Кружево, вязанное на шпильке




Лекция 5-6/5

Тема 2.3.5-2.3.6

Вязание кружева

Особенности фактуры кружевного полотна

Классическое кружево

Филейное кружево

Брюггское кружево

Челночное кружево

Ирландское кружево

Вязание на шпильке

 

Особенности фактуры кружевного полотна

Кружева – предмет декоративно–прикладного искусства, ажурные изделия, узор которых создается специальным пе­реплетением нитей. Они известны в Европе с конца XV века. На Беларуси кружева из золотых и серебряных, а позднее из шелковых и хлопчатобумажных нитей изготавливали сначала в мастерских при монастырях, а с XVIII века – в имениях. Во второй половине этого века в д. Городница под Гродно на мануфактуре, основанной Антонием Тызенгаузом, выпускали кружева, созданные по немецким и французским образцам.

Классический способ изготовления кружев – при помощи иглы или коклюшек, челноков, т.е. выполнение их способом плетения.

Крючок позволяет весьма успешно имитировать наиболее популярные виды кружева.

В вязании крючком кружевным называют полотно, имеющее в своей структуре большое количество отверстий, незаполненных мест. Кружево обычно вяжется с использованием столбиков с одним и более накидов, цепочек из воздушных петель, образующих перемычки.

Более эффектно выглядит кружево, имеющее не однородно разреженную структуру, а построенное на контрасте плотных и разреженных участков. С этой целью для вязания плотных участков используются столбики с накидами и без накидов. Пышные столбики. Очень часто используются группы петель, провязанных из одной петли, незаконченные столбики.

Для вязания разреженных участков могут быть использованы сетка, состоящая из столбиков с накидом и перемычек из воздушных петель, или сетка, образованная арками цепочек из воздушных петель.

Короткие цепочки из воздушных петель часто называют пелетшками.

Кружево может быть представлено в виде полотна определенной формы или в виде полосы.

Кружевное полотно вяжется от края прямыми и обратными рядами или от центра – круговыми рядами только по лицевой стороне.

Кружево в идее полосы называется мерным кружевом. Оно может вязаться как в долевом направлении (поперечными рядами), так и в поперечном направлении (продольными рядами).

Различают кружевные полоски с одним прямым краем (кружевная кайма) или с двумя прямыми краями (кружевная прошва).

 

Классическое кружево,

Классическим кружевом называется ажурное вязание, не имеющее строгих закономерностей группирования петель, определенных композиционных закономерностей и характерных мотивов. Чаще всего элементами классического кружева, комбинируемыми в произвольном порядке, являются столбики с большим количеством накидов, арки из воздушных петель, группы столбиков.

Классическое кружево по внешнему виду и способу вязания может быть прямым и круговым, связано как двусторонним, так и односторонним способом.

Прямыми рядами выполняют прошвы, кайму, дорожки, мерное кружево. Прямое кружево может вязаться продольными (во всю ширину изделия) или поперечными (по ширине кружева) рядами.

Прямое кружево часто используется для выполнения отделки края изделий.

Краевое кружево может быть вывязано отдельно (долевое или поперечное) и пришито к краю изделия ручным или машинным способом. Однако чаще обвязка, помимо декоративной функции, выполняет еще и утилитарную: служит для предохранения срезов от осыпания.

Выполнения обвязки изделия узким краевым кружевом предполагает несколько этапов.

1. Выравнивание края изделия. Если изделие прямоугольно формы, то выравнивание краев выполняют по следу продернутой нити. Деталь фигурной формы выравнивают по лекалам.

2. Подготовка края к обвязке. В изделиях из плотной ткани на расстоянии 5–7 мм от края продергивают 1–3 нити ткани. Эта разреженная полоска служит в дальнейшем ориентиром для провязывания столбиков без накида подготовительного ряда. Срез детали подгибают, уравнивая его с продернутой полосой, и заметывают. Если переплетение достаточно рыхлое, то продергивать нить не нужно, достаточно просто заметать срез, подогнув его на изнаночную сторону на 3–5 мм. Если материал очень плотный (натуральная или искусственная кожа, замша, сукно, драп, мебельные обивочные ткани), то для облегчения прокалывания материала, параллельно срезу на расстоянии 3 мм от него прострачивают машинную строчку без нитки толстой машинной иглой (№110, 130), получая тем самым ряд отверстий на одинаковом расстоянии друг от друга.

