В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна.




· судебный прецедент ( то решение судебного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. В судебном прецеденте суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения дела.

Признание прецедента источником права означа­ет признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание как су­дебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отла­женные системы информации и социального контроля.[6]

Суды не «творят» прецеденты, не изобретают их. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нор­мы. Суд может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми суда­ми, а только высшими судебными инстанциями. В Англии к таким инстанци­ям относятся Высокий суд. Апелляционный суд, палата лордов.

· нормативно-пра­вовой договор ( это соглашение субъектов права, которое содержит новые юриди­ческие правила).

Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных от­ношений получает распространение в сфере гражданского и трудового пра­ва. И вообще можно говорить о перспективности нормативно-правового до­говора как источника юридических норм.

· нормативно-пра­вовой акт ( используется как основная форма права в стра­нах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является од­ним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов).

2.По юридической силе:[7]Нормативно-правовые акты в РФ образуют довольно сложную систему. Основным критерием для определения места акта в этой системе является его юридическая сила.

· нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. (Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.);

· законы (Конституция – основной закон, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ) Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие;

· подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления, распоряжения, Правительства РФ, инструкции федеральных органов исполнительной власти). Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ;

· нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (например, решения представительных органов местного самоуправления);

· локальные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы, распоряжения).

3.По процедуре (особенностям) принятия:

· акты, принимаемые в результате референдума;

· акты, издаваемые государственными органами;

· акты органов местного самоуправления;

· акты локального действия (организаций, учреждений).

4.По сроку действия:

· постоянные;

· временные (действуют определенный период времени)

5.По территории действия:

· федеральные (которые действуют на всей территории страны, к ним можно отнести законы федерального значения);

· региональные (которые применимы для территории отдельного субъекта России);

· местные (которые применимы для территории конкретного муниципального образования);

· локальные (имеют силу на территории организаций).

6.По предмету правового регулирования:[8]

· специализированные правовые акты – регламентируют правовые правоотношения в рамках определённой отрасли права. Например, гражданский кодекс регламентирует гражданские правоотношения.

· комплексные правовые акты – регламентируют сферу, где возникают общественные отношения различных типов. Например, закон о валютном регулировании и контроле регламентирует финансовые и гражданские отношения.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и им придают приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, издаются на основе и во исполнение законов уполномоченными органами и должностными лицами. Они играют вспомогательную и детализирующую роль по сравнению с законами.[9]

Как считает С.И. Кобзева, именно законы наиболее достоверно выражают цели, задачи, суть социального обеспечения, именно с их помощью должны реализовываться конституционные принципы всеобщности, гарантированности социального обеспечения на уровне международных стандартов.[10]

Законы, в свою очередь, делятся на виды. Особое место среди них занимает основной закон государства, который называется Конституцией. Конституция Российской Федерации является базой для всего текущего законодательства в России. Действующая Конституция РФ принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г.[11]

Федеральные законы, в свою очередь, делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ,

Текущими называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных федеральных законов. В праве социального обеспечения они касаются отдельных правовых институтов.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы - это крупные акты, предназначаемые комплексно регулировать определенную сферу общественных отношений. Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 29 мая 2019 г. с изменениями и дополнениями на 09.06.2019г.[12] Кроме того, в качестве кодифицированного источника можно назвать Федеральный закон от 24 июля 2018 г. с изменениями и дополнениями на 03.08.2018г. "Об основах обязательного социального страхования"[13]. В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, перечислены страховые случаи, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

 

 

1.2 Общая характеристика нормативных актов в системе социального обеспечения

 

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера![14]

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст.7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53[15]. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Основам законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", утвержденным 29 мая 2019г.,.последнее ред. 09.06.2019г. [16]Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от24 июля 2018г.с изменениями и дополнениями на 03.08.2018.;[17] "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".с изменениями и дополнениями на 01.01.2015; "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями на 21.07.2014г.; "пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу "с изменениями и дополнениями на 30.04.2019г.

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г.с изменениями и дополнениями на 02.12.2019. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; от 18 июля 2019 г. "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 12 января 1996 г.с изменениями и дополнениями на 23.05.2018г. "О погребении и похоронном деле"; Федеральный закон от 24 июля 1998 г.с изменениями и дополнениями на 29.12.2015г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон, от 26 сентября 2019 г. с изменениями и дополнениями на 09.06.2019г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. от 2 декабря 2019г.; Федеральный закон. "О ветеранах " и др.

Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г. с последние изменениями на 25.02.2003г,[18] "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей" с изменениями и дополнениями от 31.10.2018 года.[19]

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., в ред.от 10.06.2005г. которым было утверждено положение "О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей"; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г.с изменениями на 18.08.2008г. "О приемной семье" и ряд других.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ[20] по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.[21]

В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.

Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:

· по пенсионному обеспечению граждан;

· по обеспечению граждан пособиями и компенсационными вы платами;

· по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.[22]

 

ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

2.1 Источники права социального обеспечения в реализации права на социальное обеспечение, связанное с рождением детей

 

Реализация права ребенка на жизнь предполагала совершенно новый подход к разработке юридической защиты, социальной заботы и медицинской помощи, которые в совокупности должны были сохранить жизнь ребенку.

Вскоре эти проблемы начали обсуждаться на страницах газет и журналов педагогами, врачами, учеными, литераторами, общественными деятелями. Наиболее значимым событием, связанным с защитой прав детей, считается создание Лигой Наций (прообраз ООН) в 1919 году Комитета детского благополучия. Деятельность Комитета благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В этот период одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1924 году была принята Лигой Наций.[23]

Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. Кроме того, в ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.[24]

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка, как составной части защиты прав человека, сложилась гораздо позже — только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.

Созданная в 1945 году ООН в 1948 году приняла Всеобщую декларацию прав человека,в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи, а «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».

В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН — ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

· разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

· создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

· содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;

· оказание международной помощи.

Особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка,включающую десять коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику правительств и людей во всем мире. Однако декларация не имеет обязательной силы, носит рекомендательный характер.

Ряд статей Международного пакта о гражданских и политических правах посвящен защите прав несовершеннолетних правонарушителей.

ООН приняла четыре документа, непосредственно посвященных правам ребенка и принципам правосудия в отношении несовершеннолетних:

· Конвенция о правах ребенка.

· Пекинские правила — принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

· Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.

· Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

В 60-70 годы XX века ухудшающееся положение детей во всем мире требовало разработки и принятия конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.[25]

С 1979 по 1989 год разрабатывается Конвенцияо правах ребенка, и 20 ноября 1989 года ООН приняла этот документ. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, 61 страна подписала ее. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР, сохраняет обязательства по Конвенции.

Конвенция о правах ребенка[26] — самый универсальный документ о защите прав несовершеннолетних. Главная цель Конвенции — максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся, по сути дела, к четырем требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, дает определение, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». В преамбуле Конвенции подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, а также необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения.

Говоря о праве ребенка на жизнь и здоровье, необходимо остановиться на двух статьях Конвенции о правах ребенка,[27] где раскрываются задачи государств-участников ратификации этого документа:

Статья 6.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 24.

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:

а) снижения уровня смертности младенцев и детской смертности;

б) развития первичной медико-санитарной помощи;

в) борьбы с болезнями и недоеданием; доставки чистой питьевой воды с учетом риска загрязнения окружающей среды;

г) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовый и послеродовый периоды;

д) информирования общества о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев;

е) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицины и планирования семьи;

ж) упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей;

з) международного сотрудничества в интересах сохранения здоровья детей.

В сентябре 1990 года ООН в г. Нью-Йорке провела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, где была принята Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.Этот документ определил проблемы, возможности, задачи, обязательства и последующие шаги государств-участников встречи в интересах детей по обеспечению лучшего будущего для каждого ребенка.

Нормативным актом высшей юридической силы в России является Конституция Российской Федерации[28].Она определяет основы конституционного строя и правового статуса личности. Права и свободы гражданина составляют основу конституционного строя страны и делают каждого из нас гражданином конкретного государства. Правоспособность гражданина возникает с факта рождения и сопутствует гражданину на всем протяжении его жизни. Правоспособность не зависит от возраста, состояния здоровья, возможности осуществления прав и обязанностей, жизнеспособности человека. Конституция РФ провозгласила о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью:

Статья 17 отражает «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»;

Статья 20 — «каждый имеет право на жизнь»;

Статья 21 — «достоинство личности охраняется государством»;

Статья 38 «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей».

Помимо Конституции РФ, права ребенка регулируются и охраняются другими законодательными актами.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» №124 от 3 июня 1998 года[29] представляет собой правовой акт, определяющий круг основных прав, свобод и обязанностей ребенка во всех сферах общественной жизни. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка, путем создания правовых и социально-экономических условий для их реализации. В этом законе специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась нарушенной в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи. Закон вводит понятие социальных служб для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации. Эти социальные службы по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальные программы реабилитации каждого конкретного ребенка.

С 1 июля 1999 года общественные объединения и некоммерческие организации (в том числе и международные), осуществляющие деятельность по защите прав детей, получили возможность оспаривать в судебном порядке неправомерность действий должностных лиц, органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов, если их действия нарушают права детей.

В Статье 4[30] определены цели государственной политики в интересах детей: осуществление прав детей и их восстановление в случае нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Статья 7гласит, что содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов оказывается органами власти всех уровней, родителями или лицами их заменяющими, педагогическими, медицинскими, социальными работниками и общественными организациями посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребенком по разъяснению его правового статуса. Содействие ребенку осуществляется с учетом его возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности.

Статья 8 устанавливает государственные минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по гарантированному образованию, бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием, право на трудоустройство и оплату труда, социальную защиту детей, обеспечение права на жилище, организацию оздоровления и отдыха детей, оказание квалифицированной юридической помощи.

Документом, закрепившим за ребенком право на защиту своих прав и законных интересов, является Семейный кодекс РФ[31].До введения Семейного кодекса российское законодательство такой нормы не имело, хотя из общего смысла законодательства следовало, что дети всегда имели право на защиту наравне со взрослыми. Поскольку несовершеннолетние не в состоянии самостоятельно защищать свои права и интересы, то защита их возлагается на родителей. Они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

Право на жизнь и здоровье ребенка четко обозначено в двух статьях главы 11Семейного кодекса РФ.

Статьей 54 подтверждается право ребенка жить и воспитываться в семье, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья56 «Право ребенка на защиту» гласит о том, что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, где обязаны принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В пункте 1 статьи 65 Семейного кодексаеще раз подчеркивается, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке».

Подходы к охране здоровья ребенка определены Законом РФ от 22.07.1993 года №5489-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (с изменениями от 2.12.2000 г.).

В статье 22[32] «Права семьи» сказано, что «государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи». Определено право каждого гражданина по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей) имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан. В случае заболевания ребенка одному из родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся в больничном учреждении вместе с ребенком, выдается лист нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей или одному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Статья 23[33]«Права беременных женщин и матерей»обеспечивает беременным право на особые условия работы, оплачиваемый отпуск, право на получение материального пособия во время беременности и в связи с рождением ребенка. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан.

Государство гарантирует беременным, кормящим матерям, а также детям в возрасте до 3 лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Статья 24раскрывает права несовершеннолетних.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах;

2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Статья 33 об отказе от медицинского вмешательства: гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином или его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Статья 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»[34]гласит, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программы обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, которые имеют специальную подготовку. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется МЗ РФ, а перечень социальных показаний — положением, утвержденным правительством РФ.

Статья 47. Закона РФ[35] «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», приказ МЗ РФ №189 от 10.08.1993 года по трансплантации органов и тканей, а также ряд статей Уголовного кодекса РФрегламентируют этические и юридические аспекты проблемы использования тканей и органов плода и новорожденного.

Положения, вытекающие из этих нормативных актов, суммированы следующим образом:

1) любое взятие донорского органа может быть произведено только с осознанного согласия донора или его законного представителя, если сам донор не способен к волеизъявлению;

2) убийство или даже несмертельное повреждение тела для получения донорских тканей, а также принуждение к изъятию органа квалифицируется как действия с отягчающими обстоятельствами по соответствующим статьям Уголовного кодекса;

3) прерывание беременности на любой стадии ради получения органов и тканей плода — уголовное преступление;

4) ткани и органы для трансплантации не могут быть товаром, то есть предметом купли-продажи;

5) врач, констатирующий смерть потенциального донора, не может быть участником трансплантации или иным заинтересованным в ней лицом; таким образом, врач, выполняющий аборт, не должен быть заинтересован в последующей судьбе эмбриона или его частей. Законодательство как за рубежом, так и в нашей стране не оговаривает юридические аспекты ситуации по использованию тканей плода, поскольку эмбрион и плод — живые существа, волеизъявление которых невозможно, а решение матери не всегда может совпадать с интересами плода. В проблеме защиты права ребенка на рождение, жизнь и здоровое развитие существует немало морально-этических и юридических вопросов, требующих решения.

В последние годы государством принят ряд нормативно-правовых документов и социальных програ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: