Лекция № 5
Минимальной единицей общения принято считать коммуникативный акт.
Он может протекать как минимум между двумя собеседниками: слушающим и говорящим (коммуникантами), где, в свою очередь, говорящий может стать слушающим.
Однако существуют и другие виды общения. Например, человека читающего книгу, можно рассматривать как субъекта (читатель), который общается с другим субъектом (писатель). Это так называемый процесс чтения для себя; но читатель может читать книгу и кому-то. В таком случае прослеживается контактная связь: писатель – книга – читатель – слушающий. Книга и читатель будут опосредующими звеньями в контакте писатель – слушающий.
Выделяют пять признаков идентификации речевого поведения собеседников:
1. средство выражения (звук, письменный язык, жест);
2. коммуникативность речевого акта (наличие – отсутствие коммуникативности и непосредственный – опосредованный чем-либо контакт);
3. ориентированность речевого акта (право слова имеет только один коммуникант – право слова имеют оба коммуниканта);
4. квантификативность или потенциал речевого акта (измеряется количеством участников коммуникативного акта);
5. контактность речевого акта (наличие или отсутствие одного из партнеров в поле зрения другого).
Самый простой в структурном отношении вид общения, - это так называемое общение «лицом к лицу» или личностно ориентированное.
Когда незнакомые люди намереваются вступить в речевой контакт, то на предречевой стадии, прежде всего, они пытаются определить – кто есть кто? Именно поэтому идентификация личности собеседника определяется как предречевая ориентировка в нем, от правильности, осуществления которой будет зависеть прогнозирование дальнейшего речевого поведения общающихся.
|
Перед началом беседы коммуниканты более или менее достаточно ориентируются в факторах, лежащих как бы на поверхности: соотношение возрастов, половая принадлежность внешний вид и некоторые другие. Ценную в определенном смысле информацию, возможно, извлечь и из внешнего вида собеседника: солидный, респектабельный, вызывающий уважение и т.д. человек или наоборот. Ориентировка на предречевой стадии позволяет принять форму общения (ты - Вы) и тональность, т.е. то, что можно назвать степенью соблюдения этических норм взаимодействия коммуниканов.
Иными словами, на предречевой стадии общающиеся пытаются, насколько это возможно, как бы заявить о своих статусах, что позволит в начале вербальной (речевой) стадии регулировать нормы речевого этикета; точнее говоря проявить по отношению к собеседнику вежливость, уважение и тактичность.
Понятие статус не нашло однозначного толкования ни в отечественной, ни в зарубежной этнопсихологии. Это и собрание прав и обязанностей индивида, обусловленные положением человека в той или иной группе, и результат выполнения роли человеком, занимающим некоторую позицию в своей группе, т.е. его достижения и репутацию
При определении статуса учитываются такие признаки как классовая принадлежность к социальной группе, профессия, уровень образования.
Социальный статус характеризует позицию человека в обществе. Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах прав и обязанностей. Престиж, полномочия, вознаграждения – вот составляющие социального статуса каждого индивида. Необходимо так же отметить, что статус индивида складывается в процессе становления личности в ее филогенетическом развитии, и, даже сложившись, оформившись как-то, он не может оставаться неизменным. Функциональное назначение социального статуса - позволять или запрещать индивиду занимать ту или иную позицию в системе социальных отношений.
Понятия «статус» и «позиция» тесно взаимосвязаны.
|
Позиция – это место в определенной социальной структуре, занимаемое конкретной личностью на пересечении пучка социальных отношений, соединяющих данную позицию с другими в социальной структуре и за ее пределами. В силу сложностей общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций. Лицо, занимающее определенное положение в обществе, выполняет определенную роль. Именно поэтому в общении люди предстают друг перед другом не только как неповторимые индивидуальности, но и как исполнители социальных ролей. Поведение человека в обществе, может быть описано исключительно в рамках выполняемых им социальных ролей.
Понятие «роль» было впервые введено в социальную психологию Р.Линтоном. Американский исследователь определил эту категорию как «динамический аспект статуса». Выполнение индивидом своих прав и обязанностей рассматривалось как выполнение им своей роли. Для французского психолога А.М.Рошеблав-Спанле роль – это «организованная модель поведения относительно некоторой позиции индивида в совокупности межличностных взаимодействий».
|
Исходя из общего определения категории «роль», выделяются и частные случаи, а именно: социальная роль, драматическая роль и личностная роль. Все роли подразделяются на специфические или собственно ситуационные и на диффузные или личностные. Роль, выполняемая индивидом в профессионально-трудовой сфере деятельности, может быть рассмотрена как некая константная величина, являющаяся той неотъемлемой характеристикой, которая определяет индивида как личность. Именно эта роль, например, продавца, учителя, общественного деятеля и проч. определяет статус человека и позволяет занимать ему определенное место в обществе (личностная роль). Все остальные роли, которые выполняет человек, будут для него переменными: посетитель кинотеатра, гость, пассажир, пешеход и проч. (диффузные роли).
Роль – это тот организованный сектор в ориентации действующего лица, который формирует и определяет его участие в процессе взаимодействия в различных сферах межличностного общения.
Если роль категория социальная и социально-психологическая, то ролевое поведение – категория скорее психологическая, поскольку оно (ролевое поведение) является выражением личности в данных социальных условиях. «Проигрывая» роль, личность осуществляет свое ролевое поведение; поэтому есть смысл рассматривать ролевое поведение индивида как серии взаимообусловленных речевых и неречевых поступков. Поступок, с точки зрения деятельностного подхода к нему, соотносим с действием, и его целесообразно принять за элементарную, социально значимую единицу поведения.
К ролевому поведению индивида, точнее говоря к каждому его поступку, со стороны общества (коллектива) предъявляются, исходя из его ценностных норм и ориентаций, определенные требования в форме ролевых предписаний.
Ролевые предписания – это правила осуществления ролевой деятельности, сформулированные от имени общества, класса, социальной группы, социального института и проч. и усвоенные (интериоризованные) личностью.
От каждой личности, исполняющей ту или иную роль, ожидают определенного поведения (ролевых экспектаций).
Несовпадение ролевых предписаний с ролевыми ожиданиями рассматривается как период социальных катаклизмов в поведении личности. Это значит, что личность оказывается неспособной выполнить роль в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Причина может быть как объективной (в варианте учительница - мать), и личность бывает вынуждена отказаться от исполнения одной из ролей; так и субъективной (в случае грубый продавец - покупатель), где период социальных катаклизмов длится, как правило, не долго. К проигрыванию роли могут быть предъявлены ролевые экспектации лишь в том случае, если личность, ее исполняющая, занимает какую-то определенную социальную позицию в некоторой социальной системе.
Итак, в повседневном речевом общении участники коммуникативных актов выполняют какие-то значимые социальные роли, находясь в определенных позициях по отношению друг к другу, исходя из своих социальных статусов. Структура личности, таким образом, может быть представлена совокупностью ее статуса, позиций и ролевого репертуара, выполняемого ею в обществе.