Золотая середина между двумя крайностями




Разъяснение истины о трех видах куфра

ИншаАллах, здесь Вы найдете ответ на вопросы «что выводит из Ислама и как сохранить свою Веру».

Абу Али аль-Ашари – редактор сайта Darulfikr.ru, автор многочисленных лекций и статей по акыде Ахлю-Сунна уаль Джамаа(школы имамов Ашари и Матуриди рахматуллаhи алейһим).

 

 

Караганды 1434/2013

Главная цель Darulfikr.ru - распространение истинного знания шейхов Шариата и Тариката "Ахлю-с-Сунна валь Джамаа", последователей четырех мазхабов фикха (ханафи, малики, шафии, ханбали), акыды имамов Абуль-Хасана Ашари и Абу Мансура аль-Матуриди, тасаввуфа имама Абуль-Касима аль-Джунайда, да будет доволен ими всеми Аллаx Таала.

 

Наш сайт: darulfikr.ru

Наши аудиоуроки можно просушать или скачать здесь: http://darulfikr.ru/audio_panel

С нами можно связаться по адресу e-mail:

ihsanmediakz@gmail.com

 

Разъяснение истины о трех видах куфра

Автор:

Абу Али аль-Аш'ари

Источник:

Даруль-Фикр.Ру

 

Введение

 

Наше время войдет в историю Ислама как самое невежественное время мусульман в отношении своей религии, несмотря на то, что мусульман очень много.

 

Невежество коснулось даже самих основ религии: многие люди не знают, что делает мусульманина мусульманином, полагая, что этническое происхождение определяет его вероисповедание.

 

И одной из самых болезненных и даже трагических форм невежества в наши дни является невежество в вопросах вероотступничества.

 

Большинство мусульман, даже те, кто считается учеными среди них, полагают, что мусульманин перестает им быть, если выбирает для себя другую религию, например, становится католиком или буддистом, а если человек считает себя мусульманином, то, что бы он ни говорил и ни делал, во что бы он ни верил, он продолжает быть мусульманином.

 

Вот пример этому. На одном из известных российских исламских сайтов задали вопрос:

 

 

«Регистрируясь на одном сайте знакомств, на вопрос «Ваше вероисповедание?» мой муж выбрал «не верю в Бога», хотя мой муж — мусульманин. Он объясняет это по-разному. Говорит, что все равно сайт несерьезный, он даже имя свое реальное не дал. Мой вопрос: является ли это куфром?»

 

Ответ Шамиля Аляутдинова:

 

«Безбожником (кяфиром) он не стал, если не собирался таковым становиться».

 

ИнналиЛлях ва инна илейхи раджиун.

 

Сложно найти более опасное заблуждение в нашей религии, чем это. Ведь человек может стать муртаддом (вероотступником) и умереть муртаддом, а сам об этом никогда и не узнает.

 

Ведь среди алимов четырех мазхабов есть единогласное мнение, что вероотступничество [далее «ридда»] бывает трех видов:

 

1. Куфр в убеждениях. Например, человек исповедует, что Аллах имеет начало, или что Аллах может ошибаться, или что у Аллаха может быть сын и т. д. Если человек в это верит, то он уже не считается мусульманином, даже если он эти убеждения не проговаривает и даже если он считает сам себя мусульманином.

 

2. Куфр в действиях. Это действия, которые заключают в себе унижение и издевательство над всем, что однозначно относится к религии, например, бросание Корана или книг по Исламу в мусор или грязное место. Это выводит человека из Ислама, если даже он совершал эти действия без желания унизить Коран или Ислам в целом. Для его неверия ставится условие, чтобы он знал, что именно выкидывает и

 

· 24.Т. е. то, что передается большим количеством передатчиков, так что они не могут договориться о лжи.

· 25.В этом вопросе есть соответствующая детализация, которой будет посвящена отдельная статья, иншАллах.

· 26.Шифа, 2\331.

· 27.Там же, 2\396-397.

· 28.«`Акд аль-джавахир ас-самина фи мазхаб алим аль-мадина», 3\297.

· 29.«Мухтасар Халиль», с. 281.

· 30.Сура «Ат-Тауба», аят 74.

· 31.Аль-Мугни, 4\370.

· 32.Сура «Ат-Тауба», аят 74.

· 33.Аль-Мугни, 12\298-299.

· 34.Аль-Фуру`, 6\164.

· 35.Далиль ат-Талиб, 317.

 

 

чтобы он делал это добровольно. А неверием это является, потому что само данное действие – это уже унижение Ислама, даже если человек этот смысл не вкладывает.

 

3. Куфр в словах. Это слова, внешний смысл которых содержит в себе явный куфр и которые могут быть поняты только так, например, если человек говорит: «Я не верю в Бога». Сказавший эти слова является кяфиром согласно мнению 4 мазхабов, даже если он сказал их в шутку или не считал так на самом деле. Исключение делается в случае, если человека силой принуждали их говорить. Неверием такие слова являются, потому что их автор проявляет пренебрежительное отношение к Аллаху и к самой религии, такое отношение есть неверие.

 

Это понимание, как мы докажем далее, является общепризнанным пониманием этого вопроса среди алимов четырех мазхабов. Но с распространением модернистского течения «Братья мусульмане», эти вопросы были поставлены под сомнение. Например, известный Саййид Сабик, автор книги «Фикху ас-сунна», пишет, что если человек совершает действия куфра или произносит слова куфра без убежденности в них, то это не выводит из Ислама. Это мнение распространяет современный «Ихван», например, аль-Кардави и его последователи по всему миру.

 

Это искажение Ислама страшно тем, что масса людей может находиться и находится в наши дни в неверии одного из этих трех видов. Если они умрут без покаяния, то попадут в Ад навечно, и вина, во многом, будет лежать на этих «современных алимах», которые, желая якобы «облегчить Ислам» для современных людей, вымостили им дорогу своими «фетвами» прямо в Ад!

 

Является ли такое поведение истинной заботой об участи мусульман? Нет, конечно, это лишь забота о своем кармане, которые они будут наполнять приятными для нафса фетвами.

 

Шамиль Аляутдинов пишет:

 

«Ширк или не ширк, куфр или не куфр... Очень не советую вообще в эти темы входить и читать переводные брошюрки по этому поводу. Это может постепенно вылиться в проблемы для вашей личной веры, психики, а также ограничить ваше мышление и мироощущение».

 

Или:

 

«Я бы вам очень не советовал копаться в вопросах вероотступничества и неверия, особенно через переводную литературу.

 

Если вы не оставите эти вопросы позади себя, то через некоторое время у вас могут возникнуть значительные проблемы с пониманием окружающих вас людей и вашей верой. Вера перестанет быть прекрасным цветущим садом в вашем сердце, и превратится в замысловатые формулировки вашего языка».

 

Сравните его слова со словами настоящего исламского ученого, имама Усмана ибн Мухаммада ад-Димьяти аль-Бакри (ум. в 1300-м году по хиджре) из авторитетной книги «Хашият и'анат ат-талибин»:

 

«Знай, что обычные люди в своей речи употребляют много слов неверия, не подозревая об этом, и на ученых лежит обязанность разъяснять эти вопросы для них, и, может быть, эти люди станут отстраняться от таких слов, чтобы не обесценились их поступки и чтобы навечно не оказаться в Аду. Изучение этих вопросов очень важно, потому что человек, который не знает зла, попадает в него, не ведая об этом. Причина любого зла – это невежество. А причина любого блага – это знания» (т. 4, с. 233-234).

· 1.Сура «Ат-Тауба», аят 74.

· 2.Сура «Ат-Тауба», аят 65.

· 3.Сура «Фуссилат», аят 37.

· 4.Сура «Аль-Худжурат», аят 15.

· 5.Т. е. если человек в шутку произносит слова неверия, то значит, в его сердце есть определенная степень лицемерия и неверия, которая толкает его на такие действия.

· 6.Кашфу аль-Асрар шарх усуль аль-Баздави, 4\600.

· 7.Фатава КодиХан, 3\573.

· 8.Фатава Татархания, 5\458.

· 9.Т. е. говорил это в шутку.

· 10.Перед мусульманами.

· 11.Перед Аллахом.

· 12.Эти слова аль-Джувейни приводит Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Аз-Заваджир» (1\45).

· 13.Сура «Ат-Тауба», аят 65.

· 14.Сура «Ат-Тауба», аят 74.

· 15.Равдат ат-Талибин, 7\284-283.

· 16.Шарх Сахих Муслим. Китаб ас-Сихр, Баб ас-Сихр.

· 17.Т. е. даже если человек не убежден в этом сердцем.

· 18.Фатва Субки, 2\586.

· 19.Сура «Ат-Тауба», аят 65.

· 20.Шарх Талвих `аля тавдих, 2\402-403.

· 21.Аз-Заваджир, 1\49.

· 22.Ат-Тамхид, 4\226.

· 23.«Ахкам аль-Куран» Ибн аль-Араби (2\976).

 

Посланника, ангелов, или притязание на пророчество, или придание Аллаху сотоварищей), или действием (например, земной поклон идолам, бросание Корана в мусор), или убеждением (например, убежденность в наличии у Аллаха сотоварища или в дозволенности прелюбодеяния, или спиртного, или подобных вещей, в отношении которых есть однозначное решение Шариата), либо сомнением в чем-либо из этого»35.

 

 

Окончание

 

Мы осознанно привели так много слов алимов о том, что есть три вида «ридда», чтобы у читателя не сложилось ощущение, что это единичное или маргинальное мнение в суннитском фикхе. Наоборот, в этом вопросе есть иджма (единогласное мнение ученых), так что противоречить этим словам великих алимов Ахлю-с-Сунна – это явное заблуждение .

 

Мы должны понимать, что изучение этих вопросов – «фарзуль-айн», то есть обязательно для всех верующих, потому что от этого зависит их иман. Также мы обязаны доводить знания по этим вопросам до мусульман, и в этом – истинная помощь для них, забота о них и проявление братской любви, потому что в основе этого лежит желание, чтобы человек попал в Рай, остерегаясь всего, что может ввести его в Ад навечно.

 

Мир и благословение нашему господину Мухаммаду.

 

 

Золотая середина между двумя крайностями

 

 

В отношении такфира в наши дни существует две крайности. Первая группа – это крайние такфиристы, которые обвиняют мусульман в неверии глобально: целые группы, страны, государства, мазхабы и т. д. Эти крайние такфиристы исходят из сектантского правила: «Кто мне противоречит, тот кяфир».

 

Они обвиняют в неверии мусульман на основе своего невежества и новшеств, которые ввели их основатели. Сюда относится, например, обвинение в язычестве, направленное на суфиев из-за тавассуля и истигасы, которые суфии совершают и практика которых основана на достоверных хадисах и подтверждена словами ученых. Об этих такфиристах всем известно.

 

Другие вовсе закрыли глаза на вопросы такфира и вероотступничества, как будто в Исламе вообще этого нет, хотя в любой серьезной книге по фикху уделяют этому внимание. И, как следствие этого подхода, никто не учит, какие слова нельзя мусульманину произносить, какие действия нельзя совершать, что нельзя исповедовать.

 

Оба этих подхода ущербны и не состоятельны, потому что не соответствуют правилам и принципам, которые изложены в книгах по фикху и, следовательно, алимы, руководствуясь этими подходами, вводят в заблуждение людей и вредят самим себе.

 

Доказательство из Корана, что есть три вида ридда:

 

1) Словесный куфр

 

Аллах сказал:

 

«Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам»1.

 

Имам аль-Куртуби сказал про этот аят: «В этом аяте заложено указание на то, что куфр может быть через все, что указывает на убеждение во лжи»

 

Имам аль-Байдави сказал в своем тафсире, толкуя слова: «ведь они произнесли слово неверия», - как: «проявили неверие после Ислама».

 

Иными словами, если человек проявляет словесно неверие, то это выводит его из Ислама, даже если он сердцем в это не верит.

 

Всевышний Аллах сказал:

 

«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»»2

 

Имам Абу Бак аль-Джасас, толкуя этот аят, пишет: «В этом аяте [содержится] указание на то, что забавляющийся и делающий это убеждённо одинаковы в проявлении слов неверия, при условии, что над ними не было произведено насилие, потому что эти лицемеры сказали, что их слова были лишь шуткой, а Аллах сообщил, что они стали неверными из-за своей шутки».

произнесением слов неверия, издеваясь или не издеваясь. И Всевышний Аллах сказал: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам»30.

 

И все это потому, что пост – это поклонение, условием которого является намерение, нарушенное вероотступничеством, подобно намазу, хаджу, потому что это чистое поколение, и [вероотступничество] аннулирует [пост], так же, как намаз»31.

 

Также он сказал:

 

«Кто ругает Аллаха, впадает в неверие, будь это в шутку или всерьез, а также [впадает в неверие тот,] кто издевается над Аллахом, Его аятами, пророками или Его Писаниями. Всевышний Аллах сказал: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам»32.

 

Также надо знать, что, чтобы не наказывать издевающегося, недостаточно просто его Ислама. Покаяние того, кто ругал Пророка , не принимается. Тем более, не будет приниматься покаяние того, кто ругает Аллаха»33.

 

Сказал Мухаммад ибн Муфлих аль-Ханбали:

 

«Муртадд – это тот, кто намеренно или в шутку отступил от Ислама»34.

 

Сказал шейх Мав`и аль-Карамани аль-Макдиси аль-Ханбали:

 

[Раздел «Хукм муртадда»]: «Это тот, кто стал кяфиром после своего Ислама. Куфр достигается четырьмя вещами: словом (например, поношение Аллаха, Его

«Также мы однозначно говорим о неверии каждого, кто произнес слова, указывающие на заблуждение всей уммы, или вынес такфир в отношении любого из сахабов. Также мы говорим о неверии каждого, кто совершает действие, в отношении которого есть иджма, что оно может исходить только от неверующих, например, поклонение солнцу, луне, идолам, даже если человек утверждает о своем Исламе»27.

 

Сказал Джалялуддин Абдуллах ибн Наджм ибн Шас аль-Малики:

 

«Вероотступничества может быть проявлено [убеждениями] в явном куфре, словами, которые однозначно содержат куфр, и действиями, которые указывают на куфр»28.

 

Сказал шейх Халиль ибн Исхак аль-Малики:

 

«Вероотступничество – это явное [исповедование] неверия, либо слово, которое содержит в себе неверие, либо действие, которое указывает на это, например, выбрасывание Корана в мусор и т. д.»29

 

 

Ханбалитский мазхаб

 

Сказал Ибн аль-Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали о муртадде (вероотступнике):

 

«Его пост нарушается. И он обязан, [когда вернется в Ислам,] восполнить его. Неважно, принял человек Ислам заново в течение этого для или после. Неважно, связано его вероотступничество с убеждением, которое выводит из Ислама, либо с сомнением в том, из-за сомнения в чем человек впадает в неверие, либо с

 

 

2) Куфр действий

 

Всевышний Аллах сказал:

 

«Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь»3.

 

В этом аяте содержится ясный запрет на совершение земного поклона звездам и различным языческим идолам, что рассматривается учеными Ислама как действие куфра.

 

3) Убеждения куфра

 

Всевышний Аллах сказал:

 

«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений»4.

 

В этом аяте содержится указание, что сомнение, например, является видом неверия в убеждении.

 

Из вышеприведенных аятов ясно, что разделение вероотступничества на три вида: убеждения, деяния и слова – имеет основание в Коране.

 

 

...





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.033 с.