РЕФЕРАТ
Тема «Нервно-психическое развитие ребенка дошкольного возраста»
Работа выполнена:
Студенткой
Специальности 34.02.01
Сестринское дело
632 группы
Рябчикова Севда Мехмановна
Проверила:
Преподаватель
Маслова Нина Евгеньевна
г. Балаково
Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет
Аннотация: Психическое развитие ребенка важно не только для него самого, но и для окружающих его людей. Ребенок – это уменьшенная копия взрослого; организм и психика маленького человека имеют свои специфические особенности, качества, свойства. Знание этих способностей позволит нам оказать малышу необходимую помощь, поддержать его и подарить радость познания себя и окружающего его мира.
Ключевые слова: дошкольное детство, развитие памяти, развитие речи, мышление, восприятие, воображение, эмоциональная сфера.
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, творчества, период первоначального становления личности. Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.
Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов. У ребенка, достигшего 7-летнего возраста, язык становиться средством мышления и общения, а так же средством изучения, т.к. в дошкольном периоде родители начинают обучать его чтению и письму. Завершается процесс фонематического развития, развивается звуковая сторона речи, т.е. к 7 годам дети слышат и говорят правильно. Все сугубо индивидуально: если родители уделяли общению с ребенком много времени, то речь его будет соответствовать нормам развития данного периода. Например, к 1,5 годам дети активно используют в своей речи около 100 слов, к 3-м годам — чуть более 1000, а к 6 — до 3000 слов.
Они не только строят фразы, но и способны к самостоятельному словообразованию (словотворчеству). Например: «Пойдем в лес заблуждаться», «Дым трубиться», «Снова дождь налужил», «Отскорлупай мне яйцо», «Я непокушанный пойду гулять» и т.д. (советую прочитать книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти»). На самом деле, к концу дошкольного возраста дети овладевают всеми формами взрослой речи: умеют составлять монологи, рассказы, указывая на собственные мысли и переживания. Очень важно в этот период полноценное общение с другими детьми и близкими — это пополняет их словарный запас, учит рассуждать вслух, ставить вопросы и давать ответы, строить диалоги. В дошкольном периоде активно развивается память: с 3 до 7 лет дети запоминают с легкостью самый разнообразный материал (в другие возрастные периоды легкого запоминания не происходит). Если словесный материал вызывает у ребенка эмоциональный отклик, он легко его запомнит (например, переживает за убегающего зайца и ругает волка, чтобы не догнал). Чем осмысленнее материал, тем лучше запоминание. Смысловая память развивается параллельно механической. До 4 лет развита только непроизвольная память, а к 5 годам начинает формироваться произвольная. Сознательное запоминание и припоминания появляются эпизодически. Обычно они проявляются, когда родители дают какие-либо поручения, или в игре, или во время занятий по подготовке к школе.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста охватывает период от 3-х до 6-7-ми лет, и соответственно делится на несколько этапов:
Младший дошкольный — от 3-х до 4-х лет.
Средний дошкольный — от 4-х до 5-ти лет.
Старший дошкольный — от 5-ти до 7-ми лет.
Развитие ребенка 3-4 лет
К наступлению трехлетнего возраста многих родителей интересует, правильно ли происходит психическое развитие их ребенка. И если о физическом здоровье можно судить, сдав анализы в поликлинике и проверив все необходимые рефлексы, то состояние психического здоровья малыша могут проверить сами родители, исходя из развития его памяти, речевых навыков, восприятия, мышления, воображения а также социальной адаптации к окружающей реальности. Рассмотрим детально, что должен знать и уметь ребенок в трехлетнем возрасте:
Развитие памяти
В этом возрасте у детей отличная память. Но трехлетний ребенок еще не ставит себе целью запоминать что-нибудь конкретное. Чаще всего происходит запоминание случайных моментов, так как логический отдел мозга еще слабо сформирован. Поэтому если вы попробуете выучить с малышом стишок – он может его запомнить быстро, а может и не выучить вовсе. Хотя ритмические строки врезаются в память маленьких детей и остаются на длительное время. В это время дети спонтанно запоминают все, что попалось им на глаза: разговоры взрослых, мультфильмы, прочитанные отрывки из книг, рекламные слоганы и другую информацию.
У трехлетних детей уже хорошо развита эмоциональная память, поэтому если ребенка что-нибудь сильно взволновало – такое событие лучше отложиться в памяти, чем обычное, рядовое. Эта особенность мышления сейчас помогает малышу активно познавать мир. Доказано, что с трехлетнего возраста дети уже осознают себя как личность. Это говорит, что в период с трех до четырех лет формируется долговременная память, позволяющая помнить себя в прошлые периоды жизни [2, c. 102].
Развитие речи
Сейчас усвоение родного языка у ребенка происходит наиболее активно. Малыш в трехлетнем возрасте уже способен внятно рассказать о своих переживаниях и потребностях. Каждый месяц ребенок выучивает до 100 слов, которые пытается активно вводить в свою лексику. Но в этом возрасте слова и предложения могут произноситься довольно невнятно. Ребенок говорит так, как он слышит. Поэтому если в семье говорят нечленораздельно – так же будет говорить и ребенок. В развитии речевого аппарата огромную роль играет словотворчество. Малыш может часами сидеть и придумывать новые слова, звукосочетания, рифмы. В три-четыре года у ребенка появляется очень живой интерес к словам. Его интересует, почему предметы называют так, а не иначе, какие слова соотносятся с какими явлениями или объектами. Все это он спрашивает у взрослых, основная задача которых, максимально доходчиво ответить на все вопросы.
К четырем годам важно научить ребенка строить правильные речевые конструкции, он должен уметь пересказать мультфильм или сказку, объяснить, что он думает о тех или иных персонажах.
Мышление
Мышление трехлетнего ребенка является пока что наглядно-действенным. В этом возрасте малыш должен уметь собрать деревянную или пластиковую конструкцию из трех-четырех различных фигурок разной формы, после того, как родители покажут ему, как это сделать правильно. К четырем годам, как правило, развивается наглядно-образное мышление, что свидетельствует о том, что перед тем, как приступить к действию, ребенок обдумывает его в уме. Чтобы процесс мышления происходил интенсивнее, родители должны предоставить ему возможность манипулировать различными объектами: конструктором, разборными моделями геометрических фигурок и др.
Малыш должен научиться понимать причину и следствие на примере взаимодействия на предметы. В это время начинает появляться понимание цвета, формы, материала. Все это еще очень примитивная, но уже действующая модель реальности.