Историко-стилистический анализ




Аннотация

На хоровое произведение

«О, север мой»

Из цикла С. Слонимского «Два северных пейзажа»

 

 

Содержание:

1.Историко-стилистический анализ…………………………………..…3

2.Музыкально-теоретический анализ…………………………………...9

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………….16

4. Исполнительский анализ…………………………………………….24

Литература……………………………………………………………….26

Историко-стилистический анализ

"Слонимский, видимо, обладает тем особым даром, который выделяет одного композитора из многих: умением говорить на различных музыкальных языках, и при этом печатью личностного качества, лежащей на его произведениях". (Л. Равикович)

Сергей Михайлович СЛОНИМСКИЙ (р. 12 августа 1932, Ленинград)– советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог - профессор Санкт-Петербургской консерватории, в сущности - создатель целой школы. (Среди его учеников: В. Кобекин, А. Затин, А. Мревлов - всего более 30 членов Союза композиторов, в т. ч. и музыковеды). Музыкально-общественный деятель, заботящийся об увековечении памяти и исполнении незаслуженно забытых сочинений М. Мусоргского, В. Щербачева, даже Р. Шумана, - Сергей Слонимский является одним из авторитетнейших и признанных современных советских музыкантов, а также крупным музыковедом (ему принадлежат такие работы, как книга "Симфонии C. Прокофьева", статьи о Р. Шумане, Г. Малере, И. Стравинском, Д. Шостаковиче, М. Мусоргском, Н. Римском-Корсакове, М. Балакиреве).

Родившийся в 1932 г. в Ленинграде, в семье видного советского писателя М. Слонимского, будущий композитор унаследовал духовные традиции русской творческой интеллигенции. С раннего детства он помнил близких друзей отца: Е. Шварца, М. Зощенко, К. Федина, рассказы о М. Горьком, А. Грине, атмосферу напряженной, трудной и одновременно радостной писательской жизни. Все это быстро расширяло кругозор, обогащало внутренний мир ребенка, учило смотреть на мир глазами писателя, художника, творца. Острая наблюдательность, аналитический склад ума, четкость в оценках явлений, людей, поступков - постепенно развили в нем драматургическое мышление.

Заниматься композицией Слонимский начал в возрасте 11 лет под руководством Виссариона Шебалина. Проявившиеся с детских лет склонность к импровизации, любовь к музыкальному театру, увлечение С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем, М. Мусоргским - во многом определили творческий облик будущего композитора. В 1945—1950 годах он обучался игре на фортепиано у С. Савшинского и композиции у Арапова и Вольфензона, затем — в Ленинградской консерватории у О. Евлахова (композиция) и В. Нильсена (фортепиано). В 1958 году окончил аспирантуру под руководством Тер-Мартиросяна, со следующего года (и по сегодняшний день) преподаёт в консерватории музыкально-теоретические дисциплины и композицию.

Важнейшей творческой «школой» для С. Слонимского стал русский фольклор. Множество фольклорных экспедиций - "целая фольклорная консерватория" [9], по выражению автора, - прошли в постижении не только песни, но и народного характера, уклада русской деревни. Однако принципиальная художественная позиция Слонимского требовала чуткого вслушивания и в современный городской фольклор. Так в его музыку органично вошли интонации туристских и бардовских песен 60-х гг. (Кантата "Голос из хора" (на ст. A. Блока, 1964) – стала для композитора первым опытом сочетания далеких стилей в единое художественное целое, определенный впоследствии А. Шнитке как "полистилистика") [12].Хотя современное художественное мышление формировалось у Слонимского с детства, особенно важными стали 50-е - начало 60-х гг.: длительное общение с ленинградскими поэтами Е. Рейном, Г. Гэрбовским, И. Бродским, с актерами М. Козаковым, С. Юрским, с лениноведом B. Логиновым, кинорежиссером Г. Полокой оказало огромное влияние на композитора.

Сергей Михайлович Слонимский - один из тех немногих современных композиторов, в ком неизменно видят продолжателя традиций М. Мусоргского и С. Прокофьева. Не менее стойко в суждениях о композиторе подчеркивается и яркая индивидуальность музыки, ее запоминаемость и легкая узнаваемость. Опора на традиции и собственное "я" у него не исключают друг друга. Но к единству этих двух противоположностей добавляется еще и умение достоверно творить в музыкальных стилях разных времен и народов.

