Сложный уровень
9. Чтобы игрок мог ознакомиться с правилами игры, выбрав в меню пункт правила игры, необходимо сделать следующее:
· В программе Word Pad набрать текст, содержанием которого являются правила игры „ Собери картинку ”, сохранить его в файле формата rtf под названием „Правила”. Полученный файл сохранить в папке, где находится проект Soberi.
· Создать новую форму Form3;
· Разместить на форме объекты: Button1 и Panel1 из страницы Standart и RichEdit1 из Win32;
· Изменить некоторые свойства объектов:
Для Panel1:
Align – alBottom.
Для Button1:
Caption – Закрыть.
Для RichEdit1:
Align – alClient;
ScrollBars – Vertical;
Форма будет иметь вид:
· Командой Use Unit (Alt+F11) добавить к основной программе Unit3, связанный с Form3;
· Создать процедуру для пункта правила игры (щелчок мышью по правила игры):
procedure TForm1.N6Click(Sender: TObject) (стр.22)
Эта процедура выводит на экран форму Form3 и помещает на ее компонент RichEdit содержимое текстового файла „ Правила ”. Форма принимает вид:
Таким образом, игрок получает возможность ознакомиться с правилами игры
10. Каждая пользовательская программа должна содержать сведения о том, кто является ее автором, где и когда она была разработана. Эти данные будут находиться в пункте меню о программе. Чтобы их туда поместить, необходимо выполнить следующие действия:
· Создать новый проект Progr_ и сохранить его в папке, в которой находится проект Soberi;
· Разместить на форме несколько объектов: Label1, Label2, Button1, Panel1, Image, выбрав их на страницах Standart и Additional;
· Изменить некоторые свойства формы и размещенных компонентов:
для Form1:
Name – Form2;
Caption – О программе Soberi_;
BorderIcons:
biMaximize – False;
biMinimize – False;
biSystemMenu – False.
Для Lable1:
Caption – Курсовая работа по теме: „Моделирование игровых программ средствами Delphi”;
WordWrap – True;
Alignment – taCenter.
Для Label2:
Caption – Выполнила студентка 3 курса математического факультета Татарникова Л. В.;
WordWrap – True;
Alignment – taCenter.
Для Panel1:
Caption – Армавир 2004;
BevelInner – byLowered;
BevelOuter – byRaised;
Для Button1:
Caption – Закрыть.
· На компонент Image следует скопировать изображение, которое может быть произвольным, т. е. по желанию пользователя.
· Для кнопки Button1 написать процедуру:
Procedure TForm2.Button1Click(Sender: TObject)
Begin
close;
End.
Эта процедура позволяет при нажатии на кнопку закрывать форму.
· Полученный проект Progr_ добавляем в первоначальный проект Soberi;
· Пункт меню о программе программируем следующей процедурой:
procedure TForm1.N7Click(Sender: TObject) (стр.21).
При вызове этого пункта на экран будет выводиться окно формы из проекта Progr_, которое содержит основные сведения о проекте Soberi.
11. Заключительный этап, на котором следует запустить проект.
Заключение
В результате выполнения курсовой работы в среде программирования Delphi 6 была смоделирована логическая игра под названием „Собери картинку”. Игра содержит меню, используя которое можно выбирать различные виды картинок, также существует возможность устанавливать уровень сложности, который предпочитает игрок. Если есть необходимость ознакомиться с правилами игры, то их тоже можно найти в главном меню, там же находится основная информация о программе.
Данный проект может с большим успехом использоваться на уроках информатики в школе, в качестве примера программы, разработанной средствами Delphi 6, а также в качестве одной из игр, развивающих логическое мышление.
Список используемой литературы:
1. Архангельский А. Я. Интегрированная среда разработки Delphi – М.:ЗАО, Бином; 1999.
2. Марко Кэнту для профессионалов Delphi 6: изд. Питер, 2002.
3. Фаронов В. В. DELPHI 6: Учебный курс (+ дискета) – СПб: Питер, 2002.
