По просьбе Ю. П. Любимова размещаем на нашем сайте ряд документов




Заместителю мэра города Москвы

по социальной политике

г-же Швецовой Л. И.

О чрезвычайной ситуации,

сложившейся на гастролях в Чехии

 

Уважаемая Людмила Ивановна!

В связи с недостойным поведением артистов Театра на Таганке в Праге и возникшим в результате этого скандалом, считаю необходимым проинформировать правительство Москвы о том, что такое поведение работников Театра выходит за рамки трудовых отношений и этических норм, является проявлением профессиональной и человеческой безнравственности. Продолжать работу в создавшихся условиях для меня не представляется возможным, по этой причине я заявил Департаменту культуры города Москвы о досрочном расторжении трудового контракта.

В Департамент культуры также подготовлена справка о расходах Театра, связанных с гастролями в Чехии, в которой кратко сказано, что организация гастролей в Праге стала возможной благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РФ. В соответствии с законодательством Российской Федерации, работникам были выплачены суточные в установленном размере и начислена заработная плата за весь период командировки, выплата иных вознаграждений во время гастролей, ни до, ни после спектакля, не предусмотрена.

По условиям заключенных контрактов с Чешской стороной вознаграждение Театра за сыгранные спектакли является доходом Театра и должно быть использовано в соответствии с уставной деятельностью. Артисты Театра, по сути, сорвали генеральную репетицию спектакля, которая проходила в жанре мастер-класса, и под угрозой срыва спектакля и незаконным путем присвоили себе чужие денежные средства.

В результате незаконных виновных действий работников Театру причинен имущественный ущерб, подорван престиж Театра. Обо всем произошедшем я сделал официальное заявление в интервью представителю ИТАР-ТАСС и готов дать официальные пояснения представителям власти.

Приложения:

1. Копия заявления в Департамент культуры о досрочном расторжении контракта

2. Копия Справки в Департамент культуры о расходах по организации гастролей

3. Копия Сметы расходов Театра на проведение гастролей

4. Копия Справки о выплате суточных

5. Копия Справки о расчете заработной платы

6. Копия расписки работников театра о получении денежных средств в размере 16 000 долларов США.

Директор-художественный руководитель Ю. П. Любимов

 

[1.07.2011] Юрий Любимов попрощался со зрителями, поблагодарив за любовь к Таганке

В четверг, 30 июня, Юрий Любимов объявил зрителям спектакля «Маска и душа» о прекращении работы с группой театра.

После конфликта с актерами, который возник у 93-летнего режиссера во время гастролей в Чехии, художественный руководитель и директор Таганки решил уйти из театра. Он подал заявление об уходе в департамент культуры Москвы во вторник, 28 июня. А официально Юрий Любимов покинет свой пост 16 июля.

 

[30.06.2011] Прощальный спектакль Юрия Любимова

Сегодня вечером в театре состоится прощальный спектакль Юрия Любимова «Маска и Душа». Перед спектаклем Юрий Любимов хочет поблагодарить зрителей за многолетнюю верность.

 

[28.06.2011] Отставка полувека

Роман Должанский. Газета «Коммерсантъ»:

«Художественный руководитель московского Театра на Таганке Юрий Любимов заявил, что намерен покинуть театр из-за конфликта с труппой.

Скандал, видимо по случаю наступившего сезонного новостного затишья вчера активно подхваченный СМИ, случился накануне на гастролях Театра на Таганке в Чехии. Актеры отказались участвовать в открытом мастер-классе, потребовав от худрука театра заплатить им гонорар за предыдущие спектакли. Конфликт произошел в присутствии чешских театральных профессионалов, приглашенных на мастер-класс, и вскоре стал достоянием прессы. Деньги были прямо там же выданы актерам, но ситуация вызвала у Юрия Любимова гнев. Он заявил, что не хочет больше работать с этой труппой и уходит из театра. Вечером, после спектакля „Добрый человек из Сезуана“, с большим успехом показанного на сцене Национального театра в Праге, режиссер не вышел на поклоны. А после возвращения в Москву подтвердил свое нежелание далее работать в театре, созданном им почти 50 лет назад и благодаря спектаклям Любимова ставшем одним из самых знаменитых театров мира.

Надо понимать, что худрук Таганки, которому в прошлом году исполнилось 93 года, не в первый раз заявляет о своем намерении уйти из театра. Юрий Любимов хорошо известен своей жесткой позицией во взаимоотношениях, с одной стороны, с чиновниками, с другой стороны, с актерами. Таков его стиль работы, сложившийся десятилетиями — новостью этот стиль не является. За последние несколько лет худрук Таганки не раз публично выражал недовольство системой управления театрами и абсурдной для творческих организаций системой бюджетной отчетности — пользуясь положением старейшины и бесспорным авторитетом, Любимов просто говорил громко то, на что руководители прочих театров жалуются вполголоса. Несколько раз он в сердцах бросал обещание покинуть свой театр, если ситуация не изменится. Так, в последний раз это было сделано в мае, на пресс-конференции Чеховского фестиваля.

Не менее бескомпромиссно Любимов подходит и к системе взаимоотношений с актерами. Он один из самых убедительных апологетов режиссерского театра, театра, в котором ведущая роль принадлежит автору спектакля, а актеры должны быть дисциплинированными и беспрекословными исполнителями режиссерской воли. Трудовой коллектив, профсоюзная организация — явления, по убеждению Любимова, в театре неприемлемые. Для актеров, играющих в Театре на Таганке, воззрения режиссера опять же не могут явиться новостью. Юрий Любимов давно ратует за введение контрактной системы, закрепляющей единоличную власть режиссера и возможность для него легко регулировать состав труппы. Многие худруки и в этом солидарны с Любимовым. Есть и серьезные оппоненты, пугающие тем, что контрактная система приведет к полному бесправию актеров и абсолютной диктатуре руководителей.

Какие бы дискуссии вокруг реформы театрального дела ни велись, любому понятно, что Театр на Таганке и режиссер Любимов — явления, во-первых, исключительные и уникальные, во-вторых, друг от друга неотрывные. Театр на Таганке — авторский театр Юрия Любимова, который и в столь почтенном возрасте работает не просто на удивление много, но и творчески наполненно. Что же касается гастролей, то люди, знакомые с театральным бытом не только из газетных новостей, хорошо знают, что выезды трупп куда-либо всегда сопряжены не только с радостью встреч с новой публикой, но и с человеческими проявлениями отнюдь не возвышенного толка и что фразы вроде „если мне не заплатят (не поменяют номер в гостинице, не дадут другую гримерку, не пришлют машину), я на сцену не выйду“ вовсе не являются чем-то экстраординарным.

Кстати, если речь идет именно о гонораре за спектакли, то в театральной практике они часто остаются хозяину спектакля — то есть театру, и тогда гонораром распоряжается театральная администрация, штатные же работники труппы получают только суточные. Разумеется, все это остается предметом договора между театром и принимающей стороной, и актерские эмоции здесь ни при чем. В любом случае если подобного рода конфликт действительно приведет к уходу 93-летнего Юрия Любимова из его театра, то это станет позорным фактом в новейшей истории русского театра. И в том, что тем, кто сознательно или по недомыслию сему позору поспособствует, это не принесет ни творческого, ни человеческого счастья, сомнений нет.»

