Разросшиеся до гигантских размеров гладиаторские игры императоры использовали не только для укрепления своей популярности в народе, но и в качестве средства политического маневра, отвлекающего массы от мятежных настроений и укрепляющего тем самым автократию.
Желая сохранить свою абсолютную власть, императоры должны были не допускать того, чтобы толпа голодала или скучала от безделья, и для достижения этой цели они полными пригоршнями бросали деньги в народ.
Организация гладиаторских боев стала верным средством обойти политических соперников, приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах, то есть они превратились в мощный инструмент воздействия на массы. Организация гладиаторских боев в Римской империи стала неотъемлемой частью предвыборных кампаний в городах.
Римские императоры, начиная с Октавиана Августа, по мере сил старались компенсировать римскому плебсу его отстранение от политической активности. Для этого проведение гладиаторских игр было поставлено под их контроль, а сами игры превратились в часть имперской машины зрелищ. С течением времени игры все более интегрировались в Имперский культ. Игры, финансируемые государством или императорами, служили средством получения одобрения общественности; служили они также не менее верным средством против «социальной турбулентности». Ограничив пышность игр, устраивавшихся другими нобилями, принцепс сам организовал однажды игры с участием 10 тыс. гладиаторов и тысячи диких зверей, специально привезенных для этого из Африки.
По меткому замечанию Р. Мэтьюза, гладиаторские бои оказались лучшим средством воздействия на общественное мнение, а школы гладиаторов - лучшим способом содержать личную гвардию, вооруженную и всегда готовую к действию.
|
С этой же целью в Риме и других больших городах проектируются и строятся амфитеатры, которые стали зеркалом римского общества, преданного и находившегося в полном согласии с властями Империи. Важность арены Колизея заключалась в том, что именно здесь император и народ Рима встречались лицом к лицу, и все происходящее здесь символически отражало взаимодействие автократа и его подданных.
2.4. Римский Колизей
Римский Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши император Веспасиан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD> уничтожить следы правления своего предшественника Нерона, императора-поджигателя. В рамках этого проекта на месте огромного пруда, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 50 000 зрителей. Торжества в честь его открытия в 80 году н.э. продолжались непрерывно ровно 100 дней.
Длительное время Колизей являлся главным увеселительным местом Рима и был использован для гладиаторских боев и других публичных зрелищ, в том числе имитации морских боев. Он был использован в течение следующих 500 лет. Также осуществлялись постановки спектаклей основанных на античной мифологии.
Первоначально Римский Колизей был известен под названием «Амфитеатр Флавия». Амфитеатр Флавия был построен рядом с гигантской статуей Колосса и занял часть участка озера Неро. Название Колизея произошло от названия статуи Колосса. Первоначально он состоял из четырех этажей, первые три из которых имели широкие арочные входы, а четвертый - прямоугольные дверные проемы.Высота каждого этажа достигала 9,7 - 12,8 метров. Общая высота всего сооружения составляла более 44 метров. Размер арены был равен 79 x 45 метров. Слово «арена» в переводе с латинского языка означает «песок». Арена Колизея была сделана из дерева и песка. Для защиты зрителей вдоль стен Колизея были натянуты высокие сетки.
|
Важным и примечательным является тот факт, что Колизей был спроектирован таким образом, чтобы все зрители могли разойтись за пять минут. Интерьер Колизея разделен на арену, где проходило представление, подиумы и кавею, куда запирали животных перед боем. Места были распределены согласно социальному статусу зрителей. Места на первых трех ярусах обычно предназначались для знати, а простым людям отводились места в четвертом ярусе. Под местами для зрителей параллельно арене шли многочисленные коридоры со сводами, которые посредством лестниц соединялись с вомиториями; таким образом устанавливалось непосредственное сообщение между саиеае и наружными выходами. Эти коридоры могли также служить убежищем для публики на случай непогоды.
Подчас складывается впечатление, что история гладиаторских боев в Римской империи под копирку списана с истории политической - настолько взаимосвязана история этого «кровавого спорта» с ключевыми внутриполитическими событиями и процессами.
Анализируя вторую часть курсовой работы, автор сделал выводы:
· Гладиаторские игры в Риме - массовые зрелища, существовавшие в качестве специфической формы политического воздействия; их создали и успешно применяли для реализации конкретных политических идей.
|
· гладиаторские бои стали своего рода сигнификаторами римской политической и социальной истории.
3. Завершение эпохи гладиаторов
В 350 году н. э. гладиаторские бои находились на пике своей популярности. Гладиаторское искусство непрерывно развивалось и совершенствовалось в течение шестисот лет. Однако спустя «всего» столетие гладиаторы, ланисты и мунера уйдут в прошлое.
Для традиции, просуществовавшей столь длительный период времени и имевшей необычайную популярность, исчезнуть раз и навсегда было настоящей трагедией. Одни утверждают, что конец гладиаторским боям положило христианство, другие - падение Рима.
Хотя христианские писатели осуждали гладиаторские игры, они были далеко не первыми, кто негативно высказался по этому поводу. В I веке н. э. философ Луций Анней Сенека, приехавший в Рим работать адвокатом, стал впоследствии наставником молодого Нерона и главным министром. Он критиковал тех людей, которые посещали такие мероприятия, утверждая, что те, кто смотрит на убийства, «возвращаются домой более жадными, более амбициозными, более сластолюбивыми, более жестокими и бесчеловечными».
Критические высказывания Сенеки мало на что повлияли. Что касается молодого Нерона, то на него они вообще не подействовали, поскольку тот являлся большим любителем таких игр. Тем не менее Сенека выразил взгляды значительной части римских граждан. Философ и историк Плутарх, занимавший высокие политические посты во время правления Траяна, порекомендовал наместникам провинций запретить гладиаторские поединки в их областях. Большинство его проигнорировало, хотя многие последовали его совету и сократили количество представлений.
Язычники, выступающие против гладиаторского кровопролития, в основном делали упор на то, что оно развращает тех, кто их смотрит. У христиан была другая религия и другое понимание гуманности. Первым христианином, кто открыто выступил против убийства на арене, был Тертуллиан, писатель из Северной Африки, который работал в Риме адвокатом до того, как принял христианство и вернулся в родной город в качестве проповедника. Он яро осуждал игры, и главная мысль Тертуллиана сводилась к тому, что игры нужно запретить из-за пагубного воздействия, которое они оказывают на зрителей, а не из-за жестокости происходящего на арене.
Даже великий христианин Августин из Гиппон больше переживал из-за того, какое воздействие оказывают игры на зрителя, а не из-за несчастных людей, умирающих на песках арены.
Ситуация изменилась в начале IV века, когда Константин Великий стал императором. Константин был провозглашен императором в 306 году н. э., однако он получил полную власть над империей только в 324 году н. э., после того как победил всех своих соперников.
Будучи на тот момент язычником, Константин поддерживал Христианскую церковь, сознавая ее растущую силу и влияние в империи. Первым делом он созвал Вселенский собор христианских епископов в г. Никея, чтобы уладить вызывающие раскол внутри церкви различные споры и разногласия по поводу догматов. Самым известным «детищем» собора стал Никейский символ веры, который до сих пор звучит в христианских церквях всего мира. Менее известным был Бейрутский эдикт, изданный Константином.
Бейрутский эдикт затрагивал тему наказания преступников. Одно из его постановлений гласило, что магистраты больше не должны посылать осужденных преступников на гладиаторскую службу. Вместо этого им надлежало отправлять их в качестве рабов на работы в шахты. Учитывая, что условия работы в шахтах были чудовищными, а уровень смертности высоким, говорить о снисходительности судей не приходилось. Главным пунктом нового закона стал запрет на организацию гладиаторских игр. Это решение, несомненно, было принято под влиянием христианского собора.
После смерти Константина в 337 н. э. многие из его законов открыто игнорировались, и Бейрутский эдикт в том числе. К 357 н. э. волна гладиаторских игр вновь захлестнула всю империю. В тот же год император Константин II издал военный указ, запрещающий солдатам принимать какое-либо участие в гладиаторских играх - даже в качестве стражников. Безусловно, неодобрение игр со стороны властей усиливалось, однако, известно, что они продолжали свое существование.
Идея организовывать гладиаторские поединки ради развлечения народа медленно угасала. Первыми от нее отказались восточные провинции. В грекоговорящей части империи гладиаторские бои никогда не были столь популярными, как на говорящем на латинском языке Западе. Идея проводить гладиаторские сражения зародилась в Риме, откуда потом она распространилась по всей империи, теперь же наблюдался обратный процесс. Последний мунус в восточных провинциях, о котором нам известно, был организован в Антиохе в 392 году н. э.
В 404 году н. э. произошло то, что называется переломным моментом. В один из дней в Колизее проходил мунус. Пара гладиаторов, заняв свои места на арене, готовилась к заявленному бою, как вдруг случилось нечто неожиданное. С трибун вниз по гладкой стене сполз христианский монах по имени, как потом выяснилось, Телемах из Малой Азии.
Монах бросился к гладиаторам, намереваясь воззвать к чувству христианской братской любви. Он был остановлен одним из охранников. Вслед за монахом на арену высыпала целая толпа народа, завязалась драка, приведшая в конечном счете к мятежу, в результате которого Телемах пал жертвой.
Имеются немногочисленные данные о гладиаторских играх, проведенных в Риме в 440-х годах. К этому моменту Римская империя находилась на грани полного упадка. Восточные провинции обзавелись собственным императором в Константинополе, а варвары поделили между собой западные территории империи. Титул императора Рима был немногим больше пустого звука, чтобы узаконить неприкрытую военную власть какого-нибудь варварского царя, захватившего ее.
В таких условиях никто больше не имел полномочий или желания организовывать гладиаторские игры. Римский народ потерял право голоса при распределении власти, следовательно, не было никакой необходимости покупать его поддержку и расположение. В любом случае кровавые зрелища утратили свою некогда бешеную популярность. Город постепенно обращался в христианство, а Церковь делала все возможное, чтобы запретить кровопролития.
Вскоре после 440 года н. э. гладиаторские игры прекратили свое существование.
Так или иначе, но идея проведения игр ради развлечения народа постепенно угасла. Этот процесс распространился с греческого Востока на латинский Запад, где на увлечение местного населения играми не могли повлиять никакие военно-политические катастрофы.
Распространено мнение, что гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи, когда монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой своей жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора Гонория, наложившего на бои официальный запрет. Некоторые видят в этом событии подтверждение того, что христианская церковь в поздней Римской империи стала не только серьезной духовной, но и политической силой. Однако есть и другое мнение: участие в гладиаторских боях для некоторых было возможностью начать новую жизнь - обрести спасение через боль, страдание и подвиг.
Анализируя третью часть курсового проекта, автор сделал следующие выводы:
· Существует две точки зрения завершения гладиаторских боев: одни утверждают, что конец гладиаторским боям положило христианство, другие падение Рима;
· Гладиаторские игры носили не только отрицательных характер, но и для некоторых людей были возможностью начать новую жизнь.
гладиатор бой обучение игра
Заключение
При написании курсовой работы были решены задачи и сделаны следующие выводы:
. Идея устраивать мунус пришла от этрусков;
. Гладиаторские игры были религиозным обрядом. Целью, ради которой устраивали мунус, было желание продемонстрировать обществу значительность умершего и его семьи;
. Через определенное время политики начали использовать гладиаторские сражения для своего карьерного роста;
. Гладиаторские игры несмотря на свою жесткость для некоторых жителей Рима имели свои плюсы;
. Две точки зрения завершения эпохи гладиаторов: конец гладиаторским боям положило христианство либо падение Рима.
Гладиаторские бои были для римлян:
1. развлечением, по сути, местом, где они могли с пользой для себя скоротать время;
2. местом, где они могли хорошо заработать (наподобие современного тотализатора, ставя на победу того или другого гладиатора);
. местом политической борьбы (на трибунах Колизея порой разворачивалась борьба между политическими противниками за голоса и поддержку народа).
Гладиаторские игры очень многим представляются чудовищным порождением нравов римского общества. Конечно, столь массовое кровопролитие и изощренная жестокость гладиаторов в бою, бездушность зрителей не могут не возмущать современного человека.
Оценивая феномен гладиаторских игр, автор приходит к выводу, что гладиаторские бои в Римской империи являют собой пример первого в истории Запада превращения зрелища в мощный политический инструмент управления. В эпоху Империи огромное пропагандистское влияние расточительных мероприятий подобного рода было не просто осознано политиками.
Несомненно, гладиаторские бои стали полноценным «политическим массовым зрелищем» это организованное театрализованное действие или совокупность действий, привлекающее внимание, воспринимаемое непосредственно одновременно большим количеством людей и выступающее в качестве средства достижения определенных политических целей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
. Деяния Божественного Августа / Пер. В. Г. Боруховича Хрестоматия по истории древнего мира: Эллинизм. Рим. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998
2. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. / Пер., ст. и прим. С. А. Ошерова <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Наука, 1977
3. Теренций. Комедии Серия "Библиотека античной литературы" Перевод с латинского А. В. Артюшков М., "Художественная литература", 1985 г.
4. Плиний младший. Похвальное слово императору Траяну. СПб, 1820
Литература:
1. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II в. н.э. М., 1979.
2. Мэттьюз Р. «Гладиаторы», Мир книги, М., 2006.
. Волошин Д.А. «Гладиаторские бои как политическое массовое зрелище и средство «социальной дрессуры»
. Хефлинг Г. "Римляне рабы гладиаторы", М., 1992
5. Куманецкий К. М. «История культур Древней Греции и Рима»,М., 1990
6. Гиро П. «Частная и общественная жизнь римлян», СПб, 1995
Справочные издания:
1. Энциклопедия Кругосвет <https://www.krugosvet.ru/>
. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона