Александр Васильевич Щербаков.
Секция истории космонавтики и ракетной техники
Северо-Западной межотраслевой общественной организации Федерации космонавтики России.
Космическая программа «Меркурий».
«Меркурий» (англ. Mercury) — первая пилотируемая космическая программа США, а также название серии космических кораблей, использовавшихся в этой программе.
Генеральный конструктор корабля – Максим Аллен Фагет.
Разработчик и производитель - McDonnell Aircraft Corporation.
Начало разработки - январь 1959 года.
Для полётов по программе «Меркурий» был создан первый отряд астронавтов НАСА.
Астронавты программы «Mercury»,
Слева направо: Вирджил Гриссом, Алан Шепард,
Скотт Карпентер, Уолтер Ширра, Дональд Слейтон,
Джон Гленн, Гордон Купер. Фото 1962 года.
Выполнено шесть пилотируемых полётов (два суборбитальных и четыре орбитальных).
Общее время пилотируемых полётов по программе составило более двух суток.
Корабль «Меркурий» - одноместный орбитальный пилотируемый корабль, выполненный по схеме капсулы.
Материал кабины - титаново-никелевый сплав.
Объём кабины - 1,7 м³.
Астронавт располагался в ложементе и находился в скафандре всё время полёта.
Атмосфера кабины - чистый кислород при давлении 1/3 нормальной атмосферы.
Кабина оснащена средствами отображения информации на приборной доске и органами управления.
Всего в кабине установлено 120 переключателей: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических переключателей.
Ручка управления ориентацией корабля находится у правой руки пилота.
|
Визуальный обзор обеспечивается иллюминатором на входном люке кабины и обзорным широкоугольным перископом с изменяемой кратностью увеличения.
На оптике перископа нанесены метки для визуальной ориентации корабля относительно Земли.
Корабль не предназначен для манёвра с изменением параметров орбиты; оснащён системой реактивного управления для разворота по трём осям (18 двигателей ориентации, работающих на перекиси водорода) и тормозной двигательной установкой (в её состав входят три твердотопливных двигателя, срабатывающие последовательно).
Управление ориентацией корабля на орбите - автоматическое (один режим) и ручное (три режима).
После выдачи тормозного импульса тормозная двигательная установка, закреплённая на трёх металлических лентах, сбрасывается.
Вход в атмосферу осуществляется по баллистической траектории с пиковыми перегрузками до 8 g (до 12 g в суборбитальных полётах).
Непосредственно после срабатывания тормозных двигателей происходит открытие аэродинамического щитка в верхней части капсулы, обеспечивающего правильную ориентацию кабины на участке атмосферного торможения (днищем по полёту, на случай нештатного входа в атмосферу носовой частью вперед).
Тепловые нагрузки воспринимаются абляционной теплозащитой на днище аппарата.
Ввод тормозного парашюта происходит на высоте 7 км, основного - на высоте 3 км.
Вслед за этим днище с тепловым экраном отделяется и повисает на «юбке» и наполняется баллон-амортизатор из стеклоткани, необходимый на случай нештатной посадки на сушу.
|
Приводнение происходит с вертикальной скоростью порядка 9 м/с.