3. Расчет раппорта. Подбирают схему кружева для обвязки, определяют количество петель подготовительного ряда в раппорте, При необходимости вяжут расчетный образец, определяют ширину раппорта. Пользуясь вычислениями плотности, определяют количество раппортов на каждой стороне изделия, а также количество петель подготовительного ряда, которые необходимо провязать на каждой стороне.

4. Вязание подготовительного ряда. Прикрепив нить в одном из уголков, провязывают подготовительный ряд столбиками без накида. Столбики располагают через одинаковое количество нитей ткани. Уколы должны производиться на одинаковом расстоянии от сгиба ткани (в продернутую полосу или отверстия проложенной машинной строчки). Количество петель на каждой стороне должно соответствовать расчетам. В уголке для лучшего выкладывания кружева в дальнейшем нужно провязать 3–5 столбиков без накида в одну и ту же точку.

5. Вязание кружева по схеме. Каждый ряд начинают петлями для подъема, а заканчивают замыкающим полустолбиком в петли подъема. Вяжут кружево рядами по кругу, только по лицевой стороне полотна. Необходимо следить за симметричным расположением раппортов, относительно уголков полотна, а также за расположением уголков относительно диагонали полотна.

6. Окончательная обработка. Закончив кружево, нить обрывают. Концы нитей маскируют в петлях изнаночной стороны изделия, заправляя их крючком. Нити ткани, выступающие из–под столбиков подготовительного ряда, аккуратно подрезают. Кружево выглядит лучше, если его накрахмалить.

Требования к качеству:

Равномерность подготовительного ряда.

Одинаковая высота столбиков подготовительного ряда.

Кратность раппорта.

Симметричность и идентичность уголков.

Отсутствие видимого среза с изнаночной стороны.

 

Круговое кружево вяжут по схеме, односторонним способом, замкнутыми рядами. Для вязания используют круглые или радиальные схемы. Ряды нумеруются друг над другом. Каждый ряд начинают петлями для подъема, а заканчивают полустолбиком, провязанным в петли подъема.

Требования к качеству:

соответствие схеме, точность рисунка

равномерность плотности вязания и высоты столбиков

наличие петель для подъема и полустолбика в конце ряда

Филейное кружево.

Вязание кружев крючком – один из традиционных видов народного искусства на Беларуси в XVIII – начале XX века. Орнаментика этих кружев отличалась исключительным разнообразием: ромбы, квадраты, полосы, зигзаги, треугольники, кресты, многолепестковые розетки, стилизованные цветы, листья, изображения птиц, животных и людей. В технике вязания крючком выполняли как мерные кружева для отделки элементов костюма, постельного и столового белья, так и штучные: салфетки, скатерти, занавески и т. д. Цветовую гамму этих кружев нельзя назвать широкой. Наиболее часто встречались белые, бело–красные и бело–красно–черные изделия из домашней льняной или фабричной хлопчатобумажной пряжи. Многообразие достигалось за счет различной степени ажурности кружев, разной формы изделий, широкого спектра орнаментальных мотивов, региональных отличий – характерных для регионов Беларуси цветовых и орнаментальных решений, поскольку кружева вязали под счет, без схем и описаний, так сказать «на глаз», передавая секреты мастер­ства из поколения в поколение.

В XX веке с распространением изделий машинного производства интерес к кружевам был утерян, а секреты их вязания утрачены для основной массы населения, включая сельское.

Филейное вязание – это своего рода имитация филейно–гипюрной вышивки, которая выполнялась на специально сплетенной сетке. Этот красивый вид рукоделия сейчас несколько утратил былую популярность. Его вытеснили более простые в исполнении вариации. Однако благодаря своей красоте и простоте исполнения филейное вязание продолжает быть популярным у рукодельниц всего мира.

Филейная сетка используется главным образом для вязания легкой летней одежды – блузонов, топов, жилетов, жакетов, отдельных декоративных элементов, дублирующих детали основного изделия, а также для предметов интерьера – занавесей, скатертей, салфеток, декоративных панно и т.д. Самыми простыми филейными изделиями являются прошвы – кружева с ровными краями, без зубцов, с двумя кромками для пришивания между двумя деталями из ткани. Чаще всего прошвы вяжут в поперечном направлении. Филейные кружева, в отличие от прошв, имеют только один ровный край с кромкой для пришивания, второй край вывязывается зубцами.

Для филейного кружева подходят практически любые нитки. Выбор их во многом будет определяться выбранным изделием. Для занавесок, покрывал, скатертей и т.п. больше подойдут толстые нитки, для нежного кружева – тонкие, желательно крученые, можно блестящие.

Филейные кружева, связанные крючком, по внешнему виду схожи с плетеными филейными кружевами, являются своеобразной имитацией кружевного филе, в котором на ткани в сетку вышивают узоры. При филейном вязании клетки узора вяжутся сразу, вместе с сеткой. Эффект филейного вязания заключается в чередовании света и тени в пустых и заполненных клетках.

Основой филейного вязания является сетка, состоящая из квадратных ячеек

 

Создание и разработка композиции изделия

Филейное вязание выполняется по схемам. Для их выполнения подходит любая счетная схема для одноцветного вышивания крестом.

Узоры, подходящие для воплощения в филейном вязании, рисуют на бумаге в клетку. Схема чаще всего выглядит как набор пустых и заполненных квадратиков, пустые квадратики соответствуют пустым клеткам филейной сетки, а заполненные – клеткам узора

Пустые клеточки на схемах обозначают квадратные ячейки фона (незаполненные ячейки), образуемые столбиками с накидами, разделенными воздушными петлями. Чаще всего, сетка вяжется из столбиков с 1 накидом, между столбиками 1 воздушная петля, реже используются сетки других размеров, в зависимости от индивидуальной манеры вязания, свойств материла, особенностей композиции (используют 2 воздушные петли в промежутке, столбик с двумя накидами и т.п.)

В ячейках филейной сетки воздушные петли можно заменять столбиками. В этом случае ячейки называются заполненными. Путем заполнения отдельных клеток сетки столбиками вывязывается узор. Клеточки, заштрихованные какими–либо знаками, обозначают ячейки сетки, заполненные столбиками с накидами. В заполненных клетках столбики с накидом провязываются вместо промежуточных воздушных петель, причем последний столбик предыдущей клетки будет являться и первым следующей клетки.

Заполненная ячейка Незаполненная ячейка

На сочетании заполненных и незаполненных ячеек филейной сетки можно создавать различные узоры, от простых геометрических до сложных предметных композиций за счет контраста между плотными и прозрачными участками полотна. Реже на отдельных участках используют инверсию, то есть рисунок составляется из пустых клеток на заполненном фоне. Обычно сетка и узор выполняется нитками одного цвета, но иногда используются нитки и отличного цвета, чтобы подчеркнуть границу между рисунком и сеткой, возможна даже просто вышивка отделочной кромки.

Расчет деталей изделия из полотна филейной сетки и задуманный на нем рисунок выполняется на бумаге в клетку, каждая клетка соответствует одной ячейке филейной сетки.

Расчет количества петель начальной цепочки

Количество воздушных петель начальной цепочки определяется из расчета: 2 в.п. для каждой клетки + 1 в.п. для краевого столбика + 2 в.п. подъема вместо краевого столбика 1–го ряда. Кружева вяжутся рядами в двух направлениях, поэтому в начале ряда провязывают петли для подъема, руководствуясь общепринятыми расчетами (первый столбик с накидом заменяют двумя воздушными петлями). Если схема начинается с заполненной клетки, 1–й столбик с накидом выполняется в 4–ю в.п. от крючка, а если с пустой – в 6–ю.

При вязании изделий для ажурного заполнения больших поверхностей часто используют такой элемент, как тюлевый фон, или, как его иногда называют, фигурную сетку.

Тюлевый фон

Существуют две разновидности тюлевого фона.

Тюлевый фон без смещения. Такая фигурная сетка состоит из 2 клеток в ширину и 2 ряда в высоту

Тюлевый фон со смещением. Состоит из 4 клеток в ширину и 2 рядов в высоту

Прибавление и убавление клеток

Для выполнения зубчиков и фестонов, которые украшают изделия, необходимо освоить приемы прибавления и убавления клеток. Особенностью прибавления и убавления в филейном увязании является то, что при этом счет ведут не по петлям, а по ячейкам, то есть прибавляют или убавляют сразу всю клетку, причем как одну, так и несколько, как пустую, так и заполненную. Различаются приемы прибавления и убавления в начале и конце ряда.

  Прибавление одной незаполненной ячейки
  Прибавление в начале ряда Связать 5 воздушных петель для подъема, повернуть работу, выполнить 1 столбик с накидом из столбика с накидом предыдущего ряда.
  Прибавление в конце ряда Связать 1 столбик с накидом из последней петли предыдущего ряда, 1 воздушную петлю. 1 столбик с 3 накидами из той же петли.
  Прибавление нескольких незаполненных ячеек
  Прибавление в начале ряда Связать 2 воздушные петли для средней клетки и 5 воздушных петель для крайней клетки, 1 столбик с накидом из 6–ю от крючка воздушной петли, 1 воздушную петлю, пропустить 1 петлю, 1 столбик с накидом на столбике с накидом предыдущего ряда.
Прибавление в конце ряда Связать 1 столбик с накидом, 1 воздушную петлю, 1 столбик с 3 накидами из той же петли. Для каждой следующей клетки вязать по 1 воздушной петле и 1 столбику с 3 накидами из средней части последнего столбика с 3 накидами.
  Убавление одной незаполненной ячейки
  Убавление в начале ряда С помощью соединительных столбиков перейти к следующему столбику с накидом, провязать 3 воздушных петли, 1 столбик с накидом над следующим столбиком с накидом предыдущего ряда.
  Убавление в конце ряда Оставить непровязанной последнюю ячейку предыдущего ряда.
  Убавление нескольких незаполненных ячеек
  Убавление в начале ряда С помощью соединительных столбиков перейти к нужному столбику с накидом, 3 воздушных петли, 1 столбик с накидом на следующем столбике с накидом предыдущего ряда.
  Убавление в конце ряда Оставить непровязанными в конце ряда нужное число пустых клеток.
  Прибавление одной заполненной ячейки
  Прибавление в начале ряда Провязать 4 воздушных петли, 1 столбик с накидом из 3–ей от конца воздушной петли, 1 столбик с накидом из следующей воздушной петли, 1 столбик с накидом на последнем столбике с накидом предыдущего ряда.
  Прибавление в конце ряда Провязать 1 столбик с накидом на столбике с накидом предыдущего ряда, 1 столбик с 2 накидами из той же петли, 1 столбика с 2 накидами из нижней части последнего столбика с 2 накидами.
  Прибавление нескольких заполненных ячеек
  Прибавление в начале ряда Провязать 2 воздушные петли для средней клетки и 4 воздушных петли для крайней клетки, 1 столбик с накидом из 4–ой от конца воздушной петли, по 1 столбику с накидом из каждой следующей воздушной петли, 1 столбик с накидом на столбике с накидом предыдущего ряда.
  Прибавление в конце ряда Провязать 1 столбик с накидом на последнем столбике с накидом предыдущего ряда, 1 столбик с 2 накидами из той же петли, соответствующее количество столбиков с 2 накидами из нижней части последнего столбика с 2 накидами. Для каждой прибавленной клетки требуются 2 столбика с 2 накидами.
  Убавление одной заполненной ячейки
  Убавление в начале ряда С помощью соединительных столбиков перейти к третьему от конца столбику с накидом предыдущего ряда, затем провязать 2 воздушные петли вместо 1–го столбика с накидом нового ряда.
  Убавление в конце ряда Оставить последнюю клетку непровязанной.
  Убавление нескольких заполненных ячеек
  Убавление в начале ряда С помощью соединительных столбиков перейти к нужному столбику с накидом, затем провязать 2 воздушные петли вместо 1 –го столбика с накидом нового ряда.
  Убавление в конце ряда Оставить непровязанными в конце ряда нужное число полных клеток.

Требования к качеству:

Чтобы изделие было красивым и аккуратным, необходимо правильно располагать столбики. Крючок необходимо вводить в середину верхней части столбика, а не под две косички нижнего ряда, чтобы не нарушалась стройность изделия.

Ячейки сетки должны иметь правильную квадратную форму, для чего нужно выбирать высоту столбика и количество воздушных петель или заполняющих столиков в зависимости от манеры вязания и особенностей материалов и инструментов.

Филейное вязание должно быть плотным. Необходимо следить, чтобы не было растянутых петель и болтающихся столбиков. Чтобы избежать растянутых верхних петель, можно взять крючок на полразмера меньше, чем полагается для пряжи такой же толщины при другом виде вязания.

Брюггское кружево

История вязанного кружева. Бельгийский город Брюгге – это родина знаменитых кружев. Кружева в виде переплетенной тесьмы прославили город Брюгге (Бельгия) и названы его именем с середины XVIII века. Брюггское вязаное кружево имитирует кружево, сплетённое на коклюшках, – это особый вид декоративного вязания крючком. Поначалу вязаные кружева служили в основном для украшения скатертей, подушек и штор; им обрамляли подзоры для постелей в богатых домах. Однако очень быстро брюггское вязаное кружево проникает в верхнюю одежду и становится символом роскоши и достатка.

Первые попытки создать кружево относятся к 15 столетию, но лишь в начале 18 столетия слава о знаменитых кружевах города Брюгге облетела мир. Несомненно, Бельгию без преувеличения можно назвать «родиной кружева». А самые красивые кружева в Бельгии делали в старинном городе Брюгге, расположенном в западной части страны. В то время насчитывалось около 1500 видов кружевной отделки из серебра, золота и шёлка. В середине семнадцатого столетия появились кружева с цветочными, растительными мотивами и с изображением вазонов. По мере того, как росла популярность кружев, увеличивалось количество стилей и техник его плетения, большинство из которых появилось в провинциях Бельгии.

Искусство плетения кружева, самое тонкое рукоделие в мире, остается, несомненно, важнейшей частью европейского культурного наследия. В 1997 году в Брюгге, признанном европейском центре кружевоплетения, прошла выставка кружев. Сегодня в Бельгии этим видом рукоделия профессионально занимается более тысячи человек, большинство из которых – женщины в возрасте от пятидесяти до девяноста лет. Туристы редко покидают Брюгге, не купив на память тонкое кружево, умело стилизованное под старину.

Брюггские кружева состоят из тесёмочек, образующих прекрасные узоры. При вязании крючком эти тесёмочки соединяются маленькими цепочками из воздушных петель и украшаются дугами таким образом, что появляется точная копия кружев, сплетённых на коклюшках.

Таким способом можно связать кружева, воротники, салфетки, кофточки, сумки. Для работы подойдут нитки катушечные (№ 10, 20, 30), ирис, «Ромашка», суровые.

Основными элементами брюггского кружева являются:

– тесьма с фестонами (боковыми дужками из воздушных петель);

– изгибы тесьмы, закрепленные «паучками», т.е. разветвленными бридами;

– замкнутые мотивы, введенные в кружевные изгибы тесьмы.

Тесьма для вязаного кружева выполняется прямыми и обратными рядами в поперечном, по отношению к длине тесьмы, направлении, столбиками с накидом, в начале каждого ряда вяжут цепочки из воздушных петель, которые образуют боковые дуги (фестоны)

Набрав 11 воздушных петель, вяжем 4 столбика с 1 накидом на первых четырех воздушных петлях цепочки. В конце каждого ряда, провязав 6–7 воздушных петель, выполняем поворот вязания. Столбики при провязывании прикрепляются под обе полупетли столбиков предыдущего ряда. Это простая узкая тесьма, имеющая вид простой ленточки. По каждому ее краю располагаются продольные ряды небольших дужек (арочек, фестонов) из воздушных петель. Расстояние от одной арочки до другой равно высоте ряда столбиков. Можно расширить тесьму за счет большего количества столбиков с накидом

Существует множество вариантов вязания тесьмы

В процессе выполнения полотна тесьма может иметь постоянную ширину, т.е. одинаковое количество столбиков с накидом в ряду, или расширяться до 8–10 столбиков, или сужаться до 2–3. Чаще всего тесьму выполняют столбиками с 1 накидом, однако, при выполнении изгибов чаще наружные столбики делают выше, с 2–мя накидами, а внутренние провязывают короткими столбиками.

Изгибы и соединения. Узорами из тесьмы можно выполнять целиком всё вязаное кружево или сочетать их с мелкими рисунками ажурной или плотной вязки, вводить в качестве соединяющих элементов цветочные мотивы, ромбы, квадраты.

Сначала для создания вязаного кружева выполняют тесьму определённой длины, а затем в процессе её дальнейшего выполнения вязаную тесьму соединяют между собой в узор по схеме столбиками без накида или полустолбиками. Пустоты заполняют цепочками из воздушных петель. При любом повороте тесьмы в вязаном кружеве, необходимо провязать несколько дуг вместе. Для этого провяжите нужное количество дуг и половину последней дуги, затем протяните через предыдущие дуги петлю и провяжите их вместе.

Если взять две соседние дужки одной стороны тесьмы, соединить их вершинами, то тесьма изогнется в сторону этих дужек. Если соединить три смежные дужки, то наклон увеличится.

Изгибы тесьмы с поворотом ее на 180° получаются путем соединения в основном 4 боковых арочек из воздушных петель одним столбиком без накида.

Для того чтобы на изгибах тесьмы в вязаном кружеве не образовывалось уплотнений, с внутренней стороны изгиба выполняют столбики без накида или короткие столбики, а с внешней стороны – обычные столбики с накидом.

Величина угла, образуемого изгибом тесьмы, зависит от числа соединяемых арочек или фестонов.

Более точное определение угла поворота и размеров тесьмы зависит от ширины самой тесьмы, от направления поворота и от высоты столбиков, выбранных для образования тесьмы.

Разнообразие в монотонные повороты вносят цветочные мотивы, «паучки» и др. Тесьму можно выкладывать с образованием спирали, с перекрещиванием, можно обрывать, начиная новую на основе боковых столбиков готовой тесьмы.

Сцепки между фестонами могут выполняться как столбиками без накидов, так и столбиками с 1–м или несколькими накидами. Помимо этого, для образования сложных сцепок, т.е. паучков, могут использоваться столбики на двух ножках, столбики с большим количеством накидов, незаконченные столбики.

Мотивы. Соединяя фестоны между собой, выполняют композиционно-замкнутые мотивы в виде кружочков, звездочек, волнообразных полос и др. Фестоны соединяют по принципу смыкания цепочек или провязывают между ними столбики, цепочки из воздушных петель.

Требования к качеству: ширина тесьмыдолжна сохранять свою величину в соответствии со схемой. Все дужки должны иметь одинаковую длину. В сцепках и дужках не должно быть растянутых петель; количество сцепок в изгибах должно соответствовать схеме и быть одинаковым в симметричных элементах. При выполнении сцепок не должно оставаться пропущенных дужек, если это не предусмотрено схемой.

Челночное кружево

Такое кружево внешне напоминает кружево, плетеное челноком, т.е. выполненное в технике фриволите. Основными его элементами являются дужки из воздушных петель, обвязанные столбиками без накида и украшенные пико. Этим обусловлены его свойства: кружево прочное, жесткое, хорошо держит форму.

Особенностью технологии выполнения этого кружева является тот факт, что столбики без накида провязываются под цепочку, что оставляет обвязывающий слой подвижным. Пико должны быть расположены на элементах симметрично. Кружево никогда не вяжется замкнутыми рядами: каждых предыдущий ряд арок является основой для набрасывания последующего ряда арок, т.е. по технологии выполнения это кружево является поперечным.

Челночное кружево может выполнять как прямое (как мерное, так и в качестве краевого) или как круговое полотно.

 

Требования к качеству:

Челночное кружево должно быть плотным и прочным. Необходимо следить, чтобы не было растянутых петель. Обвязка должна быть равномерной. Обвязывающий слой должен быть подвижным. Пико должны располагать симметрично относительно середин дужек. Все дужки одного ряда должны быть одинакового размера и расположены симметрично.

Ирландское кружево

Создано в Ирландии в XIX веке для того, чтобы основать новую индустрию и создать новые рабочие места для женщин.

Изобретение способа принадлежит некоей мадемуазель Риего де Бланкардье, дочери франко-испанского дворянина и ирландки. Она придумала, как делать кружево, которое напоминало Венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. В 1846 Риего де Бланкардье издала первую книгу ирландских образцов вязания крючком.

Новая техника очень быстро распространялась, и вскоре целые семьи были заняты вязанием кружев. Этому способствовало также то, что техника ирландского кружева очень удобна для массового производства. В отличие от обычного вязания крючком, ирландское вязание крючком состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которые вяжутся порознь и затем соединяются с помощью сетки. Такой способ давал возможность разделения труда – каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все – мужчины, женщины, дети, старики.

Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом неожиданно входили чужие. Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи - воротники, манжеты, платья и пальто, и даже пляжные зонтики.

Ирландское кружево охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, но все же оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны.

Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. В самой Ирландии всемирно известное Ирландское кружево до сих пор знают как "кружево помощи", т.к оно, действительно, предоставляло людям возможность выжить, и в таком названии хранится часть истории страны. Главная ценность ирландского кружева заключается в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой.

Инструментом для выполнения ирландского вязаного кружева является крючок. Так как для работы с кружевом используются нити разной толщины, то нужны и крючки разного размера.

Материалы. Для некоторых изделий используют льняные нитки. Раньше в изготовлении ирландского кружева лён практически не использовался, так как не было в наличии ниток хорошего качества. Некоторое время ирландские кружева плели шёлковой нитью кремового цвета, но использование шёлка всегда было ограничено. Вязание ирландского кружева требует наличия ниток трёх видов толщины:

- нитка средней толщины для выполнения самого узора;

- толстая нить для основы узора (часто в качестве этой нити используют тонкий шнур, называемый бурдоном);

- тонкая нить для сетки.

Технология выполнения. Начинают вязание ирландского кружева с мотивов, которые составляют сам узор. Плоские и выпуклые цветочные узоры выполняются крючком по отдельности, чаще всего поверх шнура или толстой нити, обвязывая их нитью средней толщины.

Узоры соединяют между собой сеткой, которая так­же вывязывается крючком. Закончив мотивы, их закрепляют лицевой стороной вниз на бумажном или тканевом шаблоне, на котором нарисованы орнаменты будущего ирландского вязаного кружева. Шаблон содержит контуры мотивов и линии, по которым должна быть связана скрепляющая сетка.

Основные элементы ирландского кружева вывязываются на бурдоне.

Вязание начинают с первой петли на бурдоне. Поместите бурдон на рабочую нить под крючком, непосредст­венно перед первой петлей на крючке, сделайте накид, про­вяжите петлю на крючке. Теперь бурдон обвит петлей.

Вывязывание столбиков на бурдо­не почти полностью совпадает с известным методом вы­вязывания столбиков. Различие в том, что в данном случае крючок вводится не в петлю цепочки основания или предыдущего ряда, а под бурдон, т.е. происходит обвя­зывание бурдона (шнура).

Основные мотивы ирландского кружева представлены в основном элементами растительного характера: выпуклые розы, розетки, листики, обвязанные сеточкой, часто с ячейками неправильной формы, украшенными пико.

Для того, чтобы арки получились равномерными, нужно пропу­скать для их образования одина­ковое количество петель мотива, на котором они вяжутся.

Кружево, вязанное на шпильке

Этот вид кружева вяжут крючком и дополнительным инструментом – шпилькой (иногда ее называют вилкой), которая представляет собой U-образную дужку из стальной проволоки. Концы ее должны быть разведены, т. к. в процессе работы из-за натяжения нити они сближаются.

Для вязания на шпильке можно использовать любую пряжу: от хлопчатобумажной до мохера.

Шпилька характеризуется номером, который соответсвует расстоянию между ее концами, выраженному в миллиметрах. Используют шпильки номером от 15 до 120. Особо мелкие изделия можно вязать на обычной головной шпильке. Начинают вязание на изгибе шпильки (или в нижней ее части) и вяжут по направлению к кончикам.

Держат шпильку большим и указательным пальцами левой руки, направив концы вверз.

На шпильке вяжется ажурная полоса, которая служит основой для дальнейшего вязания ажурных рисунков. Шпилечные петли имеют форму восьмерки. Соединяя их между собой, а также с петлями другой тесьмы, создают полотно нужного размера и формы.

Вязание тесьмы

Узел начальной петли должен находиться точно посередине между двумя зубьями вилки.

Поворачивая шпильку, вяжут полосу из длинных петель, сдвигая петли вниз по стержням. Для удобства счёта каждую сотню или полусотню длинных петель отмечают вспомогательной ниткой. Если связанные петли уже заполнили стержни шпильки, а вязание полосы требуется продолжить, снимают аккуратно петли, чтобы не перекрутить середину полосы, сворачивают их и скалывают булавкой. Последние 3-4 длинные петли вновь надевают на концы шпильки и продолжают работу.

Можно выполнить полосу с петлями разной длины (по одну сторону от плотной части длиннее, по другую - короче). Для этого первоначальную петлю сделайте меньше половины расстояния между концами шпильки и все закрепительные столбики будут в процессе вязания располагаться ближе к одному концу вилки, чем к другому

Внешний вид связанного на вилке изделия зависит от того, какую тесьму вы свяжите и как будете ее соединять. В центре полосы можно вывязывать 2–3 столбика без накида или столбики с накидами. От этого зависит ширина средней полоски, а также расстояние между длинными петлями по длине полосы. Если вам нужна более ажурная тесьма, то между провязываемыми столбиками можно добавлять воздушные петли.

Сборка полос

Кружево нужной ширины получают путем соединения готовой тесьмы. Скрепляют ее между собой различными способами: без дополнительной нити и при помощи дополнительной нити, которая может выступать и дополнительной отделкой.

При соединении без дополнительной нити протягивают петлю одной тесьмы через петлю другой

При соединении при помощи дополнительной нити петли соединяют без схемы (столбиками без накида или с накидом), но чаще соединение проводят по схеме, ажурным узором или перемычками из воздушных петель.

При соединении петли тесьмы могут оставаться прямыми или перекрученными. Для того, чтобы вытянутые петли лежали прямо в полотне, при соединении крючок вводят в них спереди, а чтобы вытянутые петли приобрели форму восьмерки, обвязывая, вводят крючок сзади

При вязании крючком можно получать полотно прямой или круглой формы. Если полосы разложить плоско и точно соединить каждую петлю одной тесьмы с соответствующей ей петлей противоположной тесьмы, то получится плоское полотно.

Если одну сторону тесьмы стянуть на нить, то можно получить полотно круглой формы.

Отделка края полос

Для того, чтобы из связанных полосок тесьмы получилось красивое ажурное изделие, их не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: