ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Общее фортепиано» является важным звеном музыкально-педагогического процесса воспитания учащихся инструменталистов. Занятия в рамках данного предмета прививают навыки игры на инструменте, чтения с листа, игры в ансамбле, аккомпанемента, расширяют возможности бытового любительского музицирования, создавая условия для более широкой вовлеченности в музыкальную культуру.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, как индивидуальное занятие педагога с учеником.
В содержание урока входит:
- развитие техники чтение нот с листа
- работа над беглостью пальцев на материале разнообразных упражнений и этюдов
- работа над полифонией, крупной формой, пьесой
- игра в ансамбле
Необходимо воспитывать у учащихся сознательное отношение к художественному замыслу исполняемого произведения, при изучении, ознакомлении и чтении с листа систематически работать над системой музыкально-исполнительских приемов на учебно-вспомогательном (гаммы, арпеджио, аккорды и этюды) материале.
Предлагаемые репертуарные списки отражают как академическую направленность репертуара, так и возможность индивидуального подхода к каждому ученику, позволяют разнообразить репертуар по стилю, форме, содержанию, активно вводить современную музыку, в том числе и джазовые сочинения.
Степень успеваемости учитывается на контрольных занятиях (2раза в год), экзаменах (4 и 6 года обучения) и выступлениях в открытых тематических концертах:
I полугодие (кроме 1 года обучения) – 2-3 разнохарактерные пьесы (возможен один ансамбль)
II полугодие – 3 разнохарактерных произведений (из них возможен один ансамбль)
|
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ
В течение учебного года учащиеся должны изучить:
1 класс – 15-20 произведений, пьесы песенного и танцевального характера, с элементами полифонии, этюды, ансамбли.
2 класс – 10-12 разнохарактерных произведений
3 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, одно произведение крупной формы, 1-2 произведения полифонического стиля, 2 ансамбля.
4 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 ансамбля.
5 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 ансамбля
6 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 3-4 ансамбля
7 класс – 2 этюда, одно произведение полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 пьесы, аккомпанемент к двум песенным мелодиям, 2 ансамбля.
ГОДОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2 класс
Ознакомление с построением гамм, арпеджио и аккордов.
3 класс
I полугодие – до и соль мажоры и ля и ми миноры, гаммы двумя руками на одну октаву, арпеджио и аккорды отдельно каждой рукой
II полугодие – фа и си-бимоль мажоры, миноры ре и соль двумя руками на одну октаву, арпеджио и аккорды каждой рукой отдельно.
4 класс
I полугодие – диезные мажорные и минорные гаммы до двух знаков при ключе двумя руками на две октавы, арпеджио и аккорды двумя руками на две октавы.
II полугодие аналогично бемольные гаммы.
5 класс
I полугодие – диезные мажорные и минорные гаммы до трех знаков в прямом движении, аккорды, короткое арпеджио, хроматическая гамма двумя руками.
|
II полугодие - аналогично бемольные гаммы.
6 класс
I полугодие – диезные мажорные гаммы и минорные до четырех знаков в прямом виде, аккорды, короткое арпеджио, доминантсептаккорд, хроматическая гамма двумя руками.
II полугодие - аналогично бемольные гаммы.
7 класс
I полугодие – диезные мажорные гаммы и минорные до пяти знаков в прямом виде, аккорды, короткое арпеджио, доминантсептаккорд, хроматическая гамма двумя руками. 11 видов арпеджио от ноты до.
II полугодие – аналогично бемольные гаммы. 11 видов арпеджио от ноты соль.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Класс
Этюды
А.Балаж «Игра в солдатики»
Б.Барток F-dur, С-dur
Г.Беренс соч.70 № 8, 12, 15, 16, 24-29, 37, 41
И.Беркович «Маленькие этюды» № 10-19, 23
А.Гедике соч.32 № 2, 3, 24
Соч.36, № 13,14, 22
Соч.46 № 11, 18, 20
Е.Гнесина «Азбука» № 1-3, 7, 9-13, 15, 19
А.Жилинский № 9-12, 15-17, 22-24
С.Майкапар а-moll
А.Николаев С-dur
Г.Окунев «Отражение в воде», «Маленькие лиги», «Легато и стаккато»,
«Этюд в двух вариантах», «Веселый молоток»
А.Пирумов «Этюд»
К.Черни соч.139 по выбору
Л.Шитте соч.108 № 1-9, 13, 14, 17, 18, 20
Соч.160 № 1-19, 21, 22
Пьесы и ансамбли
« Фортепианная игра» /редакция Николаева/ М.1987 г.
Раздел I № 1-62, 72-78
« Музыкальные картинки » /Л.Хереско/
В.А.Моцарт «Весенняя»
«Первые шаги маленького пианиста» /сост.Т.Взорова, Г.Баранова,
А.Четверухина 1-83/
Ансамбли
И.Беркович «Маленький рассказ», «Мелодия», «Игра»
З.Левина «Тик-так»
М.Красев «Колыбельная»
«Выйду ли я на реченьку»
А.Александрова «Игра в перегонки»
В.Витлин «Дед Мороз»
|
С.Прокофьев «Болтунья»
«Здравствуй, гостья зима»
Татарская народная песня
«Шуточная»
«Малыш за роялем» /сост.И.Лещинская, В.Попроцкий/
М.сов.композитор 1989 г.
Часть II, часть III № 1-15, 20-23, 28, 36, 38, 42, 43
Ансамбли № 25, 43, 45, 57, 59
Калинска сост./А.Бакулов, К.Сорокин/М.сов.композитор 1988
Выпуск 1, часть I раздел I
Ансамбль Сарауэр «Чешская народная песня»
«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей
/сост.С.Ляховицкая, Л.Баренбойм/ М.1970 г.
Часть I № 1-63
Ансамбли № 1-11
«Музыка для детей» /сост.К.Сорокин/ М.сов.композитор 1983 г.
Выпуск 1 часть I «Перепелочка»
Д.Тюрк «Веселый Ваня»
Д.Кабалевский «Песенка»
Я.Степовой «Пчелка»
Б.Кравченко «Упрямый козлик», «Марш»
З.Кодей «Пьеса»
Х.Нейзидлер «Голландский танец»
А.Балтин 3 пьесы
Ю.Слонов «Вальс»
А.Холминов «Дождик»
В.Волков «Солнечный зайчик»
А.Парусинов «Марш»
Д.Кобалевский «Свет и тени», «Ежик», «Резвушка», «Маленькая полька»
Ансамбли
К.Сорокин «Скворец», «Многие лета»
«В музыку с радостью» /сост.О.Геталова и Визная/ композитор
Санкт-Петербург 2004 г.
Раздел I
«Первая встреча с музыкой» /А.Артоболевская/ М.сов.композитор 1985 г.
«Дразнилка»
«Ночь»
Филипп «Колыбельная»
А.Руббах «Воробей»
Ансамбль «Вальс собачек»
«Живем мы на горах»
Класс
«В музыку с радостью» /сост.О.Геталова, И.Визная/ композитор
Санкт-Петербург 2004 г.
Разделы 2-3
«Фортепианная игра» /ред.Николаева/ М.1978 г.
Раздел I № 63-71, 79
Раздел II № 101-104
«Музыкальные картинки» /Л.Хереско/
«Маленький барабанщик»
Д.Шостакович «Песня о встречном»
Словацкая народная песня
В.Золотарев «Ехал казак за Дунай»
«Слети к нам тихий вечер»
С.Прокофьев «Петя», «Кошка»
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей
/сост.С.Ляховицкая, Л.Баренбойм/ М.1970 г.
Часть I № 64-79
Ансамбли № 12-20, 22-24
Музыка для детей /сост.К.Сорокин/ М.1983 г.
Часть I
Э.Сигмейстер «Кукушка танцует»
Э.Арро «Казачок»
А.Пирумов «Юмореска»
К.Вильтон «Сонатина»
Х.Раухвергер «Грустная песенка», «Веселая песенка»
Т.Хренников Две пьесы
К.Орф «Пьеса»
Е.Голубев «Колыбельная»
Д.Скарлатти «Менуэт»
С.Майкапар «В садике»
А.Гедике «Заинька»
А.Александров «Новогодняя полька»
Г.Телеман «Граве»
Р.Раутио «Танец»
Ю.Слонов Две пьесы
Х.Раухвергер «Финская песня»
Ансамбли
К.Сорокин «Украинская колыбельная»
Л.Бетховен «Немецкий танец»
М.Равель «Павана спящей красавицы»
«Малыш за роялем» /сост.И.Лещинская, В.Попроцкий/ М.1989 г.
Часть III № 33, 47-49, 51-55, 62-66, 70-81, 107-109
Ансамбль № 69
«Калинка» /сост.А.Бакулов, К.Сорокин/ М.1988 г.
Выпуск 1, часть I, раздел II
От Радионова «Белорусская баллада» до 3-го раздела стр.58
Ансамбли
Хагогортян «Танец»
«У ворот, ворот»
«Степная кавалерийская»
М.Глинка «Славься»
«Первая встреча с музыкой» /А.Артоболевская/ М.1990 г.
Стриборг «Вальс петушков»
В.Моцарт «Менуэт», «Вальс»
Л.Бетховен «Немецкий танец»
Д.Штейбельт «Адажио»
А.Гречанинов «Мазурка»
Ансамбль Калинников «Киска»
Класс
Полифонические произведения
И.С.Бах «Волынка», «Менуэт» d-moll
Д.Скарлатти «Ария» d-moll
В.Моцарт «Паспье», «Марш»
А.Корелли «Сарабанда» e-moll
Л.Моцарт «Менуэт» d-moll
К.Перселл «Ария», «Менуэт» G-dur
А.Гедике «Инвенция» d-moll, «Фугато» G-dur
С.Майкапар «Канон» g-moll