Признанный мастер оперной и симфонической музыки, композитор не менее успешно проявляет себя в камерных произведениях, в частности, в жанре хора a cappella, где он достигает удивительно тонкого синтеза художественного слова и музыки. Сочинений для хора a cappella у Слонимского не так много, но все они разные. Композитор также не тиражирует свои стилевые ступени в хоровом жанре, как и в остальных. В хоровой музыке стиль его письма более демократичен, чем в других областях творчества. Хоры отличаются богатым разнообразием образного строя, а также высоким уровнем мастерства работы с поэтическими текстами. В них блестяще использованы возможности фактуры a cappella – ее полнота и богатство сочетаются с экономным использованием выразительных средств. Композитор гибко использует хоровую полифоническую, и, благодаря высокому мастерству голосоведения, органично соединяет ее с гомофонно-гармоническим типом фактуры. Опираясь на строфическую структуру стиха, ее четкость и ясность, Слонимский создает разнообразные хоровые композиции, объединяющие свойства вокальных форм с инструментальными методами развития, отличающиеся множественностью формообразующих принципов.

Все это позволяет говорить о С. Слонимском как о ярком, самобытном мастере хорового письма.

Большое значение для композиторской деятельности Сергея Слонимского имело творчество М. И. Глинки. Именно в музыке замечательного русского художника Слонимский нашел близкие для себя приемы развития песенного материала (непрерывное развертывание, сосуществование и взаимодополнение разных тематических структур), свободного претворения национальных музыкальных жанров и народного ритмоинтонационного языка.

Всеволод Александрович Рождественский (1895 — 1977) — советский русский поэт, в начале 1920-х годов входивший в число «младших» акмеистов.

Печататься начал в Петербурге в гимназическом журнале «Ученик» (1910—1914), организатором и редактором которого был преподаватель латыни В. Янчевецкий — будущий известный писатель В. Ян. Первый сборник стихов «Гимназические годы» (1914) был издан без ведома автора на средства одноклассников. С 1915 г. печатался в журналах «Рудин», «Арион», «Новый Гиперборей», «Ковш» и др.

В 1920 г. принят во второй «Цех поэтов», влиянием поэтики акмеизма отмечены его сборники «Лето» и «Золотое веретено» (оба 1921). В наибольшей степени разрабатывал «экзотическую» линию акмеизма, восходящую к Н. С. Гумилёву: его стихи начала 1920-х годов в изобилии населены путешественниками, пиратами, корсарами, санкюлотами и т. п. В то же время Рождественскому, по мнению критиков, хорошо удавалась и пейзажная лирика, воспевающая (совсем не в акмеистическом духе) мирные радости сельской жизни и безмятежной любви. Во второй половине 1920-х гг. входил в творческое объединение ленинградских писателей «Содружество» (вместе с Н. Брауном, М. Комиссаровой, Б. Лавренёвым и др.).

Один из немногих младших акмеистов, продолжавший активно печататься в последующие годы: опубликовал около десятка стихотворных сборников (в основном в жанре интимной, городской и пейзажной лирики) и двухтомник избранного (1974). Его стихи, в целом сохранившие неплохую технику, демонстрируют постепенный переход от модернистской поэтики к традиционной, с небольшой долей «разрешённой» историко-географической романтики.

В 1918 г. привлечён М. Горьким к работе в издательстве «Всемирная литература» (перевод западноевропейской литературы и редактирование). Продолжал занятия переводом до конца жизни, наиболее близкой себе считая французскую поэзию. Включал переводы в сборники своих стихов; в конце жизни подготовил книгу избранных переводов «Средоточие времён», вышедшую посмертно. Многие переводы не опубликованы по сей день.

Рождественский является также автором ряда оперных либретто, песен и двух книг мемуаров — «Страницы жизни» (1962) и «Шкатулка памяти» (1972). Был членом редколлегии журналов «Звезда» и «Нева».

Образ северной, неяркой красоты новгородской земли неоднократно возникает в лирических пейзажах Рождественского. Север, Срединная Россия, Волга остались только детскими и отроческими воспоминаниями, очень яркими, но все же отдаленными. «Исконная русская земля, неистощимое богатство и своеобразие нашей северной природы пришли ко мне много позднее, в годы Отечественной войны, когда почти три года довелось странствовать по лесам и болотам Приладожья, вдоль всего течения реки Волхов, в окрестностях Новгорода и в Онежском межозерье». Позже Рождественский рассуждал об этом так: «Северная лесная природа стала неразлучным спутником моей юности. Она обогатила меня на всю жизнь неугасимой любовью к деревьям, цветам, воде, ко всякому крупному и малому зверю». Таким образом, появилось стихотворение «О, север мой», рисующее красоту зимнего пейзажа:

 

О, север мой, где ждут меня озера,

Холодные. Прозрачные до дна!

Я вслушиваюсь в смутный шорох бора.

Я понял, что такое тишина!

 

Мох на ветвях, узлистые коренья,

Грибная сырость, тихий дым костра.

Быть может это радость пробуждения

От дум, меня томивших до утра…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: