III. Проверка качества проекта.




Проектирования.

 

План

Общие сведения о педагогическом проектировании.

Технология педагогического проектирования.

Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций.

 

 

Общие сведения о педагогическом проектировании.

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Термин проектирование пришел в педагогику из техники, где он означает опережающую проекцию того, что будет, затем сделано. Педагогическое проектирование позволяет активизировать деятельность мастера или преподавателя. Проектирование отличается от планирования тем, что предполагает наличие элементов исследования (проблема или противоречие, гипотеза, анализ теоретического исследования по данной проблеме и т.д.). Планирование же осуществляется на основе алгоритма деятельности.

К объектам педагогического проектирования относятся педагогическая система, педагогический процесс и педагогическая ситуация.

Педагогическая система – это целостное единство всех факторов способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Педагогический процесс – это объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Педагогические ситуации всегда конкретны. Они возникают в процессе проведения урока и, как правило, разрешаются тут же.

 

Технология педагогического проектирования.

Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций это сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа проектирования: моделирование, проектирование и конструирование.

Педагогическое моделирование – это разработка целей (общие идеи создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения).

Педагогическое проектирование – это дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – это дальнейшая детализация созданного проекта для использования в конкретных реальных условиях.

Результатом педагогического проектирования могут быть различные формы учебно-прграммной документации, планы, конспекты педагогических процессов, различные дидактические разработки.

 

Формы педагогического проектирования

Этапы педагогического проектирования Объекты педагогического проектирования
Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации
1) Педагогическое моделирование Законы, уставы, положения и т.д. Теоретические взгляды, установки, учебные программы Мысленно-чувственные формы: мечта, стремление, представления и т.д.
2) Педагогическое проектирование Учебные планы, учебные программы, штатное расписание Расписание, графики контроля, требования к урокам, ПТП Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебно-методические пособия
3) Педагогическое конструирование Планы работ, правила внутреннего распорядка Конспекты уроков, наглядные пособия, учебно-методические пособия --------------

 

Технология педагогического проектирования строится на следующих принципах:

1. Принцип человеческих приоритетов.

2. Принцип природосообразности.

3. Принцип гуманизма.

 

На основе этих принципов можно сформулировать следующие правила:

1) Подчиняйте проектируемые объекты реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

2) Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов. Умейте отступить, заменить их другими.

3) Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации себе и учащимся.

 

4. Принцип саморазвития.

Правила:

1) Разрабатывайте объекты проектирования таким образом, что бы их отдельные компоненты легко заменялись или моделировались.

2) Не останавливайтесь на одном проекте. Имейте в запасе еще 1-2.

 

Порядок действий по проектированию педагогического объекта.

I. Подготовительная работа.

1. Анализ объекта проектирования.

2. Выбор формы проектирования.

3. Теоретическое обеспечение проектирования.

4. Методическое обеспечение проектирования.

5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.

6. Материально-техническое обеспечение проектирования.

7. Правовое обеспечение проектирования.

II. Разработка проекта.

8. Выбор системо-образующего фактора.

9. Установление связей и зависимости компонентов.

10. Написание документа.

III. Проверка качества проекта.

11. Мысленное экспериментирование, применение проекта.

12. Экспертная оценка проекта.

13. Корректировка проекта.

14. Принятие решения об использовании проекта.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

1. Прежде всего, определяем то, что будем проектировать (педагогическую систему, педагогический процесс и педагогическую ситуацию). Анализ или рассмотрение структуры и состояния действующего объекта, нахождение в нем достоинств и недостатков. В результате выявляется противоречие – несоответствие чего-то требуемым параметрам.

2. Определяем то, что мы должны получить в итоге (конспект урока).

3. Поиск информации об опыте деятельности подобных объектов, об опыте проектирования подобных объектов, о теоретических и эмпирических исследованиях применяемых к данному объекту. Самое сложное – это изучение научных исследований.

4. Создание инструментария проекта: заготовление схем, образцов документов.

5. Пространственное обеспечение означает подбор идеального места для проведения проекта. Временное обеспечение означает подбор идеального времени для проведения проекта.

6. Предполагает выбор педагогической техники и средств для проектирования. Выбор материально-технической базы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: