Особенности психического развития подростка




  1. Анатомо - физиологические особенности подростка
  2. Теории, объясняющие трудности подросткового возраста. Кризис
    подросткового возраста. Основные противоречия.
  3. Психологические новообразования личности в подростковом возрасте.
    Развитие самосознания.
  4. Учебная деятельность.
  5. Самосознание, самооценка, самовоспитание.
  6. Развитие познавательной сферы.
  7. Особенности общения подростка с взрослыми и сверстниками.

1. Подростковый возраст - это возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период времени от 9 -10 до 14 -15 лет. АФО ребёнка подросткового возраста характеризуется теми признаками, которые отличают его от детей младшего школьного возраста и взрослых. Этот период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост развития тела, совершенствуется мускулатурный аппарат, идёт интенсивный процесс окостенения скелета и полового созревания. Итак:

1.особенность физическое развитие характеризуется не пропорциональностью интенсивного роста тела в длину, с неразвитой мускулатурой (у девочек максимальное развитие приходиться на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости, нескладности подростка. Поэтому он стесняется, принимает вычурные позы и даже добрая шутка в его адрес вызывает бурную реакцию — подростку непереносима мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей).

2.особенность развитие сердечно - сосудистой системы. Сердце увеличивается в объёме, становиться более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, наблюдается головокружение, сердцебиение, головные боли, слабость, быстрая утомляемость.

3.особенность развитие сердечно - сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят к некоторым нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Наблюдается повышенная возбудимость, обидчивость, раздражительность, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные и длительные монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в возбуждение.

4.особенность физиологическое развитие, т. е. период интенсивного полового созревания, начало функционирования половых желез. Физиологические изменения влияют на психику: внимание к своей внешности, к противоположному полу.

2. Период подросткового возраста выступает предметом интенсивного изучения педагогов, физиологов, медиков, психологов, социологов. Этот возраст привлекает внимание исследователей своей неординарностью, яркостью поведения и тем, что подростковый возраст является основой развития будущей личности в её нравственном аспекте. Особенности подросткового возраста, его трудности, кризис этого периода является в первую очередь предметом анализа психологов. Существует несколько точек зрения на источники кризиса этого периода:

а) социогенетическая теория;

б) биогенетическая теория.

Итак, кратко о каждой:

Одним из представителей является Курт Левин, основатель" теории поля". Исходя, из которой он определил место подростка в поле социального общения и выделил 2 поля, которые находятся рядом с ним:

           
   
 
   
 
 

 

 


подросток

 

Подросток является неприкаянной личностью (маргинальная, неустойчивая)

Маргинальный человек - это человек, который по своей психологии и поведению не принадлежит полностью ни к одной социальной группе или

культуре, занимая как бы промежуточное положение между ними (эмигранты).

Почему такое положение у подростка?

Подросток не желает находиться в поле детства, а стремление в поле взрослых таково, что оно его не принимает, отталкивает по многим причинам: физиологически подросток несовершенен; нет устойчивых жизненых принципов, не сформировано мировоззрение; не умеет решать проблемы, т.к. есть внутренние противоречия и др. Т.О. теория поясняет особенности развития психики и личности влиянием и воздействием социальной среды (фактор развития).

2) Биогенетическая теория объясняет особенности психического развития биологическими факторами. В частности своё объяснение кризиса подросткового возраста предлагает фрейдизм, которые, считают, что трудности возраста определяются особенностями полового созревания, время его становления. Эта нестабильность в поведении подростка определяется новыми чувствами, новыми ощущениями своего организма в момент полового развития.

Л.С.Выготский объяснял кризис подросткового возраста несовпадением трёх точек созревания:

  1. точка полового созревания
  2. точка физического созревания
  3. точка социального созревания

Несовпадение этих точек лежит в основе тех трудностей, которые есть в подростковом возрасте.

Подросток представляет собой узел противоречий, которые он сам не всегда способен разрешить, тем самым возникает конфликт с окружающими людьми-взрослыми, вследствие, чего появляется тревожность, агрессия, комплекс неполноценности. Каковы же противоречия:

- Противоречие между потребностью быть, считаться взрослым и возможностью удовлетворения этой потребности, или подругому, противоречия между потребностью подростка участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этому его реальных возможностей.

- Противоречие между требованиями нового уровня учебной деятельности к
подростку и старыми способами учебной деятельности подростка.

Специфика учебной деятельности, программы учебного процесса представляют высокие требования к ученикам среднего звена школы. Для успешного образовательного процесса необходимо изменить формы и методы обучения. Подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка в том, что он ещё не умеет реализовать, не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Здесь учителю необходимо хорошо изучить психику и знать психологию подростка, а также педагогику этого возраста.

- Противоречие между новыми возросшими возможностями подростка и старыми сложившимися формами отношений к нему со стороны окружающих взрослых.

Все противоречия подростков требуют своего разрешения в результате, которого подросток формируется как личность и становиться на более высокий уровень психического развития.


3. Социализация - процесс и результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного становления, т.е. преобразование социально — нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

1) Чувство взрослости - центральное психическое новообразование проявляется в потребности, желании подростка быть, казаться взрослым, хотя взрослые качества ещё не сформированы и не развиты. Самостоятельной основой появления этого новообразования выступает физиологическая перестройка организма (интенсивное половое развитие). Подросток начинает замечать у себя физическую силу, выносливость, увеличивается рост, вес, расширяются знания, умения, навыки и в кое в чем он превосходит многих взрослых. Психологи отмечают, что в основе чувства взрослости лежит потребность в принятии социальной роли более высокого уровня, а также потребность быть взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых (внешний облик, манера поведения (отдых, развлечения, косметика, лексикон и др., на основе подражания). Чувство взрослости не нужно подалять,его нужно вести в нужное русло. Отношения с подростком надо постепенно и разумно перестраивать, признавая его права на относительно большую независимость и самостоятельность. Руководство и контроль взрослых должны проявляться в меру, необходимо уважать мнение подростка, его чувство собственного достоинства, самоуважения.

2) Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: действия, выходимые за рамки его моральных установок. Этой потребностью можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка (возникает бурная реакция, далее возникает конфликт — а потом тактичность, вежливость).

Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже трудность возраста. Классному руководителю желательно знать, в какие объединения входит подросток, какое место он занимает, что их объединяет —> легче формировать личность.

Подростки с неблагополучными взаимоотношениями образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Исследования показывают, что данная потребность реализуется в сфере учебной деятельности, в сфере спорта, успехи в сфере искусства, бывают утверждения с позиции силы.

Психологи выделили несколько способов удовлетворения этой потребности:

1) Самоутверждение успехами в учебной деятельности.

2) Самоутверждение с позиции силы.

3) Самоутверждение в спорте.

 

4. Учебная деятельность подростка.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина является интимно-личное общение, на втором месте – учебная деятельность. Эти две деятельности тесно связаны. Расширение связей с окружающим миром, широкое общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также снижают интерес подростка к учебе. Сознательное положительное отношение к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности. Подростков очень привлекает возможность расширить обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные отношения, а также интерес, связанный с будущей профессией. Хотя порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличными или даже отрицательным отношением к учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи, если они повторяются, то закрепляется отрицательное отношение к предмету, к учителю.

Подросткам нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Познавательные интересы подростков различны, а значит умение учителя заинтересовать своим предметом, проявить уважение к учащимся, что приведёт к раскрытию каждой личности на уроке.

Оценка для подростка имеет различный смысл: во — первых, занять достойное место среди товарищей, во — вторых, заслужить уважение учителей, родителей, в — третьих добиться успеха в учебном процессе, в - четвертых, утвердить самооценку. Только при этом условии они могут выступать, как мотивы, действующие в одном направлении. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

 

5. Самосознание, самооценка, самовоспитание подростка

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка - формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У него возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремиться познать сильные и слабые стороны своей личности, возникает потребность оценить свои возможности, для того, чтобы найти своё место в коллективе.

Сначала в основе самосознания подростка лежат суждения о нём других - взрослых (учителей, родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция, самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, хотя ещё не совершено это умение, поэтому возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке, у подростка возникают конфликты с окружающими. Для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы самооценка была адекватной. Как же возникает самооценка? Она возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими, тем самым, познавая себя на основе этого сравнения, он оценивается ими. Оценка окружающих и формирует самооценку. Если поддерживают, адекватно относятся, то формируется адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то неадекватная самооценка.

Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания подростка. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки.

Подросток сознательно и целеустремлённо развивает у себя положительные качества и тормозит отрицательные проявления, преодолевает отрицательные, черты и устраняет недостатки. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы: для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно причиняют себе, прекратить чтение на интересном месте, задержать дыхание и т. д. —> помощь учителей в способах самовоспитания.

 

Развитие воли

Заметно развиваются в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к осуществлению связанной единой целью многозвеньевой цепи волевых действий, т. е. к волевой деятельности.

Подросток ставит цель, планирует деятельность и осуществляет. Хотя не всегда проявляет волю во всех видах деятельности (например, в спортивной деятельности есть, а в учебной - нет).

 

6. Развитие познавательных процессов

В подростковом возрасте активно идёт процесс познавательного развития.

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Не маловажен интерес к воспринимаемому объекту (есть - глубокое восприятие, нет - поверхностное, случайное).

Существенные изменения претерпевают память и внимание. Развитие идёт по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовать и контролировать своё внимание, процессы памяти, управлять ими. Развитие внимания отличается известно противоречивостью: с одной стороны - формируется устойчивость, произвольное внимание, с другой - обилие впечатлений, переживаний приводит к неустойчивому вниманию (например, невнимательность, рассеянность на одном уроке (нелюбимый), собранность, сосредоточенность на другом уроке (любимом)).

Активно начинает развиваться логическая память, она опирается на мышление. Исследования показали, что для подростка вспомнить — значит мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляет развитие механической памяти (законы, формулы, определения), что порождает проблемы, жалобы на плохую память, нежелание запоминать механически, а количество информации увеличивается, отсюда интерес подростка к способам улучшения запоминания.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление . Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка — нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением, в пользу последнего.

Развитие воображения происходит на основе творческого мышления. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь. Все психические процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность.

Эмоциональная сфера подростка неустойчива, они отличаются большей страстностью и вспыльчивостью, не умеют сдерживать себя, слабый самоконтроль, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Они чутко относятся к мнению коллектива, они дорожат им, уважают его, руководствуются им. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников (не следует упрекать, поучать, стыдить).

7. Особенности общения подростка с взрослыми и сверстниками.

Сфера общения подростка включает 2 основные области:

1) Общение подростка со сверстниками.

2) Общение подростка со взрослыми.

Первая область - доминирующая сфера общения. Общение со сверстниками начинает приносить большую пользу в удовлетворении его актуальных потребностей. Подросток боится изоляции со сверстниками. Он ориентируется на сверстников, на их оценку, он имеет ярко выраженную потребность в признании его сверстниками.

В подростковом возрасте выдвигаются следующие уровни общения:

1. Общение учащихся класса — это внешние эпизодические контакты служат
удовлетворениям сиюминутных интересов.

2. Товарищество - это более интенсивное общение, способствует взаимообмену ЗУН. Атмосфера таких отношений базируется на кодексе "товарищества", который включает в себя уважение личностного достоинства другого человека, равноправие, честность, порядочность, готовность прийти на помощь.

3. Дружба — это более интенсивный уровень общения. Она охватывает более узкий круг лиц, она более избирательна, интимна, появляется чувство симпатии, привязанность друг к другу, доверительные отношения. Эти отношения более устойчивы, носят эмоционально -напряжённый характер. Раскол дружеских отношений – личностная драма, которая приводит к акцентуации характера подростка. Дружба не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений - дружба по расчёту. К концу подросткового возраста возникает интерес к противоположному полу (внешность, поведение —> задираются, повышенное внимание, удовольствие), появляются
романтические отношения — начинает писать записки, назначать свидания, вместе гулять —> начинается самовоспитание.

К таким проявлениям надо относиться тактично и осмотрительно, воспитывать правильное отношение, например, благородство у мальчиков и женское достоинство у девочек.

Вторая область - общение со взрослыми (родители, учителя) определяется характерными противоречиями. Подросток начинает предъявлять повышенное требование к себе и к взрослым, сопротивляясь и протестуя против общения с ним как с маленьким. Если взрослый осознаёт причину протеста, перестраивает взаимоотношения, всё осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьёзный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который вовлечён и подросток и взрослый. Условия предупреждения конфликта: переход взрослого на новый стиль общения с подростком, смена отношения к нему, но, если взрослый промедлил, у подростка возникает стойкий межличностный конфликт, сохранение которого приводит к задержкам в личностном развитии подростка (апатия, отчуждение, уход из дома, суицид), снятие межличностных конфликтов - установление доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимное уважение.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: