Общие сведения о произведении




Аннотация

На 2 номер

«Концерта памяти Юрлова»

«Расставанье»

Г. Свиридова

Содержание

1. Общие сведения о произведении……….……..…………………………...3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..7

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………..11

4. Исполнительский анализ…………………………………………………...17

Литература…………………………..………………………………………….20

 

 

 

Общие сведения о произведении

 

 

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1988) – выдающийся русский композитор, внесший вклад не только в советское, но и мировое искусство, является ярчайшим продолжателем великих традиций русской народной музыки. Творчество Г. Свиридова отличается неповторимым своеобразным индивидуальным стилем, яркой национальной окрашенностью музыки, простой и демократичностью.

Обращение к новым жанрам - очень важная черта композитора, но всё же, наиболее близким ему оказалось вокальное творчество. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьева.

Обращение Г. Свиридова к вокальной музыке неслучайно. Широко известна его тесная связь с национальной культурой с самого детства. Вся народная музыка всегда была связана со словом. Песня в широком значении этого понятия, стала основой стиля композитора. Во всем разнообразии и полноте своих проявлений она представлена в вокально-симфонических произведениях композитора.

Национальная природа музыки Свиридова во многом определила тематику его творчества. Прежде всего, его волновала тема Родины. Образ русской земли, ее природы и людей предстает в многочисленных произведениях вокально-хоровых жанров.

Свиридов выступал первооткрывателем многих поэтов для серьезной музыки. Так, он показал разнообразные возможности интонационного воплощения поэзии Маяковского в «Патетической оратории» (1959); не только в речитативно-декламационной, лозунговой манере скандированного марша, но и широко мелодичной кантиленой, по-русски распевной.

Свиридов открыл для нас подлинного Есенина – национального поэта большого масштаба, не только певца русской деревни, но художника, правдиво и страстно показавшего драматический перелом в истории России – в «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956), в сочинении, объединившем темы «поэт и Родина» и «поэт и революция».

Свиридов обладал богатейшим мелодическим даром. Особенность стиля композитора – это песенность. Русская, задушевная, распевная мелодия – основа творчества Свиридова. Поэтому для его произведений характерна кантилена в высшем понимании.

Г. Свиридов работал в так называемом тональном направлении, в стороне от авангардистских установок. В своем последнем сочинении – цикле «Песнопения и молитвы» – он сумел найти «новое в старом». Обращаясь к духовной тематике, композитор по-своему раскрывает старые традиции. В своих хоровых опусах Свиридов опирался на достижения русских классиков и романтиков: П. Чайковского, А. Кастальского, С. Рахманинова. В области духовной музыки он продолжает традиции русских профессиональных композиторов от ХХ века. Активность интереса со стороны исследователя обусловлена рядом причин. Во-первых, только в последние десятилетия наметилось и стало заметно развиваться «сотрудничество» медиевистики и академического музыкознания, что позволило музыковедению глубже проникнуть в основы церковной певческой традиции. Кроме того, процесс взаимопроникновения и сочетания древней ладовости с новой тональностью (по выражению Н. Гуляницкой) до сих пор не завершился, он протекает гибко и изменчиво.

Свиридов пришел к хоровому творчеству в расцвете творческих сил. Все хоровые сочинения, в том числе и a cappell’ные (большинство из них появилось в конце шестидесятых - в начале семидесятых годов) — плод зрелого творчества композитора. Он увидел в этом жанре искусства большие нераскрытые возможности. Хоровое пение ответило его заветным мыслям о жизни, точно так же, как сама эта мысль отвечала потребности времени.

Среди сочинений для хора a cappella у Свиридова есть и такие, которые по прямой генетически восходят к традициям русской гимнографии и духовной лирики. Это прежде всего «Концерт памяти А. Юрлова».

«Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973 год) — сочинение бестекстовое, но программное. Концерт состоит из трех хоров:

1. Плач

2. Расставание

3. Хорал

 

Данную программу композитор предлагает слушателю в лаконичных названиях частей, но в еще большей мере —в содержании самой музыки, с ее открытой интонацией начального «плача», с ее пространственным движением голосов от верхнего сопрано до низких, глубоких басов в соответствии с сюжетом иконы «Положение во гроб», и, наконец, в обратном движении ввысь, вознесении голосов в последней части «Хорала». Все это создает ощущение глубокой внутренней связи с традицией православной заупокойной службы, с сокровенным поэтическим смыслом песнопения «Со святыми упокой». Для правильного понимания, а, значит, и исполнения этих хоров Свиридова необходимо помнить, что композитор не ставит перед собой цель написать богослужебную, обрядовую музыку. В своих сочинениях он стремится возродить дух, состояние, идею гармоничного сосуществования человека и мира, — эти идеи скрыты в глубинном слое христианского мироощущения и в значительной степени утрачены человеком XX столетия, человеком «технотронной» цивилизации.

Свиридовская хоровая музыка — это, прежде всего, миросозерцание в звуках, отчетливо выраженное в соответствующем стиле, который покоится на резко очерченном основании и благодаря ему обладает яркой индивидуальностью, безошибочно узнается на слух.

Данное произведение было посвящено советскому хоровому дирижёру, музыкальному и общественному деятелю и педагогу, своему другу и единомышленнику А. А. Юрлову (1927-1973).

С 1958 года Юрлов возглавлял Республиканскую русскую хоровую капеллу, которой после его смерти в 1973 было присвоено его имя. Он был настолько многогранной личностью, успел сделать столько, что до сих пор ученики, друзья, коллеги-музыканты с огромным пиететом произносят его имя. Он был инициатором создания Всероссийского хорового общества, проводил всевозможные смотры, фестивали, много сил и времени отдавал преподавательской деятельности в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

За пятнадцать лет руководства капеллой А.А. Юрлов как никто другой расширил творческий диапазон и репертуар хора. От народной песни, которая составляла поначалу основу концертного репертуара, он модулировал в сторону монументальных кантатно-ораториальных жанров, таких как «Немецкий реквием» И. Брамса, «Военный Реквием» Б. Бриттена и другие сочинения.

С капеллой он много ездил по России, гастролировал за рубежом (Польша, ФРГ, ЧССР, Италия, Франция, Великобритания, Болгария). За год он успевал подготовить несколько разных программ, провести десяток премьер. Поэтому с ним стали сотрудничать многие известные композиторы: Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, писавший ряд сочинений специально для юрловской капеллы, Владимир Рубин, Ширвани Чалаев.

Особая страница творческой деятельности капеллы связана с именем великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Именно в лице капеллы и ее руководителя композитор нашел первого исполнителя многих своих сочинений: «Патетической оратории», вокально-симфонической «Поэмы памяти Сергея Есенина», «Курских песен». Все хоровые сочинения, написанные Г.В. Свиридовым при жизни А. Юрлова, начиная с 60-го года, были впервые исполнены его капеллой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: