Принцип воспитывающего обучения




И И и М П

Раздел 1 – Методика преподавания изобразительного искусства

Лекция № 4

Основные дидактические положения МПИИ в школе

Вопросы:

1. Принципы обучения изобразительному искусству

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип научности.

4. Принцип связи обучения с практикой.

5. Принцип систематичности и последовательности обучения.

6. Принцип доступности.

7. Принцип активности и сознательности обучения.

8. Принцип прочности усвоения учебного материала

9. Принцип наглядности. Виды наглядных материалов на уроке изобразительного искусства. Правила применения наглядных материалов.

10. Педагогический рисунок как метод наглядного обучения.

Принципы обучения изобразительному искусству

Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой.

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции.

Принципы обучения изобразительному искусству, или П. методики изобразительного искусства, - основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приемов, других средств обучения в целостном учебном процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению.

Являясь научными основами процесса обучения в целом, принципы дидактики приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости от специфики преподаваемого предмета

Это, во-первых, П. дидактики, получившие методическую интерпретацию в соответствии с обучением изобразительному искусству:

• П. воспитывающего обучения;

• П. научности;

• П. наглядности;

• П. активности и сознательности обучения;

• П. связи обучения с практикой;

• П. систематичности и последовательности обучения;

• П. доступности (Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин);

• П. прочности усвоения учебного материала (B.C. Кузин).

Во-вторых, специальные П. обучения, выведенные из специфики изобразительного искусства:

• П. единства эмоционального и сознательного;

• П. единства художественного и технического.

Так, например, восприятие произведений изобразительного искусства детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение знаний истории и теории изобразительного искусства (понимание стиля, вида, жанра произведения); при создании изображения - важно не только техническое его совершенство, но и художественная выразительность образа. Проблема П.находится в процессе поиска решений.

Рассмотрим основные современные принципы обучения. В современной отечественной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появляющиеся в ходе развития науки и практики.

Принцип воспитывающего обучения

Согласно принципу воспитывающего обучения оно должно не только давать знания, но и формировать в целом личность. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.

Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

Существенное воспитывающее влияние оказывает личность педагога, если она является референтной для учащихся. Последнее обусловлено отношением к детям и к педагогической деятельности, его эрудицией и уровнем профессионализма.

Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между учащимися и учителем. Доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности, непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности. А. С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения. Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития личности. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый заданный уровень развития личности ученика.

Принцип научности.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Выполнение этого принципа отражается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во вне учебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников. При построении учебного процесса он требует использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.

Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного и дивергентного мышления, творчества, ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствуют использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с учебной и научной литературой.

4. Принцип связи обучения с практикой

требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, применяя знания в жизни, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами.

5. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил, например:

• изучаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы, устанавливается порядок и методика работы с ним;

• в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;

• при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

6. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А.Коменский дал несколько правил этого принципа:

• переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

• переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Л.В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности, что все-таки отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, то есть на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.

7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении - один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение. Традиционная дидактика часто недооценивает активность учащихся. Современная система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли преподавателя. Активности и сознательности учения можно добиться, если:

• опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте познавательные интересы, профессиональные склонности;

• включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических задач;

• использовать активные методы обучения, дидактические игры, дискуссии;

• стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

8. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа:

• прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

• для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность

• упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учащихся;

• прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, устанавливаются логические связи;

• прочность знаний обеспечивается систематическим контролем результатов обучения, проверкой и оценкой.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, взаимосвязь. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика, дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения: ведущая роль учителя, учебной программы, значительный академизм в преподавании. Это существенно отличает нашу школу от, например, американской, ориентированной на прагматическое обучение.

9. Принцип наглядности в обучении - один из старейших и важнейших в дидактике:

1) обусловлен необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для формирования представлений и понятий;

2) означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это "золотое правило" дидактики сформулировал еще Я.Коменский. Он предлагал осуществлять принцип наглядности на уроках посредством наблюдения реальных предметов или наблюдение моделей и рисунков, картин. При этом Коменский провозгласил «золотым правилом» дидактики следующее: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия — зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...».

К. Д. Ушинский считал наглядным «такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. Этот род учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от определения к мысли так естественен и основывается па таких психических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности».

Следование этому принципу должно быть в той мере, в какой он способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Наглядная демонстрация и исследование предметов должны вести к очередной ступени развития мышления, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Наглядность обучения — одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. МПИИ во всех видах своей деятельности опирается на наглядный образ объектов внешнего мира, изучая, анализируя, изображая его. Со времен Древней Греции в основе обучения изобразительному искусству положен метод рисования с натуры. Кроме того, огромный пласт изобразительной культуры, накопленный тысячелетиями опыт создания объектов культуры и искусства, сам по себе является источником знаний и формой отражения действительности художников многих поколений. В его достижениях черпают вдохновение художники нашего времени, культурологи и методисты преподавания изобразительных искусств. История развития изобразительной культуры в школьной программе отражена в основных компонентах содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»: эстетическое восприятие действительности, восприятие произведений искусства, практическая художественно-творческая деятельность.

Все три компонента в разной степени и в разном качестве опираются на наглядные пособия в процессе преподавания.

Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к познанию его сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда дети воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний; способствует формированию зрительной памяти, образами которой ребенок пользуется в учебной и творческой деятельности.

Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. Это положение обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями, причем понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: