Ханафитский мазхаб
Сказал Али ибн Мухаммад аль-Баздави:
«Издевательство в вопросах ридда – это неверие, не из-за того, над чем издевались, а из-за самого издевательства. Ведь издевающийся совершает это намеренно и добровольно, а издевательство через употребление слов неверия – это унижение истинной религии, и поэтому такой человек становится вероотступником из-за самих этих слов, а не из-за того, над чем он издевался, поскольку суть всего этого одна 5, в отличие от человека, которого заставляют, что означает, что он не верит в то, что его заставляют делать» 6.
Сказал Фахруддин ибн Мансур аль-Фаргани аль-Ханафи в «Фатава»:
«Если человек совершил неверие языком добровольно, даже если он в душе был верующим, он становится кяфиром и не будет верующим перед Аллахом» 7.
Сказал Бурхануддин Махмуд ибн Ахмад ибн Мазах аль-Ханафи в книге «Аль-Мухит»:
«Если человек произнесет слова куфра, зная, что это слова куфра и с убеждением в них, то он становится неверующим. Если он в них не убежден и если не знал, что они относятся к словам куфра, то он является все равно кяфиром, согласно большой группе алимов, и он не оправдывается невежеством. Если человек произнес слова
Сказал аль-Кади `Ияд ибн Муса аль-Малики:
«Если человек, оскорбивший Пророка , не хотел этого и не был убежден в этом, но произнес в отношении него слова неверия в виде проклятия, ругани, обвинения во лжи [его или того, с чем он пришел], или отнес к нему то, что нельзя относить, или отрицает то, что обязательно для него , или относит к нему то, что для него недостаток. Например, [он относит] к нему большой грех, или издевается над тем, как он исполнил посланническую миссию или как он рассудил между людьми, или поставил под сомнение величие его самого , его происхождение и его знание, или его аскетизм, или отрицает то, что общеизвестно из того, что он передавал, или то, что распространилось путем таватур 24, желая таким образом отрицать это сообщение, или говорит всякие глупости и непотребства о нем , или каким-либо способом критикует его , даже если будет доказательство, что он не был убежден, критикуя его , и не подразумевал критику либо его заставило все это сказать невежество, раздражение, опьянение, рассеянное внимание, невнимательность в речи, высокомерие или опрометчивость в словах, то хукм в отношении такого человека – это казнь, поскольку ни у кого нет оправдания в невежестве в вопросах куфра 25, [и нет оправдания] в заявлениях, что он оговорился или [произнес эти слова под влиянием] чего-либо из вышеупомянутого, если он находился в здравом рассудке, кроме случаев, если его силой заставили сказать это, а его сердце было наполнено иманом» 26.
|
Также он сказал:
«К видам куфра и ширка относится то, когда человек намеревается это сделать в далекое или скорое время. Такой человек становится моментально кяфиром. И если человек ставит условием [отступления от Ислама], чтобы нечто произошло, даже если это невозможно, то он также становится кяфиром. [Или если] он убежден в том, что делает его неверующим, или делает или произносит то, что указывает на это, вне зависимости от того, произнесены [слова куфра] с убеждением, упорством или издевательством» 21.
|
Маликитский мазхаб
Сказал аль-Хафиз Юсуф ибн Абдуллах ибн Абд аль-Барр аль-Малики:
«Сказал Ибн Исхак: «Есть иджма ученых, что если человек ругает Аллаха, или Его посланника, или отрицает что-то ниспосланное Аллахом, или убивает пророка из пророков Аллаха, но при этом он в сердце признает то, что ниспослал Аллах, то такой человек – кяфир»» 22.
Сказал аль-Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики в своем тафсире в толковании слов: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись»»:
«Эти слова были сказаны либо всерьез, либо в шутку, но как бы они ни были сказаны, это будет неверием. Шутка словами куфра – это куфр, и нет расхождения в этом вопросе среди уммы. Утверждение и подтверждение – это брат Истины и знания, а издевательство – это брат лжи и невежества» 23.
неверия, а его сердце было наполнено верой, то он кяфир и ему не поможет то, что в сердце» 8.
Шафиитский мазхаб
Сказал имам аль-Харамейн Абдуль-Малик ибн Абдуллах аль-Джувейни:
«Кто скажет слова неверия, утверждая, что в сердце в этот момент было раскаяние 9 в этих словах, то он кяфир внешне 10 и внутренне 11 » 12.
Сказал Имадуддин Али ибн Мухаммад аль-Харраси аш-Шафии в своей книге «Ахкам аль-Куран» в толковании аята: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» 13:
«В этом аяте указание, что издевающийся и убежденный одинаковы в проявлении слов неверия, если нет насильственного принуждения, поскольку лицемеры говорили то, что сказали это в шутку, а Аллах сообщил им, что они стали неверующими из-за этой шутки. Это указывает на то, что издевательство над знамениями Аллаха – это неверие».
|
Сказал имам Фахруддин ар-Рази в тафсире «Мафатих аль-Гайб» в толковании аята: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам» 14:
Третий вопрос. Слова: «…стали неверующими после того, как обратились в Ислам», – указывают на следующее:
1. Издевательство над религией, в какой бы форме оно ни было, является неверием в Аллаха. Ведь издевательство указывает на несерьезное отношение [к Аллаху и Его религии]. А важнейшее правило в отношении веры – это возвеличивать ее настолько, насколько возможно, а эти две вещи [издевательство и возвеличивание] не могут объединиться.
2. Опровержение тех, кто говорит, что неверие входит только в деяние сердца.
3. Этот аят указывает на то, что слова, которые были ими произнесены, являются неверием, даже если они до этого были мунафиками, потому что неверие может обновляться в неверующем снова и снова.
4. Куфр может появляться в человеке даже после того, как он стал верующим.
Сказал Мухиюддин ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии в книге «Равдат ат-Талибин» в разделе «ридда»:
«[Ридда] – это прерывание Ислама. Это иногда может быть из-за слова, смысл которого – куфр, а также может произойти из-за действий, указывающих на неверие, которые совершаются намеренно и с издевательством, например, поклонение идолам или солнцу или кидание Корана в грязные места, колдовство, в котором есть элементы поклонения солнцу.
Сказал аль-Имам: «В некоторых примечаниях нашего шейха сказано, что действие само по себе не может быть куфром. Но это большая ошибка с его стороны, и я это упомянул, лишь чтобы указать на его ошибку в этом вопросе».
Также неверие может быть из-за произнесенного слова, содержащего в себе смыслы неверия, неважно, сказано это с убеждением, упорством или в шутку» 15.
Сказал имам ан-Навави в своем толковании на «Сахих» Муслима, разбирая вопрос колдовства:
«[Колдовство] может иногда быть неверием, а может быть так, что в нем нет неверия, но оно большой грех. Если в нем будут содержаться действия или слова, которые указывают на куфр, то это куфр; если нет, то не [куфр]. Что касается изучения этого и обучения, то это запретно. А если это будет содержать куфр, то [изучение и обучение] также будет неверием» 16.
Сказал Такиюддин ас-Субки аш-Шафии в «Фатава»:
«Такфир – это шариатский хукм, причиной которого является отрицание господства Аллаха и Его Божественности или посланнической мисси пророков, либо слова или действия, о которых Шариат говорит как о неверии, даже если это не было отрицанием 17 » 18.
Сказал Са`дуддин ат-Тафтазани:
«Издевающийся в вопросах вероотступничества становится кяфиром из-за самого издевательства, а не из-за того, над чем он издевался, потому что это форма издевательства над религией. Также это косвенное указание на изменение убеждения, как указывается в словах: ««Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» 19. В этом аяте заключен ответ тем, кто утверждает, что вероотступничество якобы случается только при изменении убеждений» 20.
Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами: