Общение со сверстниками.




В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские

годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и ком­ментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге.

 


Особенности психического развития старшего школьника

 

План:

1 АФО юношеского возраста

2.Психологические новообразования личности юношеского возраста

3.Учебная деятельность и познавательная сфера старшего школьника.

4. Самосознание, самообразование старшего школьника.

5. Общение в юношеском возрасте.

 

1. Юношеский возраст характеризуется нескольким спадом физического развития и охватывает период от 15-18 лет. Идёт стадия завершения полового созревания, стабилизируются свойства нервной системы, исчезла дисгармония в развитии сердца и сосудов. Прирост веса становится больше относительно увеличения роста, интенсивно развивается мускулатура, а значит, возрастает сила.

 

2. Смягчаются противоречия, чувство взрослости выступающее как новообразование подростка заменяется реальной ролью взрослого человека. Проявления: в 16 лет юноша получает паспорт определяющий его социальный статус и в 17-18 лет - аттестат зрелости об окончании учебного заведения(СОШ), ещё одно признание - право голоса - быть избранным и избирать.

Юношеский возраст как и подростковый имеет свои новообразования:

1) Дисморфофобия («дис»- непропорциональное, «морфо»- строение, «фобия» -навязчивое состояние, страх) представляет собой психологическое явление, заключающееся в проявлении чувства неудовлетворённости физическим „Я„ т.е. физическим видом. Основанием для проявления и формирования этого новообразования выступает возрастная особенность юношества, проявляющееся чаще всего в силу физиологических причин в таких особенностях как: 1. нечистая, угреватая кожа;

2. полнота девушек, юношей;

3. маленький рост

2) Потребность в выборе профессии или профессиональном самоопределении. Это проявляется в поиске юноши точки приложения своих задатков, способностей и интересов. Объективными предпосылками формирования этой потребности выступает завершение школьного образования. Субъективными предпосылками выступают успехи юношей и девушек в усвоении того или иного учебного предмета. Успехи в определённой специальной области или деятельности (спорт, музыка, искусство и др.). Потребность эта также основана на мотивах выбора будущей профессии, либо пример родителей, старшего брата или сестры, ориентация друзей, рекомендации учителя, либо формирование идеала.

 

3) Формирование убеждений и мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружающем мире и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные и его эмоционально-личностные предпосылки. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, то есть, осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчёркивает, что именно это создаёт совершенно новую социальную ситуацию развития личности, где выбор профессии является центром.

 

3. Учебная деятельность и познавательная сфера старшего школьника.

К этому периоду юноши и девушки начинают осознавать значимость учебной деятельности, и этим определяется избирательность по отношению к предметам. Эта избирательность в первую очередь определяется в потребности выбора профессии.

Учебная деятельность требует более самостоятельного усвоения материала, логики высказываний, развитие обобщённости мышления, так как программный материал становиться более теоретизированным. В этом возрасте они стремятся найти формулу счастья, множество дискуссии о глобальности (этические, нравственные, социальные, экономические и др.проблемы). Идеал в юношеском возрасте также обобщён и синтезирован на основе конкретных образов.

Познавательные процессы в раннем юношестве характеризуются своей произвольностью, высоким уровнем развития, позволяющие осваивать научные знания т.е. идет формирование научного мировоззрения.

Важный показатель умственной деятельности - способность выделять

существенное. Показателем умственного развития является также умение пользоваться рациональными приёмами запоминания(конспектирование, составление плана, подчеркивание, сравнение и др.). Происходит качественное своеобразие познавательной деятельности старшего школьника, которая выражается в содержательной и мотивационной стороне:

1) У юношей и девушек появляется своя точка зрения и они стремятся разобраться в различных точках зрения и составить свою. Их привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Обосновывают и доказывают правильность своих убеждений. Делают сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Любят исследовать, экспериментировать, творить и создавать новое.

2) У старшеклассников, по сравнению с подростком, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными (познавательные мотивы, широкие социальные мотивы, произвольная мотивация).


 

4. Самосознание, самообразование старшего школьника.

Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старших классов к окружающим людям и самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными. Идёт становление нравственного самосознания (порядочность, справедливость, религия, мораль, правда, самостоятельность, ответственность и др.).

Самообразование подростка более объективно по сравнению с самообразованием юности. Если подросток оценивает себя в настоящем (не терпит ситуацию ожидания), то юноша оценивает себя в будущем и все желания, мечты связаны с будущем. Т.к. есть критичности, то при самооценке юноши и девушки говорят об отрицательных качествах, а о положительных — высказываются акцентируя те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками. Завышанная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных сил.

 

5. Юношеский возраст характеризуется спецификой общения, особенности общения определяются потребностью юношества в уединении, с целью поиска настоящего друга. В юношеском возрасте расширяется круг общения, если в подростковом возрасте — двор и одноклассники, то в юношестве он разнообразен и широк — одноклассники, сверстники, студенты ВУЗа и.т.д. Анализируя потребность уединения - это проявление формирования личности, потребность осознать самого себя, потребность дать оценку своим действиям и поступкам, потребность в уединении лежит в основе рефлексии — способности посмотреть на себя со стороны и оценить себя каков ты как личность.

Юношеский возраст - это пора первой любви, возникновение интимных эмоциональных отношений между юношей и девушкой. Идёт поиск близкого друга, которому можно раскрыть личностные и интимные вопросы, отношения, т. е. довериться человеку.

Формирование личности юношества характеризуется в потребности быть самостоятельным, т.е. быть индивидуальностью, быть оригинальным, не похожим на других, появляется стремление любыми путями обратить на себя внимание. Иногда формируется молодёжная субкультура, в которую молодёжь не допускает взрослого (одевание, поведение).

В юношестве меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были. В эти годы большинство юношей и девушек проникают сознанием того, что взрослые желают им добра.


УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

В старшем школьном возрасте углубляется содержание обучения, и вводятся новые предметы. Учебная деятельность предъявляет более высокие требования к активности и самостоятельности учеников. Для глубокого усвоения программы необходимо развитие теоретического мышления. Трудности, которые нередко испытывает старшеклассник в процессе учения, связаны с неумением учиться в этих новых условиях. Ученики во многом еще остаются на уровне «мнемическо-репродуктивной» учебной деятельности: слушают учителя пассивно, надеясь, что учитель им все объяснит. Основной задачей считают понимание и запоминание материала, чтобы потом воспроизвести написанное в учебнике и рассказанное учителем. Некоторые ученики не умеют «пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности, а неумение это рождается потому, что обобщающие понятия, выводы, умозаключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются» (В.А. Сухомлинский). У них нет умения самостоятельно работать с учебным материалом, они не умеют обрабатывать материалы, поступающие из вне учебных источников.

Это ПРОТИВОРЕЧИЕ между уровнем учебной деятельности, который сложился и закрепился в средних классах, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах, является ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ умственного развития старших школьников. Противоречие это разрешается с развитием теоретического мышления и навыков самообучения.

Отношение старшеклассников к учению тоже меняется. Они сознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл. Они сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни, является наличный фонд знаний, умений и навыков, умение самостоятельно приобретать знания. Потребность в знаниях - одна из самых характерных черт старшеклассника.

Избирательное отношение к учебным предметам - это наличие у многих сложившихся интересов, связанных с профессиональной направленностью. А у подростков избирательное отношение к предметам почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания.

МОТИВАМИ, определяющими отношение к предмету у старшеклассников, являются:

- Мировоззренческое значение предмета (насколько он помогает разобраться в общественных явлениях).

- Познавательное значение предмета (насколько он расширяет кругозор).

- Общественное значение предмета, его роль в научной, культурной. хозяйственной жизни страны.

- Практическое значение предмета для данного ученика (связь с намеченной профессией).

- Легкость усвоения данного предмета.

- Хорошее преподавание данного предмета.

Исследования показали, что отношение к учению старшеклассников зависит от того, насколько учитель ориентируется в преподавании на их индивидуальные особенности. Интерес снижается, если учитель ориентируется на среднего ученика (сильным скучно, слабым - тяжело). Также интерес к учению снижается из-за слабой подготовленности школьников к самостоятельной, творческой работе.

В этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, что приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь после окончания школы. Старший школьник активно знакомиться с нужной литературой, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми.


Познавательные интересы в старшем школьном возрасте приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. Они широки и разносторонни. Об этом свидетельствует огромное количество самых разнообразных вопросов, которые старшеклассники задают во время встреч с учеными и другими компетентными людьми. Иногда вопросы учеников ставят в трудное положение учителей. Не всегда они могут достаточно полно и глубоко ответить на сложные вопросы. Для этого надо систематически следить за специальной литературой, научными журналами. Исследования показали, что роль учителя как источника внеучебной (внепрограммной) информации снижается от класса к классу, из года в год.

Кружки, специальные школы и классы, научные секции, факультативные курсы, олимпиады представляют оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Этот возраст благоприятен не только для развития художественно-изобразительных, музыкальных способностей, но и математических, литературных, конструктивно-технических. Именно в 15 - 17 лет может проявиться талантливость в той или иной области: сложные математические изыскания, носящие оригинальный характер, конструирование технических устройств и приборов, создание ценных в художественном отношении стихотворений и рассказов и т.д. Учителям нужно иметь это в виду и, содействуя всестороннему развитию способностей старшеклассников, выявлять тех из них, которые обладают высокой степенью развития способностей. Организовывать консультации специалистов, помочь школьнику связаться с работниками соответствующей кафедры вуза или лаборатории, редакцией газеты и т.д.

Изменяется отношение старшего школьника и к искусству. Кино, которое по-прежнему интересует школьника, становится не только средством отдыха, но и познания жизни, источником раздумий и размышлений. Юноши и девушки хотят, чтобы кино показывало правду жизни, заставляло думать о жизни, размышлять. Также старшеклассники много читают, считая книгу источником духовного развития.

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ в старшем школьном возрасте.

Рост сознательного отношения к учению стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов. В конце возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности.

Наблюдение становится еще более целенаправленным и систематичным. Развивается наблюдательность. При этом необходимо следить, чтобы учащиеся не разбрасывались в своих наблюдениях, подчиняли наблюдение поставленной задаче, не спешили с выводами, пока не накопится достаточное количество наблюдаемых фактов.

В развитие памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память. непроизвольное запоминание не исчезает из практики старшеклассника. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старшего школьника. Дословное заучивание, основанное на повторении не является в этом возрасте распространенным. Старшеклассники неизмеримо шире, чем подростки, пользуются приемами запоминания - составлением планов и схем текстов, выделением и подчеркиванием главных мыслей, сравнением, соотношением с уже известным. Наряду с этим старшеклассники иногда пренебрежительно относятся к повторению, чередующемуся с воспроизведением отдельных фрагментов текста, считая эти приемы, присущими «маленьким». Дифференцируют, что нужно запомнить дословно, что необходимо передать своими словами, а что достаточно только понять, а запоминать не требуется.

Многое из того, что говорилось о памяти, можно отнести и к характеристике внимания старшеклассника. Дифференцированность интересов определяет избирательность внимания, значительное увеличение роли послепроизвольного внимания. В отличие от подросткового возраста оно может быть постоянным при наличии устойчивых жизненных интересов. Также увеличивается роль и произвольного внимания, ученики, понимая значимость изучаемого материала. сосредотачивают на нем внимание, хотя и не интересуются им.


Заметно развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Оно проявляется в умении одновременно и слушать объяснения учителя, и вести записи, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Ученики гораздо чаще, чем подростки, способны противостоять отвлекающим раздражителям, действующим в процессе учебной работы. Избирательность внимания проявляется в том, что если материал важен, ученик активно воспринимает его. если несущественен, то внимание ослабляется. Эта своеобразная пульсация внимания нередко происходит непреднамеренно: старшеклассники не всегда отдают себе отчет в колебаниях собственного внимания. Обычно внимание непроизвольно сосредотачивается тогда, когда речь идет о применении на практике определенных знаний из этой области.

Мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер, так как все большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и практических работ, написание рефератов, самостоятельно приходится разбираться в изучаемом материале.

Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений. умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать получаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического, диалектического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития

С развитием мышления растет культура речи школьников, формируется умение правильно выражать свои мысли, усложняется структура речи - обогащается словарь.

К концу обучения старший школьник должен овладеть умением самостоятельно мыслить, овладеть методикой и техникой самостоятельной умственной работы, самостоятельного добывания знаний.

Отсутствие самостоятельности в мыслительной деятельности - один из существенных недостатков в работе старших школьников, который объясняется такой постановкой учебной задачи, когда от школьника не требуется размышления, собственного мнения, когда все сводится к воспроизведению чужих мыслей, чужой аргументации. Следует учесть, что старшеклассники склонны обращать внимание на аргументированность и доказательность тех или иных положений. Принимать на веру все сказанное учителем или написанное в учебнике они не желают, слепо следовать авторитетам не в их правилах. Некоторые учителя на этом основании обвиняют старшеклассников в скептицизме и критиканстве (хотя и это нередко бывает - таковы их возрастные особенности). Следует не только удовлетворять, но и поощрять эту полезную для умственного развития требовательность к убедительной аргументации, обоснованности и доказательности усваиваемых знаний, потребность иметь свою точку зрения. СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - не значит всегда отличающаяся от общепринятой; своя - это плод своей мысли, итог самостоятельного думания. а не навязанное со стороны.

Задача учителя - так направить ход анализа, обсуждения, чтобы ученик самостоятельно пришел к правильному заключению.

Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания, изучения основ наук, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Не следует думать, что правильное мировоззрение в наших условиях формируется автоматически, само собой. Поэтому учителя должны чувствовать свою ответственность за мировоззрения учащихся. Но знания только тогда становятся убеждениями, когда они сочетаются с практическим опытом. Мировоззрение нельзя выучить, усвоить. Овладение теоретическими знаниями - это условие формирования взглядов, убеждений и мировоззрения. Усвоенный материал тогда приобретает характер убеждений, когда он связан с эмоциональным переживанием его бесспорности, убедительности, когда усвоение знаний связано с активной самостоятельной мыслью ученика.

Процесс формирования научного мировоззрения у ученика связан с формированием умения правильно оценивать общественные явления, с воспитанием правильного отношения к ним. Необходимо специально обучать школьников приемам самостоятельного научного анализа и оценки социально-экономических и общественных фактов и явлений, опираясь на активизацию самостоятельной мысли школьников.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: