А) Решение ситуативных задач. Работа в группах.
* А когда уместно пользоваться жестами? (ответы учащихся)
* Давайте посмотрим, умеете ли вы использовать жесты. Предлагаю каждой группе ситуативную задачу, только теперь вы не учёные и не эксперты, а обычные школьники. Постарайтесь её решить за 1 минуту.
Слайд 6.
Задания на карточках:
1 группа: «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?
2 группа: «На уроке». Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?
3 группа: «Прощание». Вы в поезде, на перроне – провожающие. Напутственных слов вы уже не слышите, но видите, что с вами прощаются. Какой жест используется?
4 группа: «На уроке». На уроке разговаривать нельзя, а вам не терпится узнать, сколько осталось до конца. Как вы спросите об этом своего друга, не произнеся ни слова?
(После обсуждения, группы выступают.)
Молодцы! Все верно справились с заданием.
Б) Работа с мимикой.
- Просмотр отрывка из мультфильма «Крошка Енот».
* Предлагаю минутку отдохнуть. Когда вы были маленькими, то наверняка любили смотреть мультфильм о крошке Еноте. Давайте вместе вспомним его.
(- просмотр эпизода, где крошка Енот испугался своего отражения.)
* Как вы думаете, как связан этот фрагмент с темой нашего урока? (учащиеся отвечают)
* Почему крошка Енот испугался своего отражения?
Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. Оказывается, с помощью мимики лица человек может передать 6 основных эмоций и их разновидности.
* Какая эмоция отразилась у крошки Енота? (страх)
(На доске вывешивается графическое изображение с данной эмоцией.)
|
Мимика
Страх
* Что помогло ему подружиться с тем, кто сидит в пруду? (Улыбка.)
(- просмотр отрывка, где крошка Енот улыбается.)
(Учитель продолжает под музыку из мультфильма.)
Писатель Владимир Солоухин, наш земляк, сказал: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко». Улыбнитесь и вы друг другу, чтобы каждый почувствовал теплоту вашей души.
* Какую эмоцию выражает улыбка? (Радость)
(На доске вывешивается графическое изображение с данной эмоцией.)
Радость
Мимика
Страх
* Помните: с помощью мимики лица человек может передать 6 основных эмоций? О каких мы ещё не сказали? (печаль, гнев, удивление, отвращение.)
Печаль
Гнев
Удивление
Отвращение
Радость
Мимика
Страх
На доске:
* Отметьте это у себя в тетради.
* К сожалению, картинки с изображением этих чувств на моём столе перемешались, и мне нужен помощник, который их разберёт согласно эмоциям человека.
* А мы пока проверим, хорошо ли вы можете считывать мимику и жесты. Предлагаю сыграть в «Крокодила»: я показываю слово, а ведущий с помощью жестов и мимики должен вам его передать. Ваша задача – отгадать показанное мной слово.
* Кто будет ведущим?
|
Тихо
Грусть
Отлично
Не знаю
Счастье
Думаю
Не надо
Иди сюда
Учитель показывает слова:
* Отлично! А теперь посмотрим, как расположились картинки на доске. Слайд 7.
(Проверка выполнения индивидуального задания.)
Работа со сказкой.
Пришло время вернуться к началу нашего урока. Помните непонятную сказку про цыплёнка?
Слайд 8.
* Сможете ли вы прочитать её так, чтобы всем всё стало ясно? Что вы для этого будете делать? (использовать жесты и мимику)
* Кто попробует? (желающему даётся печатный текст сказки)
* Поаплодируем артисту!
Вывод 4. * А теперь попробуйте сделать вывод о том, какую же роль играют жесты и мимика в нашей жизни? (Они помогают нам выразить мысли более точно, передать эмоциональное состояние, а иногда и вовсе заменяют речь.)
* Молодцы!