее выдающимися из Мономаховичей являлись Роман Мстиславич Волынский и его сын, Даниил Романович Галицкий.

Новгород же не был закреплен за какой-то определенной ветвью Рюриковичей. В силу особенностей политического устройства здесь на княжеском престоле сменяли друг друга представители различных княжеских родов.

Важнейшим связующим звеном между русскими землями в эту эпоху являлись религия и единая церковная организация. Как и прежде, Русь была единой митрополией во главе с киевским митрополитом, подразделявшейся на ряд церковно-административных территориальных единиц – епархий, возглавляемых епископами. Исключением являлся Новгород, где главой церковной организации был архиепископ (старший епископ). Этот сан был пожалован в 1155 г. Константинопольским патриархом новгородскому епископу Нифонту за особые заслуги перед церковью. После смерти Нифонта новгородцы не позволили отнять у главы своей епархии высокого сана и сохранили его. С 1156 г. они стали избирать себе архиепископа на вече. Позднее была выработана процедура избрания архиепископа, позволявшая как бы совместить принцип всенародного вечевого избрания с проявлением воли божией. Имена претендентов указывались на жребиях, которые запечатывались и помещались в Софийском соборе, откуда один из них брал слепец, монах или ребенок. Архиепископом становился тот, чье имя было указано в жребии.

Священнослужители на Руси осуществляли не только свои прямые функции, но и принимали активное участие в гражданской жизни, выполняя миротворческие, представительские, посреднические обязанности при светских правителях как во внутренних, так и в международных делах. Таким образом, высшие церковные иерархи в русских землях играли значительную роль в светских делах. Однако политический статус новгородского архиепископа заметно превышал соответствующий статус глав других епархий и был схож со статусом высших представителей духовенства католических стран Европы. Архиепископ новгородский играл не просто важную, но первостепенную роль в политике. Он возглавлял Совет господ, осуществлявший текущее управление республикой, являлся хранителем государственной казны, эталонов веса и мер. Архиепископ выполнял и судебные функции: судил всех людей по делам веры и церкви, по семейным и наследственным делам. Кроме того, он управлял и вершил суд над населением, проживавшим на землях архиепископской кафедры. В его распоряжении был особый конный «владычин полк».

Таким образом, с течением времени, наряду с родственными чертами, все явственнее проступали и различия между отдельными землями и княжествами, оказывавшие решающее воздействие на дальнейший ход их истории.

Заключение

Таким образом, эпоха политической раздробленности продолжалась до начала XVI в. В первый ее период, охватывавший одно столетие, шло быстрое и всестороннее развитие русских земель и одновременно поиск ими путей развития, выбор цивилизационных ориентиров. В ходе этого процесса формировались различные модели государств со своей спецификой социально-экономического и политического развития. Такой путь развития был прерван монголо-татарским нашествием в 30-х годах XIII в.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: