I. Историко-эстетический анализ




Аннотация

Русская народная песня

«Дороженька»

Обр. А. Свешникова

 

Содержание:

 

I. Историко-эстетический анализ………………………………………………3

 

II. Музыкально-теоретический анализ…………………………………………8

 

III.Вокально-хоровой анализ……………………………………………………12

 

IV.Исполнительский анализ…………………………………………………….17

 

Литература……………………………………………………………………….19

 

 

I. Историко-эстетический анализ

 

Александр Васильевич Свешников (1890—1980) — советский дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР.

А. В. Свешников родился 30 августа 1890 года в Коломне. В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС), где занимался у А. Н. Корещенко и В. С. Калинникова. Учился также в Народной консерватории у Б. Л. Яворского.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). В 1923—1928 заведовал вокальной частью1-й студии МХАТа.

В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР, в 1941—1944 заведующий вокальной частью Ансамбля НКВД.

В 1944 организовал Московское хоровое училище, впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства.

В 1944—1974 годах преподавал в МГК имени П. И. Чайковского: в 1944—1948 годах декан дирижёрско-хорового факультета; с 1946 года профессор, затем в течение 30 лет 1948—1978 годах ректор.

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Новаторство А. Свешникова — в соединении хоровой органоподобной кантилены с осмысленным, эмоционально окрашенным, предельно четким произнесением слова. Свешников — выдающийся мастер концертного исполнения рус. нар. песни, сочетающий искренность и непосредственность, присущие народному пению, с богатством и красочностью звучания академического хора.

Стиль исполнительских и педагогических приемов Свешникова оказал большое влияние на развитие советского хорового искусства. Композитор является автором многих обработок народных песен, которые, благодаря их естественности, вокальности, хорошему звучанию при относительной простоте, пользуются большой популярностью (В темном лесе, Гибель «Варяга», Во кузнице, Дороженька и др.).

Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен. Этим отличается русская музыкальная культура с давних времен.

Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обычно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время — и городской), все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы. Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию. Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских песен (до 3 тысяч), разделил на две главные категории, по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба, смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин все русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые — свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживает критику, потому что лирический и личный элемент в известной степени присущ и обрядовым песням.

Лирические песни — вершина русского народного музыкального творчества. В этих песнях наиболее полно выражаются душевные переживания, настроения и чувства русских людей. Лирические песни не такие древние, как обряды и былины. Они стали появляться в XVI–XVII веках, а их расцвет наступил в XVIII веке.

Многие из лирических песен называют протяжными: в них широко распеваются гласные, господствует мелодия. Она очень свободна, как бы «выходит из берегов» и живёт своей собственной жизнью, оттесняя слово на второй план. При записи таких мелодий часто возникают переменные размеры. Но если в былинах такая переменность подчёркивала ритмику стиха, то здесь мелодия может идти и «поперёк» слов. Лад и тональность тоже переменны. Каждая фраза может иметь собственную тонику. Вьющаяся, текущая мелодия «пристаёт» то к одному, то к другому «тональному берегу».

Ярким примером лирических протяжных песен является русская народная песня «Дороженька».

Литературный текст состоит из 8 строчек, где каждая строфа представляет куплет (4+4 строки):

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: