ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ЛЕКЦИЯ 1. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.
Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов объединенных близостью языков и общностью происхождения.
Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тыс. до н.э. расселились на большой территории европейского материка. Ближайшими родственниками славян по языку были Балты (литовцы, латыши пруссы). Соседями на юге и западе – германцы (немцы). Восточными соседями – скифы и сарматы.
В VI-VIII веках восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.
В VIII- IX вв. у восточных славян сложилось 15 наиболее крупных союзов племен.
Согласно «Повести временных лет » (повесть написана в XII веке (1113г.) монахом Киево-Печерского монастыря – Нестором) картина расселения племен выглядела следующим образом:
Нестор (1056-1114) Повесть временных лет – 1113г.
- поляне (среднее течение Днепра; западный берег Днепра; столица - Киев)
- древляне (жители лесов; по реке Припять; столица - Искоростень)
- дреговичи (от «дрягва» - болото; между реками Припять и Березина)
- ильменские словене (вокруг озера Ильмень и по реке Волхов; столица - Новгород)
- вятичи (междуречье Оки и Волги)
- уличи и тиверцы (между Днестром и Дунаем)
- кривичи (верховья Волги и Двины; столица - Смоленск)
- северяне и радимичи (к востоку от полян по рекам Десна и Сож; столица - Чернигов)
Из летописей известно, что одно из самых крупных восточнославянских племен - поляне (т.е. жители полей) - основало в среднем течении Днепра город Киев, названный так в честь князя (вождя) Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью стали править в этом городе.
|
Соседями на севере были финно-угорские племена: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В середине VIII века славяне вынуждены были подчиниться хазарам. Поляне, северяне, радимичи, вятичи долгое время платили дань Хазарскому каганату, который находился в степях между Черным и Каспийским морями. В Хазарский каганат входили разноязычные народы, отличавшиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения исповедовала иудаизм. У славян и хазар были непростые отношения. Мирные отношения сменялись военными конфликтами.
К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказывали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX века их военные и торговые дружины появились в землях восточных
славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей).
На востоке соседями восточных славян было мусульманское государство Волжская Булгария.
Славяне поддерживали торговые отношения со своими соседями. Восточно-Европейская равнина, как в большой мельнице, перемешивала народы, соединяла их речными и озерными путями, лесными и степными дорогами.
Основной торговый путь получил название «из варяг в греки»., т.е он связывал Варяжское море (Балтийское), с морем Греческим (Черным). Из Балтийского моря по реке Неве купцы попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловать до верховьев Днепра. От Ловати до Днепра в районе Смоленска была «переволока»., т.е суда перетаскивали по мелким речкам. Далее по Днепру спускались в Черное море и Западным его берегом доходили до столицы Византии Константинополя (славяне называли его Царьград).
|
Основными занятиями восточных славян были:
- подсечно-огневое земледелие (система обработки земли, при которой на освобожденных от леса путем вырубки и сжигания деревьев участках в течение 2-3 лет выращивали сельхозкультуры, используя естественное плодородие почвы).
- переложное земледелие (пашенное земледелие; перелог; система земледелия, при которой свободные черноземные участки земли, не требующие корчевания, засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки, оставляя старые до восстановления почвы).
- собирательство
- охота и рыболовство
- скотоводство
- бортничество (сбор дикого меда)
- ремесло (кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное)
В VII – IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской.
Родовая община (коллектив родственников, имевших в совместном владении родовую собственность, пахотную землю, леса, выгона для скота и трудившихся сообща) постепенно заменялась соседской общиной (вервь - община, освобожденная от кровнородственных связей; объединение не только родственников, но и соседей; в совместном владении общинников оставались леса, озера, выгоны для скота; в личном владении- дом, земельный участок, скот, сельскохозяйственный инвентарь).
|
Выделилась родоплеменная знать – вожди (князья) и старейшины. Князья окружали себя дружинами (дружина – профессиональные военные, подчинявшиеся и служившие князю). Вече выбирало князя (вече - народное собрание).
В этот период появляются города, возникающие из поселений, расположенных на торговых путях; местах, где жили племенные вожди и старейшины, где находились религиозные святыни. Восточнославянские города становились сосредоточением и племенных властей, и центром ремесла, и торговли, и местом отправления религиозного культа, и местом обороны от врага. У полян это был Киев; новгородские словене объединились около Новгорода и Ладоги; древляне селились вокруг Искоростеня; главным городом кривичей стал Смоленск; у северян в центре земель располагался Чернигов. Это были самые древние города будущего Русского государства.
Восточные славяне были язычниками (язычество – общее название политеистических религий; «многобожие»). Они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю.
Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами. Бог Велес почитался в качестве покровителя земледелия. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами. Единственное женское божество Макошь - была покровительницей женской части хозяйства и богиней плодородия. С появлением у славян князей, воевод и дружин в условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун.
Любые изменения в природе и жизни славяне приписывали воле богов и стремились умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображение богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Богам приносили жертвы в специальных местах, такое место называлось - капище. У славян существовали волхвы (языческие жрецы, люди, умевшие узнавать волю богов).
Языческие верования заключались не только в почитании богов. Мир вокруг, по мнению славян, был населен сверхъестественными существами. Из загробного мира приходили к людям упыри, а добрые духи-берегини их оберегали. В лесу обитали - лешие, в реках и озерах- русалки, в доме-домовые. Языческие праздники отмечали все восточные славяне: накануне Нового года праздновалась Коляда. Сначала в домах гасили огни, а потом трением добывали новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали, приносили жертвы. Весной на Масленицу пекли блины, как символ солнца. В день летнего солнцеворота праздновали Купалу. Люди молились о том, чтобы боги послали им дождь.