Приложение
Текст программы
unit Soberi_;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, Menus, ExtDlgs;
type
TForm1 = class(TForm)
MainMenu1: TMainMenu;
N1: TMenuItem;
N2: TMenuItem;
N3: TMenuItem;
N4: TMenuItem;
N5: TMenuItem;
N6: TMenuItem;
N7: TMenuItem;
N8: TMenuItem;
N9: TMenuItem;
N10: TMenuItem;
N11: TMenuItem;
OpenPictureDialog1: TOpenPictureDialog;
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
procedure FormPaint(Sender: TObject);
procedure ShowPole;
procedure Mixer;
procedure NewGame;
procedure Formmas;
procedure N11Click(Sender: TObject);
procedure N7Click(Sender: TObject);
procedure N2Click(Sender: TObject);
procedure N3Click(Sender: TObject);
procedure N6Click(Sender: TObject);
procedure N8Click(Sender: TObject);
procedure N9Click(Sender: TObject);
procedure N10Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
uses Progr, Unit3;
{$R *.dfm}
var wc,hc,h,w: integer;fname: string;
pole: array of array of byte;
ex, ey:integer;
stp: array of array of byte;
{(1, 2, 3, 4),(5, 6, 7, 8), (9, 10, 11, 12), (13, 14, 15, 0)}
pic: TBitmap;
procedure TForm1.NewGame;
var
i, j:integer;
begin
try
pic.LoadFromFile(fname);
except
on EFopenError do
begin
ShowMessage('Ошибка обращения к файлу' + fname);
Form1.Close;
end;
end;
hc:=Pic.Height div H;
wc:=Pic.Width div W;
ClientWidth:= wc * W;
ClientHeight:= hc * H;
for i:=1 to H do
for j:=1 to W do
pole[i,j]:= stp[i,j];
Form1.Mixer;
Form1.ShowPole;
end;
function Finish: boolean;
var
row,col: integer;
i: integer;
begin
row:=1; col:=1;
Finish:= True;
for i:=1 to 15 do
begin
if pole[row,col] <> i then
begin
Finish:=False;
break;
end;
if col < 4 then inc(col) else begin
col:=1;
inc(row);
end;
end;
end;
procedure TForm1.Formmas;
var
i,j:integer;
begin
SetLength(stp,H+1,W+1);
SetLength(pole,H+1,W+1);
for i:=1 to H do
for j:=1 to W do
stp[i,j]:=h*(i-1)+j;
stp[H,W]:=0
end;
procedure Move(cx, cy:integer);
var
r:integer;
begin
if not ((abs(cx-ex)=1) and (cy-ey=0) or
(abs(cy-ey)=1) and (cx-ex=0)) then exit;
Pole[ey,ex]:=Pole[cy,cx];
Pole[cy,cx]:=0;
ex:=cx;
ey:=cy;
Form1.ShowPole;
if Finish then
begin
pole[H,W]:=H*W;
Form1.ShowPole;
r:=MessageDlg('Цель достигнута!'+ #13+
'Еще раз?', mtInformation, [mbYes, mbNo], 0);
if r = mrNo then Form1.Close;
Form1.NewGame;
end;
end;
procedure TForm1.FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
var
cx,cy:integer;
begin
cx:= Trunc(X / wc) + 1;
cy:= Trunc(Y / hc) +1;
Move(cx, cy);
end;
procedure TForm1.ShowPole;
var
Source, Dest: Trect;
sx, sy: integer;
i,j: integer;
begin
for i:=1 to W do
for j:=1 to H do
begin
sy:=((pole[i,j]-1) div W)*hc;
sx:=((pole[i,j]-1) mod W)*wc;
Source:=Bounds(sx,sy,wc,hc);
Dest:=Bounds((j-1)*wc,(i-1)*hc,wc,hc);
if pole[i,j] <> 0 then Canvas.CopyRect(Dest,pic.Canvas,Source)
else Canvas.Rectangle((j-1)*wc,(i-1)*hc,j*wc,i*hc);
end;
end;
procedure TForm1.Mixer;
var
x1,y1: integer;
x2,y2: integer;
d: integer;
i: integer;
begin
x1:=H; y1:=W;
randomize;
for i:=1 to 150 do
begin
repeat
x2:=x1;
y2:=y1;
d:=random(4)+1;
case d of
1: dec(x2);
2: inc(x2);
3: dec(y2);
4: inc(y2);
end;
until (x2>=1) and (x2<=h) and (y2>=1) and (y2<=w);
Pole[y1,x1]:= Pole[y2,x2];
Pole[y2,x2]:=0;
x1:=x2;
y1:=y2;
end;
ex:=x1;
ey:=y1;
end;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
pic:= TBitMap.Create;fname:= 'pic_1.bmp';
H:=4;W:=4;
Formmas;
NewGame;
end;
procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject);
begin
Form1.ShowPole;
end;
procedure TForm1.N11Click(Sender: TObject);
begin
close;
end;
procedure TForm1.N7Click(Sender: TObject);
begin
Form2.ShowModal
end;
procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);
Var i,j:integer;
begin
for i:=1 to H do
for j:=1 to W do
pole[i,j]:= stp[i,j];
Form1.Mixer;
Form1.ShowPole;
end;
procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject);
begin
if OpenPictureDialog1.Execute
then fname:=OpenPictureDialog1.FileName;
NewGame;
end;
procedure TForm1.N6Click(Sender: TObject);
begin
Form3.RichEdit1.Lines.LoadFromFile('Правила.rtf');
Form3.ShowModal;
end;
procedure TForm1.N8Click(Sender: TObject);
var
i,j:integer;
begin
H:=4;W:=4;
Formmas;
NewGame;
N2Click(Sender);
end;
procedure TForm1.N9Click(Sender: TObject);
var
i,j:integer;
begin
h:=5;w:=5;
Formmas;
NewGame;
N2Click(Sender);
end;
procedure TForm1.N10Click(Sender: TObject);
var
i,j:integer;
begin
h:=6;w:=6;
Formmas;
NewGame;
N2Click(Sender);
end;
end.