 

[27.06.2011] Юрий Любимов — о причинах своего ухода из Театра на Таганке

Труппа Театра на Таганке, созданного мною, в последнее время утратила интерес к игре на сцене. А когда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться. Этот распад проявляется в небрежной сценической работе, опозданиях на репетиции и на спектакли, вплоть до неявок, бесконечных отказах от ролей, незнании текста, нежелании являться на тренинги по движению, хоровые занятия. Зато актеры очень дружно приходят на профсоюзные собрания, охотно ведут бесконечные препирательства с дирекцией. Они забывают о том, что их главное предназначение — хорошо играть на сцене. На гастролях в Чехии актеры Таганки в ультимативной форме потребовали выплаты еще не отыгранных ими денег, при том, что им были выплачены и суточные в Москве, и дополнительные 600 крон по приезде. Им надо было срочно «отовариться» (так говорили в СССР), или же сделать «шопинг», как говорят сейчас, — потому что, как сказали они, в Чехии все дешевле…

Актеры стараются избежать занятости в спектаклях, быть как можно меньше задействованы в репертуаре. Ведь их оклад, их заработок не зависит ни от количества, ни от качества сыгранных ими ролей. И возникает такой редкий случай, что актер не хочет выходить на сцену, а хочет как можно скорее убежать из театра на дополнительные заработки. Оклад в театре, очень приличный по российским меркам, становится своеобразным пособием, страховкой, что развращает актеров.

Все это, на мой взгляд, можно назвать профессиональной безнравственностью. Падение уровня профессионализма происходит сейчас по всей стране, во всех сферах. Я не хочу потакать этому, считаю это преступлением.

В сложившейся ситуации репертуарный театр, который считается достоинством России, теряет свое лицо. Директор, художественный руководитель фактически не имеет возможности управлять театром, и ничего не может сделать для того, чтобы как-то изменить ситуацию. Причина этого — в отсутствии необходимой законодательной базы. Получается нелепость: единственный человек, который работает по контракту — это директор театра. Это его могут «уйти» в любой момент.

В этой обстановке, после скандала, произошедшего на открытой репетиции в Праге, я вынужден был заявить актерам, что это моя последняя репетиция и что больше я работать с актерами театра в таких условиях не буду. Актеры Таганки, к сожалению, выступили в эстетике бесконечных криминальных сериалов, их вымогательство переводилось просто: «гони бабки».

В каких условиях я смог бы работать? Сохранить Таганку можно только, проведя реорганизацию Театра. С момента его основания прошло 48 лет, и это вполне логично. И на контрактной основе, с новыми, отобранными мною по критерию профессиональной пригодности талантливыми актерами, я смог бы продолжить работу. Никакое искусство не делается коллективно, оно создается творческими индивидуумами, профессионалами, владеющими своим ре- меслом.

 

Юрий Любимов

 

[27.06.2011] Я свободный человек. А «Таганка» кончена — Юрий ЛЮБИМОВ

Сообщают РИА НОВОСТИ:

«Бессменный художественный руководитель „Таганки“ Юрий Любимов 15 июля навсегда покинет основанный им культовый театр. Об этом он сообщил сегодня в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС: через ИТАР-ТАСС знаменитый мэтр пожелал сделать свое официальное заявление по поводу ситуации, сложившейся после чешских гастролей „Таганки“.

 

„Я отрабатываю до конца сезона, а с 15 июля ухожу в отпуск. Ухожу навсегда“, — уточнил Юрий Любимов. Он напомнил, что прошение об отставке в письменном виде подал в департамент по культуре правительства Москвы еще год назад. По словам худрука „Таганки“, тогда это дошло до руководства страны, которое попросило Любимова поработать. „И я честно продержался год, — подтвердил он. — Но нет условий для работы. Я ухожу, тем более, после такого демарша“.

 

Любимов не скрывает, что сложная ситуация в театре „пару лет назад до крайности обострилась“. Но случившееся на гастролях в Чехии переполнило чашу терпения основателя „Таганки“.

 

Артисты по сути сорвали репетицию в Праге, которая проходила в жанре мастер-класса, организованного для чешских коллег. „Был мастер-класс, студенты, профессора, журналисты. Артисты труппы ультимативно потребовали выдачи гонорара, едва не сорвав репетицию, — рассказал Любимов. — Чтобы избежать жуткого скандала и позора за границей, я отдал им деньги. Хотя традиционно гонорары выплачиваются после сыгранного спектакля, к тому же все актеры еще в Москве получили „суточные“. Но они тут же бросились делить ассигнованную сумму, на что ушло немало времени“.

 

„С этими людьми, которые не умеют себя вести, тем более за границей, пускаются на шантаж и бунт, я больше работать не буду“, — повторил знаменитый режиссер фразу, высказанную им еще в Праге. Как выяснилось, заявление для ИТАР-ТАСС, сделанное Любимовым по горячим следам, не было скоропалительным и продиктованным эмоциями. „Я не рассердился и не обиделся. Я принял твердое решение: больше я с этой труппой не работаю“, — констатировал лидер „Таганки“.

 

„Чтобы держать уровень, нужно каждый день репетировать. Мы не можем опуститься ниже планки, к которой привык зритель „Таганки“. А артисты не желают этого понимать: они хотят меньше работать — больше получать“, — высказал свои претензии Любимов.

 

Относительно собственного будущего у театрально мэтра нет опасений. „Я могу работать в любом полушарии. Предложений ставить спектакли у меня достаточно. Захочу — наберу антрепризную труппу“, — поделился он своими планами.

 

„В понедельник, 27 июня, я поинтересуюсь в департаменте по культуре, почему они не оформляют мою отставку. Я отслужил год, как и обещал. Если в департаменте хотят, чтобы я работал, надо найти форму реорганизации театра“, — заявил Любимов, который является сторонником жесткой контрактной системы. Он также заверил, что не намерен вступать в судебные тяжбы с Театром на Таганке. „Мне полагаются авторские, и я их получаю“, — пояснил Любимов.

 

За свою долгую творческую жизнь 93-летний мастер неоднократно переживал предательство. „Когда-то меня выгнало государство, а теперь довели артисты“, — сказал руководитель „Таганки“. Вспомнил он и об истории разделения театра и с горечью посетовал, что особенно больно, когда предают ученики.

 

„Зачем мне работать с такой труппой? В конце концов, чего на свете не бывает, — и мужья с женами разводятся. Я свободный человек. А „Таганка“ кончена“, — резюмировал Юрий Любимов.»

 

 

[25.06.2011] Гастроли Театра на Таганке с огромным успехом завершились в Чехии

02:39 25/06/2011

ВАРШАВА, 25 июня — РИА Новости, Леонид Свиридов. Гастроли знаменитого московского Театра на Таганке с огромным успехом завершились в Праге на Новой сцене Национального театра, сообщает в субботу Чешское общественное телевидение.

Первое представление состоялось в среду в городе Градец Кралове в рамках ежегодного Международного фестиваля театров Европейских регионов.

Возглавляет турне основатель и бессменный художественный руководитель легендарной труппы Юрий Любимов. «Мы выступили только в двух городах — Градец Кралове и Праге», — сообщил он, добавив, что был показан только один спектакль — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта.

«Этот спектакль живет на сцене „Таганки“ почти полвека — ровно столько, сколько существует сам театр. Именно „Добрым человеком из Сезуана“ 23 апреля 1964 года в Москве открылся Театр на Таганке. С тех пор он воспитал не одно поколение добрых людей и продолжает делать это по сей день», — сказал российский режиссер.

«Спектакль выбрала чешская сторона», — особо подчеркнул Любимов.

В пятницу российские артисты выступили в чешской столице на Новой сцене Национального театра. «В Чехии хороший театр, я его знаю. Многих чешских театральных деятелей знаю лично. С Вацлавом Гавелом я встретился когда-то в очень сложные тогда времена. И уже тогда было ясно, что наши интересы совпадают», — рассказал руководитель Таганки.

Известная в Чехии театральный критик Власта Смолакова считает, что спектакль, привезенный из России, по-прежнему сохраняет свою актуальность и сегодня. «В России сейчас дикий капитализм, у нас — собственно такой же. Особое значение приобретает содержание и смысл пьесы — какие шансы есть у доброго человека в рамках драконовских условий жизни дикого капитализма», — сказала Смолакова.

 

 

Основатель и руководитель театра —

Юрий Любимов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: