Подготовка кадров для сферы туризма. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). (Катя) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 230500 – Социально-культурный сервис и туризм (предъявляемые к выпускникам требования). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») (Задачи профессиональной деятельности). Общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр»).
От качества подготовки кадров во многом зависит успешность туристкой деятельности. В соответствии ФЗ одним из способов государственного регулирования является подготовка кадров для сферы туризма.
Подготовка кадров для сферы туризма. В настоящее время кадры для сферы туризма готовятся в учреждениях среднего специального, высшего и дополнительного образования.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:
- регулирования приема и выпуска специалистов;
|
- статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;
- интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;
- сопоставимости образовательной статистики России и других стран.
Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.
Специальности в туризме (среднего и высшего профессионального образования):
- социально-культурная деятельность;
- организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах;
- организация перевозок и управление движением на транспорте (по отраслям);
- социально-культурный сервис и туризм.
В настоящее время осуществлен переход к 2-х уровневой с-ме подготовке кадров: бакалавриат и магистратура, однако не утратил своей актуальности и гос. ВПО для подготовки специалистов. Среди требований этого стандарта такие как:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 230500 – Социально-культурный сервис и туризм (предъявляемые к выпускникам требования).
Квалификация выпускника – специалист по сервису и туризму.
Выпускник по специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм отвечает следующим требованиям:
- знает возможности современных научных методов познания природы и владеет технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
|
- знает основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;
- знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;
- знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;
- знает нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
- способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
- обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий;
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме;
- принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности;
|
- принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; внедряет современные научные знания, передовые технологии в социально-культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;
- способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму;
- умеет разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;
- использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения;
- обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;
- владеет знаниями организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;
- владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время подготовка бакалавров осущесвляетсяв соответствии с ФГОСТ ВПО.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») (Задачи профессиональной деятельности):
Проектная деятельность:
- постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях;
- использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта;
- проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности;
- разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований.
Производственно-технологическая деятельность:
- применение современных технологий в реализации туристского продукта;
- использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта.
Организационно-управленческая деятельность:
- распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии;
- принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности;
- расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью рационализации затрат.
Сервисная деятельность:
- обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания;
- организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов;
- умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии.
Научно-исследовательская деятельность:
- исследование и мониторинг рынка туристских услуг;
- применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
- адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии.
Общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр»).
Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т. е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);
- способностью к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);
- способностью работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);
- готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);
- стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-8);
- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9);
- способностью к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готовностью к работе в иноязычной среде (ОК-10);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы в туризме, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способностью работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
- владением основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности (ОК-13);
- владением основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК-14).
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Проектная деятельность:
- владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);
- способностью обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);
- способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);
- готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4).
Производственно-технологическая деятельность:
- готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);
- способностью к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6).
Организационно-управленческая деятельность:
- способностью к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7);
- способностью организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8);
- умением рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии (ПК-9).
Сервисная деятельность:
- способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10);
- способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);
- умением организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12).
Научно-исследовательская деятельность:
- способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13);
- способностью использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14);
- готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15);
- готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).
Нормативные требования к квалификации сотрудников (ВЫБРАТЬ 1-2 должности)
От подготовки кадров зависит все, кадры решают все и в настоящее время неизмеримо возросло значение квалификации кадров в связи со вступлением в ВТО и по другим причинам.
Кадровое обеспечение предприятий сферы туризма предполагает следующие направления: туроператор, турагент, экскурсовод, гид-переводчик, хотельер и проч. Нормативная база кадрового обеспечения туризма, включающая в себя: Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и др. Однако для сферы туризма важнейшим является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 марта 2012 г. № 220н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма», который содержит:
1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций туризма» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций туризма независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций туризма» ЕКС содержит квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих экскурсионную, турагентскую, туроператорскую и гостиничную деятельность.
3. Раздел «Должностные обязанности» с переченем основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической.