Гвардейский сторожевой катер «СКА–65»




Катер типа МО–4 был построен в 1938 г., вошел в состав Морпогранохраны НКВД.

Водоизмещение катера полное 56,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2, осадка 1,48 м; мощность механизмов (три дизеля) — 2025 л.с., скорость хода максимальная 26 уз., экономическая 7 уз. Вооружение: два 45–мм орудия, два 12,7–мм и три 7,62–мм пулемета; 8 больших и 24 малые глубинные бомбы; экипаж 22 человека.

До войны катер, имевший бортовой номер «ПК–125», входил в состав 4–го Черноморского отряда погрансудов, базировавшегося на дунайский порт Вилково. С началом войны катер был передан в оперативное подчинение Черноморскому флоту, в декабре 1941 г. он вошел в состав 4–го дивизиона сторожевых катеров ОВР Главной базы и переименован в «СКА–074». В марте 1942 г. зачислен в состав 5–го дивизиона сторожевых катеров Туапсинской ВМБ и получил наименование «СКА–065».

После боя 25 марта 1943 г. весь экипаж катера был награжден орденами и медалями.

Приказом наркома ВМФ № 263 от 27 июля 1943 г. «СКА–065», единственному среди боевых катеров, присвоено звание гвардейского.

В июле 1945 г. гвардейский катер «СКА–065» был возвращен в состав Морской погранохраны.

 

(в 1945 г. — 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии)

С апреля 1944 г. 1–й гвардейский дивизион бронекатеров входил в состав Керченской бригады бронекатеров Дунайской военной флотилии. В мае корабли дивизиона из Ейска по железной дороге были перевезены в Запорожье. По Днепру они спустились в устье реки и перешли в Одессу. Вновь сформированная Дунайская флотилия в 1944 г. принимала участие в Ясско–Кишиневской и Белградской стратегических операциях, а в 1945 г. — в Балатонской оборонительной, Будапештской и Венской стратегических наступательных операциях.

- Дунайская флотилия 21–23 августа 1944 г. содействовала 46–й армии в форсировании Днестровского лимана. Наконец 24–28 августа катера флотилии осуществили прорыв обороны противника и вошли в дельту Дуная. 30 августа флотилия оперативно подчинена командующему 3–м Украинским фронтом.

7 сентября 1944 г. три отряда 1 –го гвардейского дивизиона бронекатеров (капитан–лейтенант С.И. Барботько) вышли из района Кэлэраши в район Силистрия, Руссе (Рущук) для поиска вражеских кораблей. Не встречая сопротивления сухопутных и речных сил противника, бронекатера к исходу дня заняли болгарские порты Силистрия, Туртукай и Русе.

В порту Руссе были захвачены шесть сторожевых катеров, два теплохода, десять буксиров, 78 барж и до 22 мелких судов.

20 сентября в целях повышения готовности флотилии к совместным действиям с частями 3–го Украинского фронта 1–й гвардейский дивизион командующий флотилией контр–адмирал С.Г. Горшков приказал дислоцировать в порту Турну–Мэгуреле.

27 сентября дивизион получил задачу произвести разведку боем в районе порта Радуевац для выявления огневых точек противника и возможности плавания наших судов. В 19.40 для выполнения задачи вышли шесть катеров под командованием старшего лейтенанта В.А. Бирюкова. У левого берега Дуная были оставлены «БК–32», «БК–215» и «БК–324» для огневой поддержки. В 20.30 в районе Радуевац противник обнаружил катера и открыл по ним минометно–пулеметный огонь. Ведя ответный огонь, катера засекли вражеские огневые точки и в 21.05 вернулись обратно. 29 сентября 1–й дивизион высадил тактический десант в районе портов Радуевац и Прахово. При огневой поддержке бронекатеров десантники захватили порты.

13 октября 1–й дивизион сосредоточился в районе города Кральица Мария для совместных действий с частями 74–й стрелковой дивизии. 14–16 октября катера дивизиона участвовали в боях за город и порт Смедерово, находившийся в 54 км ниже Белграда. Он являлся мощным узлом вражеской обороны, прикрывавшим столицу с юго–запада.

Командование флотилии приказало организовать прорыв 1–го гвардейского дивизиона из района Смердово к Белграду. В 22.10 бронекатера вышли вверх по Дунаю для прорыва к Белграду.

Утром 17 октября пять бронекатеров, имея на борту разведывательный отряд, вышли на разведку фарватера и для уточнения обстановки в районе Белграда. Произведя разведку катера, заняв позицию, 18 и 19 октября обстреливали противника в северо–западной части Белграда. 20 октября части 57–й армии при поддержке кораблей Дунайской флотилии овладел Белградом. Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 14 ноября 1944 г.

1–му гвардейскому дивизиону присвоено почетное наименование Белградский.

21 октября десантный отряд, высаженный с бронекатеров «БК–71», «БК–75», «БК–314», захватил остров Ратно. 22 октября был освобожден город Земун.

В конце 1944 г. дивизион участвовал в боях за Будапешт, а в начале 1945 г. часть катеров была выведена в тыл для ремонта и восстановления, а другая часть приняла участие в боях за Вену, которая была освобождена в апреле 1945 г.

До 1953 г. 1–й Белградский гвардейский дивизион бронекатеров базировался на Вену, а затем был передислоцирован в Измаил. В 1961 г. дивизион был расформирован.

327–й гвардейский Белградский дивизион артиллерийских кораблей Каспийской флотилии. В 1968 г. ему передано гвардейское звание от 1–го гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров Дунайской флотилии, расформированного в 1961 г. ….

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: