Основные уловки собеседника в интервью




Глава 4. Интервью

Дайте краткую характеристику жанру интервью; два значения

Интервью – жанр, в котором подаются вопросы журналиста и ответы на них интервьюируемого. Беседа. Интервью в двух значениях: метод – сбор информация от других людей; жанр – беседа.

Формы интервью

1) Интервью-монолог. Состоит из ответов собеседника, вопросов журналиста либо нет совсем, либо он один.

2) Интервью-беседа. Вопросы журналиста и ответы собеседника в пропорции один к одному. Журналист тут задаёт вопросы, рассуждает сам, формулирует мысли.

3) Обычное интервью. Вопросы журналиста занимают треть текста, остальную часть занимают ответы собеседника.

Роли собеседника (три, согласно таблице 10)

Разновидность интервью Роль собеседника Цель разговора
Событийное Участник или очевидец события Восстановить картину случившегося, как его видел и воспринимал собеседник. Взглянуть на случившееся его глазами.
Экспертное Специалист в какой-то сфере Разъяснить положение дел, объяснить причины, дать рекомендации, привести прогнозы.
Личное Известный человек Узнать интересные случаи из жизни собеседника, выявить переломные моменты в его жизни, понять его мировоззрение.
В вопросе написано назвать только 3 роли, но в таблице 10 есть еще две, вдруг понадобятся
Событийно-личностное (интервью с чемпионом) Известный (в большей или меньшей степени) человек, вовлеченный в громкое событие. Увидеть событие глазами собеседника и узнать интересные случаи из эго жизни.
Экспертно-личностное (мемуарное) Известный человек, рассказывающий о сфере, в которой он является специалистом. Разъяснить положение дел в данной сфере и узнать об интересных случаях из жизни собеседника, обычно связанных с его карьерой.

 

Подготовка к интервью (кратко)

Предварительный сбор информации

Изучение публикаций о собеседнике и

Составление вопросов

 

Типы вопросов интервью (согласно таблице 11)

Разновидность вопросов Характеристика Цель
Информационные Вопросы о фактах (что было, есть или будет) и мнениях (что хорошо или плохо) собеседника Журналист побуждает собеседника раскрыть тему, сообщить сведения, ради которых берется интервью
Управляющие Обозначение темы разговора, возвращение собеседника к теме при отклонении от нее, задавание новой темы. Журналист контролирует ход беседы, раскрытие тем и их смену
Поведенческие Нагнетание напряжения путем логических уловок и психологических манипуляций Провоцирование собеседника на неадекватные действия.

 

Развитие интервью (перечислить направления)

Разговор может развиваться в четырех направлениях: вперед, в сторону, назад либо буксовать на месте.

Движение вперед – это получение информации по теме интервью. Движение в сторону происходит тогда, когда собеседник уходит от основной темы в побочный ее аспект. Движение назад возникает тогда, когда журналиста не устраивает ответ собеседника, и вопрос повторяется теми же самыми или другими словами. Движение на месте – это спор журналиста с собеседником.

Основные приемы журналиста в интервью

Приемы: установление контакта, прием «вечнозеленые вопросы», прием «беременная пауза», прием «включенный диктофон»

Для установления контакта используют разогревающие вопросы. Это вопросы, связанные с общими интересами журналиста и собеседника.

Приём «беременная пауза» - после ответа на вопрос журналист специально не задает следующий, чтобы собеседник проговорился о чем-то, что по началу умолчал.

Приём «вечнозеленые вопросы» - если разговор в тупике или пошел не по плану журналиста, то он задает вопросы, которые подходят любому: выбор профессии и тому подобное.

Приём «включенный диктофон» - журналист показывает всем видом, что интервью закончилось, но диктофон не выключает, собеседник расслабляется и может ответить честнее и спокойнее на некоторые вопросы как бы «за кадром».

Основные уловки собеседника в интервью

1) Смена темы. Собеседник не отвечает прямо на вопрос, а выдает заготовленный монолог. Журналисту необходимо перебить его в удобный момент и вернуть к теме вопроса.

2 ) Использование абстрактных слов. Те слова, который каждый интерпретирует по-своему. Журналисту необходимо уточнять у собеседника личное понимание конкретного слова.

3 ) Связывание. Причин следственные связи собеседника не объективны. Журналисту необходимо задавать как можно больше уточняющих вопросов, чтобы узнать истинную связь.

4 ) Недобросовестное противопоставление или «рога альтернативы». Собеседник ставит неправильное противопоставление, нелогичное. Одному «А» противоположное должно быть «не А», собеседник же подменяет понятия, говоря «я тучка, я вовсе не медведь» вместо «я тучка, я вовсе не НЕ ТУЧКА».

5) Подмена причины целью. На вопрос, почему что-то вышло провально, собеседник говорит о благих целях, которые преследовал, а должен назвать причины неудачи. Журналисту необходимо вернуть собеседника к исходному вопросу.

6 ) Подмена причины поводом. Причина всегда глобальная, повод – конкретная ситуация, так называемая «последняя капля». Причина болезни – нездоровый образ жизни, повод госпитализации – последний выпитый спиртной напиток.

7) «Популярная индукция». Связана с логическим умозаключением идти «от частного к общему». Собеседник утверждает, что политик не выполнил своих обещаний, и в качестве примера приводит обещание, которое тот не выполнил. Но если предвыборных обещаний было десять, и девять из них выполнены, а вот это одно – нет, представлять такого политика как обманщика избирателей – некорректно. Чтобы избежать этой уловки, нужно хорошо владеть материалом беседы. Тогда можно сразу же напомнить про девять выполненных обещаний и попросить собеседника это прокомментировать.

8) Подмена тезиса в процессе разговора. Собеседник подменяет тезис, чтобы увести разговор в другое русло. В таком случае, журналисту необходимо вернуть его к исходному тезису.

9) Неправомерное общение. Это использование слов и фраз «практически», «почти», «в целом», «в общем» и подобных им. Журналисту необходимо добиться конкретики.

10) Упущение действующих лиц. Собеседник ссылается на «неких» людей, журналисту необходимо добиться конкретных фамилий и имён.

11) Переформулирование вопроса. Собеседник формулирует вопрос под удобный для себя. Журналисту необходимо задать этот же вопрос иными словами.

12) Ссылка на недопустимость вопроса. Собеседник отказывается отвечать, так как считает вопрос недопустимым. Журналист иного мнения, тогда ему необходимо задать тот же вопрос иными словами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: