Основные противоречия современного этапа мирового развития




· Национализм и глобализация

Среди множества противоречий современного мирового развития имеет место и противоречие между тенденциями глобализации и национализма. Казалось бы, расширение экономических и информационных связей неизбежно толкает человечество к этническому смешению и политическому единству. Да и застрельщикам реального процесса глобализации – транснациональным корпорациям – удобнее иметь дело с безликим «человековейником», с легко манипулируемой «биомассой» функционеров и потребителей. Между тем, наряду, к примеру, с созданием Европейского Союза мы видим растущее стремление к самостоятельности даже малочисленных национальных общностей.

Естественно, нация имеет тенденцию к самосохранению, определенную самоценность, независимую от экономической, политической и иной эффективности национального способа существования. Поэтому в самом общем плане национализм можно определить как признание самоценности своей нации. Национализм совпадает с патриотизмом только в случае понимания нации как граждан данной страны.

Глубинную основу роста националистических тенденций составляет борьба национальных элит с наступлением могущественных транснациональных монополий. Обостряющаяся борьба транснациональных корпораций за мировые ресурсы сопровождается подавлением национальной самобытности и национальной культуры, что вызывает естественную ответную реакцию. Особенно усилились националистические тенденции после разрушения Советского Союза и мировой социалистической системы, где противоречия между национальным и интернациональным решались относительно более успешно.

В современном мире различные нации находятся на различных ступенях экономического, социального и культурного развития. В условиях глобализации это обстоятельство оборачивается национальным неравноправием, стремлением более развитых наций подчинить себе и подмять под себя нации менее развитые, что вызывает естественную обратную реакцию. В этих условиях глобализация порождает такие уродливые формы, как военное вмешательство международных вооруженных сил во внутренние дела той или иной страны и т.д.

· Развитые и развивающиеся страны

Оппозиция севера и юга — эмпирическое деление мира на богатые северные и бедные южные страны, глобальное противоречие между развитыми и развивающимися странами. Развитые страны Севера потребляют большую часть энергии, эксплуатируют большую часть ресурсов планеты. Развивающиеся страны могут предложить лишь сырьё для промышленности, сельскохозяйственную продукцию, дешёвый труд людей, рынок для сбыта продукции низкого качества.

Неравенство в уровне развития «глобального Севера» и «глобального Юга» приводит к тому, что основным направлением трудовой миграции в мире является миграция с Юга на Север.

Это неравенство многие исследователи называют в качестве причины роста антиамериканизма и ненависти к западной цивилизации в целом, причины популярности исламского фундаментализма и распространения исламистского терроризма.

По мнению политолога Ф. И. Гобозова, рост поляризации между богатыми и бедными государствами ведёт к росту национализма, Гобозов уточняет, что бедные народы пытаются сформировать собственные государственные образования, надеясь тем самым поднять национальную экономику и получить подлинную независимость, как и развитые государства стремятся к национальному обособлению.

· Растущее потребление человеческого общества и ограниченные ресурсы

Эта проблема достаточно широко обсуждается в современном мире. Общепризнанно, что угроза исчерпания ресурсов стала одной из главных угроз, стоящих сегодня перед человечеством. Именно эта угроза ведет к резкому обострению борьбы за мировые ресурсы и лежит в основе многих конфликтов современного мира. Причиной обострения ситуации с мировыми ресурсами обычно называют «сверхпотребление» в развитых странах мира. Звучит призыв к развитым странам ограничить его в пользу остальных стран мира, отстающих в своем развитии.

Так называемое сверхпотребление имеет чисто социальную природу, обусловленную капиталистической общественной системой. Это становится очевидным, если внимательно разобраться со структурой этого сверхпотребления. Во-первых, оно включает в себя паразитическое потребление сверхбогатых слоев населения, превышающее уровень рациональных физических и духовных потребностей людей. Такое сверхпотребление не только не способствует физическому и культурно-нравственному развитию человека, но, напротив, ведет к его деградации и является важнейшим фактором морально-нравственного разложения общества. Во-вторых, сверхпотребление включает в себя нерациональные затраты, обусловленные рыночным характером экономики. Осуществляются громадные трансакционные издержки, в частности бешеные расходы на рекламу, обусловленные необходимостью конкурентной борьбы.

· Религиозный фундаментализм и научное материалистическое мировоззрение

После разрушения СССР и социалистической системы повсеместно наблюдается наступление религиозного фундаментализма. И это относится отнюдь не только к исламскому фундаментализму. Быстрый рост религиозности населения и усиление клерикальных тенденций наблюдается во всем мире, в том числе в России и других постсоциалистических странах. Церковь все больше вмешивается в дела государства, усиливает свое влияние на систему образования и даже на армию. Повышение роли религии сегодня не несет с собой роста нравственного начала в жизни общества. Зато на этой почве быстро распространяются всякого рода иррациональные воззрения, фанатизм и мракобесие. Колдуны, предсказатели, знахари, жрецы самых различных сект стали заметным составным элементом жизни современного общества. В этих условиях неизбежно падает роль человеческого интеллекта, роль научного знания. Люди попадают во власть различных темных сил, что может иметь для человечества непредсказуемые последствия.

Только научное материалистическое мировоззрение способствует прогрессу человеческой цивилизации. Оно укрепляет веру человека в себя, повышает его ответственность за свои поступки. Разумеется, рациональное материалистическое мировоззрение не имеет ничего общего с примитивным материализмом, признающим существование лишь того, что нам уже известно, что можно увидеть и пощупать. Рациональное научное материалистическое мировоззрение признает неполноту нашего знания, допускает существование того, чего мы еще не знаем. Однако оно освобождает человека от страха и преклонения перед неведомым, позволяет человечеству уверенно опираться в своих действиях и поступках на уже имеющиеся в его распоряжении знания и научные достижения. Вместе с тем оно последовательно ведет к расширению человеческого знания. Реальное ослабление позиций рационального материалистического мировоззрения также представляет собой серьезную угрозу для человеческой цивилизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: