Вопросы
к зачету подисциплине «Педагогика
(раздел «История образования и педагогической мысли»)»
для студентов 2 курса факультета заочного обучения
и довузовской подготовки специальности
1-03 04 01 Социальная педагогика
Учебный год
1. Зарождение воспитания, обучение и школы в древних государствах.
2. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в античном мире.
3. Типы средневековых школ в Западной Европе.
4. Развитие западноевропейской школы и средневековых университетов в XIV–
XVI вв.
5. Прогрессивные педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения.
6. Письменные памятники педагогической мысли Древней Руси.
7. Элементарное образование в Древней Руси.
8. Православная педагогическая мысль в Московском государстве в XIV–XVI вв.
9. Школьное образование на Беларуси в эпоху Великого Княжества Литовского (XIV–XVI вв.).
10. Развитие педагогической мысли в Беларуси в XIV–XVI вв.
11. Типы школ на белорусских землях в XVII–XVIII вв.
Школьное образование и педагогическая мысль в Беларуси в XVII–XVIII вв. (лекция 8)
13. Изменения в начальном и общем образовании в Западной Европе в XVII в.
Вклад Я. А. Коменского в развитие мировой педагогической мысли. (лекция 9)
Концепции воспитания Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. (лекция 10)
16. Школьное образование в Русском государстве в XVII в.
17. Просветительские реформы в России в первой половине XVIII в.
18. Образование и воспитание в России во второй половине XVIII в.
Деятельность М. В. Ломоносова в области просвещения. (лекция 12)
20. Педагогические идеи и деятельность российских просветителей XVIII в.
(лекция 12)
21. Общие подходы к развитию образования в странах Западной Европы в XIX в.
22. Приоритеты начального и среднего образования в Западной Европе в XIX в.
23. Становление специальной педагогики в странах Западной Европы в XIX в.
24. Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования
И. Г. Песталоцци. (лекция 14)
Вклад И. Ф. Гербарта в развитие научной педагогики. (лекция 14)
Педагогическая деятельность и дидактические идеи А. Дистервега. (лекция 14)
27. Этапы развития системы образования в России в XIX в.
28. Система образования в Виленском учебном округе.
29. Становление учреждений дошкольного образования и развитие дошкольной педагогики в Российской империи в XIX в.
30. Реорганизация начального и становление гимназического образования в Российской империи в XIX в.
31. Общественно-педагогическое движение в России во второй половине XIX в.
Общественно-педагогическая мысль в Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в. (лекция 17)
К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики, его педагогические взгляды и основные труды. (лекция 18)
Труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». (лекция 18)
Педагогические взгляды и деятельность Л. Н. Толстого. (лекция 18)
Концепция физического развития детей и проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта. (лекция 18)
Идея развивающего обучения в трудах В. П. Вахтерова и П. Ф. Каптерева. (лекция 18)
Педагогические концепции и идеи зарубежной реформаторской педагогики первой половины ХХ в. (лекция 20)
39. Педагогические взгляды и деятельность представителей творческой педагогики 20–
30-х гг. С. Т. Шацкого и П. П. Блонского.
Практическая и педагогическая деятельность А. С. Макаренко и его концептуальные идеи о коллективном воспитании. (лекция 22)
Гуманистическая педагогическая концепция В. А. Сухомлинского. (лекция 23)
42. Развитие системы народного образования и педагогики в СССР во второй половине ХХ в.
43. Модернизация общего среднего образования в русле школьных реформ в Западной Европе и США во второй половине ХХ – начале XXI в.
Мировые тенденции развития высшего образования и идеи Болонского процесса. (лекция 24)
45. Состояние общего среднего образования в России в конце ХХ – начале XXI в.
46. Перестройка системы высшего профессионального и педагогического образования в России на рубеже XX–XXI вв.
47. Становление и развитие национальной системы образования в советский период.
48. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ – начале
XXI в. (лекция 26)
Основные идеи Кодекса Республики Беларусь об образовании как законодательного документа. (лекция 26)
50. Национальная система образования в Беларуси на современном этапе и перспективы ее развития.
- Зачет проводится в письменной форме.
- На зачете каждый студент отвечает на 2 вопроса из 20 выделенных жирным шрифтом.
- Кроме двух теоретических вопросов каждый студент выполняет 2 тестовые практические задания из 35.
- Для тренировки выполнения практических заданий следует использовать тесты с ответами (300), которые давала Л.И. Селиванова.
- Практические задания высылаются.
Литература:
- ЭУМК «Педагогика (История образования и педагогической мысли)». Поиск: сайт университета ® студентам ® тестирование ® факультет психологии и педагогики ® учебно-методические комплексы ® Педагогика (История образования и педагогической мысли) ® зайти гостем.
- Горленко, В.П. Становление и развитие педагогической мысли в странах Западной Европы: практическое руководство / В.П. Горленко. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2006. – 62 с. Поиск: https://repo.gsu.by/handle/123456789/4082
- Горленко, В.П. Развитие педагогической мысли в России и Беларуси: практическое руководство / В.П. Горленко. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2006. – 79 с. Поиск: https://repo.gsu.by/handle/123456789/4083
- Учебники и учебные пособия по истории педагогики.