1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности службы школьной медиации в МБОУ «Школа № 22» г. Рязани.
1.2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
· служба школьной медиации в городе Рязани - служба, созданная в системе образования города Рязани и состоящая из педагогических работников, обучающихся в образовательных организациях и их родителей, прошедших обучение процедуре медиации/посредничества, применению медиативного и восстановительного подходов;
· медиация (от латинского mediare - посредничать) - способ разрешения спора или конфликта мирным путем на основе выработки сторонами спора или конфликта взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора/посредника на основе добровольного согласия сторон;
· медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации/посредничества, предполагающий владение навыками позитивного осознанного сообщения, создающими основу для предотвращения и(или) эффективного разрешения споров или конфликтов, а также для профилактики отсроченных негативных последствий;
· восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров или конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, возмещение материального и морального ущерба;
· медиатор/посредник- независимое физическое лицо из числа педагогических работников, обучающихся и их родителей, входящих в состав службы школьной медиации, привлекаемое сторонами в качестве посредника при разрешении спора или конфликта для содействия в выработке сторонами решения по существу спора или конфликта;
|
· стороны — желающие разрешить спор или конфликт с помощью процедуры медиации/посредничества субъекты отношений в образовательной организации: педагогические работники образовательной организации, обучающиеся и их родители;
· конфликтная ситуация - ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для спора или конфликта, провоцирующая враждебные действия, спор или конфликт;'
· конфликт - открытое противостояние сторон как следствие столкновения интересов, желаний, мнений, позиций и т.д.;.
· группы равных/отряд посредников- группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации/посредничества, медиативному и восстановительному подходам с целью последующего их применения при разрешении и предупреждении споров или конфликтов, а также для распространения среди сверстников;
· соглашение о применении процедуры медиации/посредничества—соглашение сторон, при необходимости заключенное в письменной форме, до возникновения спора или конфликта либо после их возникновения об урегулировании с применением процедуры медиации/посредничества спора или конфликта, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким- либо конкретным правоотношением;
· медиативное соглашение (примирительный договор) - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации/посредничества к спору или конфликту, отдельным разногласиям спора или конфликта, при необходимости заключенное в письменной форме.
|
2. Цель создания службы школьной медиации
2.1 Целью создания службы школьной медиации является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
2.2. Достижение поставленной цели обеспечивается путем:
применения медиативного и восстановительного подходов в системе профилактической и коррекционной работы с детьми в системе образования, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
формирования безопасного пространства (среды) для учащихся, их родителей и педагогических работников образовательных организаций города Рязани, воспитания у них культуры конструктивного поведения в спорах и конфликтах.
3. Принципы деятельности службы школьной медиации
Деятельность службы школьной медиации в системе образования города Рязани основывается на следующих принципах:
· конфиденциальности, предполагающем обязательство службы школьной медиации не разглашать полученные в процессе медиации/посредничества сведения, за исключением положений, закрепленных в медиативном соглашении (примирительном договоре) по согласованию со сторонами;
· добровольности, предполагающем добровольное участие и обязательное согласие сторон на участие в работе службы школьной медиации и применение в отношении них процедуры медиации/посредничества;
|
· нейтральности, запрещающем службе школьной медиации принимать мнение сторон спора или конфликта, выяснять вопрос виновности или невиновности сторон;
· ответственности, обозначающий, что ответственность за результат медиации/посредничестве несут стороны конфликта, участвующие в медиации/посредничестве; медиатор/посредник не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта, он отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов.
4. Организация деятельности службы школьной медиации в школе
4.1. Школьная служба медиации МБОУ «Школа № 22» относится ко 2 уровню организации службы школьной медиации г. Рязани.
4.2.Для организации службы школьной медиации в школе утверждается настоящее Положение и руководитель службы школьной медиации в школе.
4.3. Директор школы утверждает приказом положение о школьной службе примирения, состав службы, ее руководителя и план работы на учебный год. Администрация образовательной организации создает необходимые условия для обеспечения деятельности школьной службы примирения (предоставление помещения, канцелярских принадлежностей, оргтехники и иного оборудования).
4.4. В состав школьной службы примирения включаются педагогические работники образовательной организации, учащиеся (по согласию родителей/законных представителей) и родители учащихся, получившие соответствующую подготовку и готовые на добровольной основе участвовать в деятельности службы.
4.5. Руководитель школьной службы примирения организует:
· ознакомительные семинары для педагогических работников образовательной организации, учащихся и их родителей о целях, задачах, составе и порядке работы службы школьной медиации;
· участие членов школьной службы примирения в городских и школьных мероприятиях по обучению и развитию компетентности посредников, а также обмену и распространению опыта применению медиативного и восстановительного подходов в преодолении и профилактике конфликтов в образовательной среде;
· деятельность школьных посредников по преодолению и профилактике конфликтов, а также развитию собственной компетентности;
· формирование и обучение «групп равных» в образовательных организациях Рязанской области;
· координацию действий участников «групп равных» в работе по распространению знаний о медиации/посредничестве и основах позитивного общения среди учащихся образовательной организации;
· взаимодействие школьной службы примирения со всеми структурными подразделениями образовательной организации, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, опеки и попечительства, дополнительного образования, труда и занятости;
· взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Рязани, органами полиции, судом, если одной из сторон является учащийся образовательной организации, совершивший административное или уголовное правонарушение, в целях досудебного урегулирования ситуации, связанной с правонарушением.
4.6. Школьная служба примирения образовательной организации осуществляет:
· разрешение споров и конфликтов между учащимися, родителями, педагогами, педагогами и учащимися, родителями и учащимися, родителями и педагогами, возникающих в образовательной организации, на основе информации, полученной от педагогов, учащихся, родителей, администрации образовательной организации, а также органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования Рязанской области;
· заключение со сторонами (при необходимости - в письменной форме) соглашения о применении процедуры медиации/посредничества и медиативного соглашения (примирительного договора) в случае достижения сторонами положительных результатов в разрешении споров или конфликтов путем применения процедуры медиации/посредничества;
· обращение при необходимости за помощью в городскую службу медиации (проведение процедуры медиации/посредничества в сложных случаях, методические консультации, информационная поддержка и др.);
· контроль и анализ выполнения сторонами медиативного соглашения (примирительного договора);
· мероприятия по предотвращению возникновения конфликтов в образовательной организации, препятствованию их эскалации;
· внесение на рассмотрение администрации образовательной организации предложений по снижению конфликтности в образовательной организации;
· проведение среди педагогических работников, учащихся образовательной организации и их родителей просветительской работы о необходимости конструктивного разрешения споров или конфликтов;
· ведение журналов регистрации обращений в школьную службу примирения и подготовку отчетов о деятельности службы, получение у педагогических работников, учащихся и родителей, обратившихся в службу, разрешения на обработку их персональных данных;
· анализ эффективности деятельности школьной службы примирения, подготовку отчетов о работе в установленной форме;
· предоставление в городскую службу медиации планов, отчетов в установленные сроки;
· подготовку информационных материалов о деятельности школьной службы примирения и размещение их на школьных сайтах, в СМИ и т.д.
5. Порядок проведения медиации/посредничества в системе образования города Рязани
5.1. Процедура медиации/посредничества осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
5.2. Медиаторы/посредники, входящие в состав службы школьной медиации в системе образования города Рязани, вправе:
· предложить сторонам разрешить спор или конфликт с помощью процедуры медиации/посредничества;
· отказаться от проведения процедуры медиации в случае личной заинтересованности в ее результате;
· самостоятельно принять решение об обращении к сторонам с предложением участвовать в процедуре медиации/посредничества, заключении соглашения о применении процедуры медиации/посредничества и медиативного соглашения (примирительного договора) в письменной или устной форме с учетом сложности спора или конфликта и участия в процедуре медиации/посредничества квалифицированных медиаторов/посредников из числа специалистов Центра ППМС-помощи или представителей органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
5.3. Медиатор/посредник, входящий в состав службы школьной медиации в системе образования города Рязани, не вправе:
· быть представителем какой-либо из сторон;
· осуществлять деятельность медиатора/посредника, если при проведении процедуры медиации/посредничества он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
· делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
5.4. Требования к соглашению о проведении процедуры медиации/посредничества:
· заключается между медиатором/посредником и сторонами (при необходимости - в письменной форме);
· содержит сведения о предмете спора, медиаторе/посреднике, сторонах и сроках проведения процедуры медиации/посредничества.
5.5. Требования к медиативному соглашению (примирительному договору):
· заключается между медиатором/посредником и сторонами (при необходимости - в письменной форме);
· содержит сведения о медиаторе/посреднике, сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации/посредничества, согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения, сроках контроля за выполнением обязательств;
· подлежит исполнению на добровольной основе.
5.6. Прекращение процедуры медиации/посредничества осуществляется в случаях:
· заключения сторонами медиативного соглашения (примирительного договора) - со дня заключения (подписания) указанного соглашения;
· заключения соглашения сторон о прекращении процедуры медиации/посредничества- со дня заключения (подписания) указанного соглашения;
· заключения (заявления) медиатора/посредника сторонам после консультаций с ними о нецелесообразности дальнейшего проведения процедуры медиации/посредничества- в день обращения (направления заявления);
· заявления одной, нескольких или всех сторон об отказе от продолжения процедуры медиации/посредничества- со дня получения медиатором/посредником указанного заявления.
6. Показатели эффективности деятельности школьной службы медиации
6.1.Эффективность деятельности школьной службы медиации определяется:
· нейтрализацией деструктивного влияния неизбежно возникающих споров и конфликтов между участниками образовательного процесса путем обучения педагогических работников и родителей основам медиации/посредничества, учащихся - медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;
· снижением уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди учащихся образовательной организации;
· сокращением количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
· формированием условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития каждого учащегося образовательной организации;
· повышением уровня социальной компетентности всех участников образовательного процесса.
6.2.Показателями эффективности школьной службы примирения являются:
· рост числа случаев посредничества и количества профилактических мероприятий на этапе становления и стабильная работа на последующих этапах деятельности службы;
- наличие нескольких «поколений» посредников в составе службы и их постоянного воспроизводства;
· стабильность числа участников службы примирения;
· увеличение доли завершённых случаев посредничества от числа заявок в школьную службу примирения;
· высокая информированность школьного сообщества о деятельности службы примирения;
· системность работы по повышению компетентности посредников;
· активность участников школьной службы примирения в работе по взаимодействию и обмену опытом между школьными службами примирения города;
· участие службы примирения в обобщении опыта работы и вклад в методическое обеспечение её деятельности.