Источники права социального обеспечения и их роль в реализации социальных прав человека




Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

 

Выпускную квалификационную работу выполнил:

студент группы Ю-375

дневного отделения Галкина Виктория Александровна

проверил руководитель: Филиппова Эльвира Маисовна

 

 

Дата защиты: 18.06.2020

Оценка______________________

 

Челябинск

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………..............7

1.1 Теоретический подход к определению источников права социального обеспечения ………………………………………………………………….........7

1.2 Общая характеристика нормативных актов в системе социального обеспечения............................................................................................................15

ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ...............21

2.1 Источники права социального обеспечения в реализации права на социальное обеспечение, связанное с рождением детей...................................21

2.2 Источники права социального обеспечения в реализации права на социальное обеспечение (на примере у ПФРФ Советского района г. Челябинска)…………………………....................................................................34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….........................................................................................42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………………………………46

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная курсовая работа посвящена теме: «Источники права социального обеспечения».

Источники права - одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке, которая была и остается предметом самого пристального внимания ученых, как в общей теории права, так и в отраслевых научных дисциплинах. Изучение любой отрасли права, как правило, начинается с рассмотрения предмета, метода правового регулирования и источников права данной отрасли. В то же время специальная монографическая литература по вопросам, касающимся источников права, не очень обширна, хотя многое в теории источников права уже решено раз и навсегда и представляет собой аксиому юриспруденции, однако многое требует еще разработки с новых позиций, модификации, пересмотра. Научных исследований, специально посвященных источникам права социального обеспечения, которые отражали бы современное состояние данной отрасли, вообще не проводилось.

С началом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения.

Актуальность выбора темы работы объясняется тем, что в период развития демократического правового социального государства возрастает роль права социального обеспечения, которое определяет порядок и условия обеспечения граждан, требующих защиты от возрастающих социальных и экономических рисков, усиливается непосредственная связь норм права с их практическим применением соответствующими органами. В связи с этим остро встает потребность в изучении путем сравнительного анализа источников права социального обеспечения зарубежных стран, обобщение их законотворческого опыта, выявление основных тенденций развития этой отрасли законодательства и изучение возможности заимствования определенных норм и институтов и внедрение их в законодательство РФ. Актуальность исследования во многом предопределена и особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основного права человека - права на жизнь. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются людьми не как некая абстракция, изначальная запрограммированность человеческого бытия и не в виде набора духовных ценностей, системы обычаев и традиций, а посредством соответствующим образом оформленных источников права. За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой. «Можно по-разному понимать и трактовать право, придерживаться узко-нормативного или более широкого подхода к праву включая в его определение в качестве исходных начал идеи свободы, справедливости, гуманизма, но «на выходе» всегда человек соприкасается с тем или иным источником права».

Степень изученности данного вопроса является достаточно высокой, свои работы проблемам исследования зарубежных и отечественных источников права социального обеспечения посвящали такие ученые как: Кобзева И.С., Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В., Шахаев М.В., Мачульская Е.Е. и др. Анализ российского законодательства РФ показывает, что после распада СССР в России начался активный правотворческий процесс: был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на возрождение социального страхования, государственной социальной помощи малоимущим, реорганизацию системы социального обеспечения. Была развернута широкомасштабная пенсионная реформа, административная реформа по разграничению полномочий государственных органов в сфере социального обеспечения и многое другое.

Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично. Для того чтобы сделать источники права совершенными и эффективными, необходимо добиться серьезных позитивных сдвигов как в правотворчестве, так и в правоприменении. В первую очередь речь идет о проблемах целостности и единства правового пространства России, правильного понимания соотношения источников права федерального уровня и субъектов Российской Федерации, системности развития источников права, их кодификации, применения объективных критериев дифференциации в правовом регулировании материальных отношений. В праве социального обеспечения прослеживается тенденция увеличения количества, многообразия источников, появления новых видов, таких как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, модельные законы, соглашения СНГ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, местного самоуправления, социально-партнерские соглашения, локальные акты. Ведется дискуссия о признании судебного прецедента источником права. Кроме того, происходит изменение предмета права социального обеспечения за счет расширения регулируемых им общественных отношений в связи с модификацией самих видов социального обеспечения (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг); усложняется само регулирование социально-обеспечительных отношений, которые приобретают новые свойства и признаки, развиваются во все более изменяющихся взаимосвязях с другими пограничными отношениями.

Целью написания данной работы является изучение международных и российских источников права социального обеспечения, рассмотрение влияния на реализацию права на социальное обеспечение. Исходя из цели исследования, перед нами стоят следующие задачи:

- дать определение понятию источников права и охарактеризовать их;

-исследовать права человека на социальное обеспечение в международных источниках;

- определить тенденции и перспективы развития российских источников права социального обеспечения.

- рассмотреть международно-правовые акты: нормативные правовые акты ОНН, ЕС и СНГ, двухсторонние международные договоры как источники права социального обеспечения;

- изучить Конституцию и Федеральные Законы, подзаконные и локальные нормативно-правовые акты РФ и определить их роль в системе источников права социального обеспечения;

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме; изучение законодательных актов, нормативно-правовой документации, методы сравнительного анализа, классификации, объяснительны

Предметом написания данной работы является международное и отечественное законодательство в сфере права социального обеспечения, а объектом – важнейшие источника права социального обеспечения в России и мире.

Структуру работы составляют введение, основная часть и заключение:

1. Во введении раскрываются актуальность темы работы. её цель и задачи, предмет и объект исследования, степень разработки ученых.

2. В первой главе основной части содержится сущность и характеристика источников, а во второй раскрывается их роль в реализации социальных прав человека.

3. В заключении подводятся итоги по результатам выполнения работы и оценка полноты решения задач и достижения цели работы, оценивается эффективность путей решения проблем.

ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

1.1 Теоретический подход к определению источников права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения.

Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой закрепляющей в праве волю и интересы народа,реальной силой,создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное.

Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу как внешнюю форму выражения правовых предписаний, как «резервуара, в котором пребывают правовые нормы», как «оболочки бытия правовой нормы». В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.[1]

В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.
Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативно-правовыми актами.
Итак, источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.[2]

Марченко М.Н[3] рассматривает правотворчество как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.

Правотворчество является источником права в материальном смысле.

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Смирнова М.О[4] считает, что нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются людьми не как некая абстракция, изначальная запрограммированность человеческого бытия и не в виде набора духовных ценностей, системы обычаев и традиций, а посредством соответствующим образом оформленных источников права. За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:[5]

1.По форме.Одним из объективных свойств права как социального регулятора являет­ся формальнаяопределенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содер­жаться в тех или иных формах, которые являются способом их существова­ния, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, су­ществующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут выполнять свои задачи по регулированию поведения.

· правовой обычай (о бычай, санкционированный государст­вом. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обре­тает возможность государственно-принудительной реализации: если не срабо­тает сила привычки, к делу подключится государство).

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

1. путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

2. использованием обычая в качестве нормативной основы судебного реше­ния.

Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте норма­тивно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качест­ва самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает: норма обычая существует уже в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: