Содержание билетов
Билет № 1
1. Предмет и задачи культуры речи. Культура речи среди других языковых дисциплин (стилистика, лингвистика и риторика).
2. Понятие конфликта в профессиональном общении. Этапы развития конфликта.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 2
1. Норма литературного языка: определение, вариативность норм, типы ошибок.
2. Выслушивание партнера как психологический прием в переговорном процессе.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 3
1. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
2. Унификация и стандартизация документов.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 4
1. Стилистические особенности словообразования. Стилистические ресурсы словообразования.
2. Понятие этики делового общения.
3. Практическое задание.
Билет № 5
1. Лексико-фразеологическая норма и ее варианты. Лексические и фразеологические ошибки.
2. Понятие «невербальное общение». Специфика использования невербальных средств общения.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 6
1. Употребление в речи профессиональной лексики и научных терминов.
2. Понятие «имидж» и его общая характеристика.
3. Практическое задание.
Билет № 7
1. Морфологические ошибки и их разновидности.
2. Подготовка к проведению деловых переговоров. Создание благоприятного психологического климата в переговорном процессе.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 8
1. Синтаксические ошибки. Синтаксические средства выразительности.
2. Определение, структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 9
1. Понятие точности речи. Предметная и понятийная точность. Точность словоупотребления.
|
2. Перцептивная сторона общения.
3. Практическое задание.
Билет № 10
1. Понятие логичности. Предметная и понятийная логичность. Экстралингвистические условия логичности речи. Основные логические законы.
2. Коммуникативная сторона общения.
Билет № 11
1. Понятие чистоты речи. Использование в речи диалектизмов и профессиональных слов. Иноязычные слова и выражения в речи, речевые штампы и канцеляризмы. Слова-сорняки. Жаргонные слова.
2. Интерактивная сторона общения.
3. Практическое задание.
Билет № 12
1. Понятие богатства речи. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи. Словообразование как источник речевого богатства. Грамматические ресурсы богатства речи.
2. Психологические типы личности и их учет в профессиональной коммуникации.
3. Практическое задание.
Билет № 13
1. Выразительность речи и ее основные условия. Благозвучие речи как национальный фактор оценки речи. Фонетические средства выразительности. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи. Выразительные возможности грамматики.
2. Способы разрешения конфликта в контексте деловой ситуации.
3. Практическое задание.
Билет № 14
1. Понятие уместности речи. Стилевая уместность. Ситуативно-контекстуальная уместность. Личностно-психологическая уместность. Доступность речи как одна из сторон уместности.
2. Стили профессионального общения.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 15
1. Официально-деловой стиль: особенности и характерные языковые средства.
|
2. Средства невербальной коммуникации.
3. Практическое задание.
Билет № 16
1. Научный стиль: особенности и характерные языковые средства.
2. Деловая беседа как основная форма делового общения.
3. Практическое задание.
Билет № 17
1. Публицистический стиль: особенности и характерные языковые средства.
2. Виды деловой корреспонденции.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 18
1. Особенности устной и письменной речи научного стиля.
2. Психологические приемы влияния на партнера в ходе профессионального общения.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 19
1. Научное исследование: схема проведения, структура работы и оформление.
2. Универсальные этические и психологические нормы и принципы общения.
3. Практическое задание.
Билет № 20
1. Особенности устной публичной речи. Оратор и аудитория.
2. Общие правила оформления документов.
3. Практическое задание.
Билет № 21
1. Подготовка публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.
2. Функции документов.
3. Практическое задание.
Билет № 22
1. Речевой этикет в профессиональной деятельности психолога.
2. Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика» применительно к деловой коммуникации.
3. Практическое задание.
Билет № 23
1. Профессиональная речь психолога, специализирующегося в области индивидуального консультирования.
2. Требования к проведению делового совещания.
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 24
1. Требования к профессиональной речи детского психолога.
2. Презентация и ее назначение для профессиональной коммуникации.
|
3. Решение кейс-задачи.
Билет № 25
1. Коммуникативные качества речи и их характеристика.
2. Типы национальных деловых культур и их учет в профессиональной коммуникации.
3. Практическое задание.
Примеры практических заданий
№ 1. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Вариант 1
Столичные шофера гудели на свадьбе. 2. Давайте сначала установим причину полноты, а затем подберем гомеопатические или другие средства лечений. 3. Не успел он из дому выйти, как в него вошел Кузнецов. 4. Могу поддержать любую беседу не потому, что я полиглотка, а потому, что умею вставить в разговор две-три фразы по теме. 5. Вы неглупая, надежная, одарена внешностью.
Вариант 2
Тогда в дело вступали тренера и мастера боя, отдававшие рабам приказы подстегнуть бичами или прижечь раскаленным железом недостаточно ретивых. 2. Я поехал к ней, но у нее ее не было. 3. Погода была чудесна, прекрасна, олнечная, ясная, совсем без дождей, без ветра. 4. Совсем недавно я купила очень красивую бра. 5. Промокнувший до нитки мальчик добежал наконец до дома.
№ 2. Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?
Трое солдат — три солдата, четверо девушек — четыре девушки, семеро козлят — семь козлят, к обоим соседкам — к обеим соседкам, о тысяче мелочей — о тысячах мелочах, в полтораста метрах — в полутораста метрах.
№ 3. Употребления каких форм сказуемого требуют нормы современного литературного языка в предложениях, подлежащее которых выражено словами большинство, меньшинство, множество, несколько? Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа?
1. Несколько пыльных электрических лампочек погасло (Паустовский). 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции (Булгаков). 3. Приехало множество народу (Петрушевская). 4. Большинство писем доставлено днем (Лидин). 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны (Пушкин). 6. Несколько мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Горький). 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в Радиокомитете (Лукницкий).
№ 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов.
1. Не только надо относится друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 2. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 3. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 4. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. 5. Художник изобразил, как Петр I ведет войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 6. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 7. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 8. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.
№ 5. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.
Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание); благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение); вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).
№ 6. Опишите как можно подробней свою будущую профессиональную деятельность. Составьте список ситуаций общения, типичных для работы по вашей специальности. К каким из этих ситуаций вы готовы уже сегодня?
№ 7. Для чего психолог должен владеть культурой речи? В чём она проявляется? Сопроводите свои размышления примерами из жизни.
Примеры кейс-задач
1. Работодатель назначил вам время для деловой встречи. Составьте диалог по двум формам ответа:
- согласие;
- отказ с извинениями и объяснениями причин.
2. В беседе с руководителем фирмы одна из сотрудниц сетовала на сложную моральную атмосферу в коллективе: «Многие, кого я считала друзьями, оказались людьми с «двойным дном». Беседуя с глазу на глаз, показывают себя милыми, отзывчивыми людьми. Но, группируясь по собственным интересам, готовы перешагнуть любого человека, не считаясь ни с какими этическими нормами». Приведите своё мнение в отношении действий руководителя фирмы и обоснуйте свою позицию.
3.Для эффективной творческой работы большое значение имеет моральная атмосфера в коллективе. Какие, на Ваш взгляд, типические обстоятельства стимулируют аномальное нравственное состояние межличностных отношений в коллективе? Какие условия, напротив, способствуют укреплению механизма уверенности и нравственной защищенности личности? Какие характеристики деловому общению вы можете дать, анализируя здоровый и аномальный психологический климат в коллективе. Аргументируйте свой ответ.