I.Общий историко-стилистический анализ




Аннотация

На песню Машки

Из оперы «Иван Болотников»

Муз. Л.Степанов

Содержание

I.Общий историко-стилистический анализ………………………………….3

II.Музыкально-теоретический анализ

1. Эмоционально-образный строй произведения……………………..6

2. Жанровые особенности произведения……………………………...7

3. Музыкальная форма………………………………………………….7

4. Тип письма……………………………………………………………8

5. Тональный план………………………………………………………8

6. Гармонические средства……………………………………………..9

7. Характеристика мелодии…………………………………………….9

8. Метр, размер, ритмический рисунок……………………………….10

9. Темп, агогика………………………………………………………...10

III. Вокально-методический анализ

1. Диапазон вокальной партии, тесситура……………………………11

2. Характер звуковедения и атака звука………………………………11

3. Вокальные трудности………………………………………………..12

4. Особенности произношения текста………………………………...13

IV. Литература…………………………………………………………………14

 

I.Общий историко-стилистический анализ

Опера является высшим жанром не только драматического семейства, но и всего рода взаимодействующей музыки. Она сочетает в себе потенциально большой объем, многогранность содержания с концепционностью, делающей ее отчасти аналогичной симфонии в чистой и программной музыке или оратории в семействе музыки и слова. Но в отличие от них полноценное восприятие и бытование оперы предполагает материально-объемное сценическое воплощение действия.

Опера - особый жанр музыки, так как она синтезирует в себе различные виды искусства: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, хореографию, изобразительное искусство, драматическое искусство.

Виды опер:

- опера-сериа (серьёзная опера - А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель,, X. Глюк);

- гранд-опера (большая опера - Д.Мейербер);

- семисериа (полукомическая - некоторые оперы А. Скарлатти, Н. -Пиччинни, Д. Паизиелло);

- опера-буффа (комическая - Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.);

- реалистическая опера (Дж.Верди, Ж.Бизе, П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини);

- романтическая опера (В.Маршнер, К.М.Вебер);

- музыкальная драма (Р.Вагнер).

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х годах 18 века. Это были комедии бытового плана. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерство и новаторство.

Традиции Глинки продолжили русские композиторы в XIX веке - А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»).

В XIX веке русская опера заняла одно из ведущих мест в мировом искусстве.

На протяжении всего советского периода русской музыкальной культуры проблема оперы стояла достаточно остро. Поскольку этот жанр считался одним из самых «демократических» и в то же время самых «идеологических», органы, руководившие искусством, обычно поощряли композиторов к работе в данной области, но одновременно строго ее контролировали. Композиторы и постановщики советских опер поняли, что народ требует жизнеутверждающего, реалистического искусства.

Формирование нового стиля оперной игры, создание реалистических оперных спектаклей берет в руки сам Станиславский. Для актера становится заповедью: не просто пропеть высокое до, а спеть, сыграть свою роль, передать ее внутреннее содержание. Представлять себя не на концертной эстраде, а в среде, соответствующей содержанию оперы. Помнить, что музыка состоит не из отдельных источников звуков в различных местах сцены и оркестра, а из единого, сплоченного ансамбля, членами которого являются все, участвующие в представлении.

Вместе с новым стилем и новой интонацией появляется еще одно требование к опере: новая тематика. На сцене появляется опера, отражающая рождение советской власти — «Тихий Дон», затронутая в нем тема — гигантская борьба старого и нового мира — звучит дальше в «Поднятой Целине». Среди советских композиторов музыкальной драмы (под этим названием подразумевается как опера, так и балет) выделяются: Иван Дзержинский, Борис Асафьев, Рейнгольд Глиэр, Тихон Хренников, Захарий Палиашвили, Юрий Шапорин и Дмитрий Кабалевский, Лев Степанов. Западной же публике особенно хорошо известны три имени: Прокофьев, Шостакович и Хачатурян.

Лев Борисович Степанов (1908—1971) — советский композитор. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Окончил Московскую консерваторию в 1938 году по классу Н. Я. Мясковского. В 1937-1941 годы являлся музыкальным руководителем и дирижером Ансамбля народного танца под руководством И. А. Моисеева.

Л.Степанов работал в таких жанрах как оперы, балеты, а также концерты для различных инструментов с оркестром, камерно-вокальные и камерно-инструментальные произведения, обработки народных песен, музыка к кинофильмам и др. Автор первого башкирского балета «Журавлиная песнь».

Л.Степанов писал оперы со студенческих лет, среди них «Аэлита», «Дунино счастье», «Пограничники», «Гвардейцы», «Во имя жизни», «Чекисты», «Люди и годы», «Голсан», «Иван Болотников».

Первая постановка оперы «Иван Болотников» (по неоконченной повести М. Ю. Лермонтова «Вадим») в 1950 году осуществлена в Пермском театре оперы и балета в тесном сотрудничестве композитора и творческого коллектива. Спектакль отмечен Государственной премией СССР: лауреатами стали 8 человек: дирижер А. Л. Людмилин, режиссер И. И. Келлер, солисты оперы Н. М. Бойкиня, А. П. Григорьева, А. А. Лазовская, В. Н. Попов, М. А. Русин, а также художник Р. И. Леонов.

Либретто написано композитором совместно с Г. Добржинским.
Первое представление состоялось 26 июня 1950 года в Перми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: