Положение о школьной службе медиации МБОУ «Школа № 22» г. Рязани




 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности службы школьной медиации в МБОУ «Школа № 22» г. Рязани.

1.2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

· служба школьной медиации в городе Рязани - служба, созданная в системе образования города Рязани и состоящая из педагогических работников, обучающихся в образовательных организациях и их родителей, прошедших обучение процедуре медиации/посредничества, применению медиативного и восстановительного подходов;

· медиация (от латинского mediare - посредничать) - способ разрешения спора или конфликта мирным путем на основе выработки сторонами спора или конфликта взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора/посредника на основе добровольного согласия сторон;

· медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации/посредничества, предполагающий владение навыками позитивного осознанного сообщения, создающими основу для предотвращения и(или) эффективного разрешения споров или конфликтов, а также для профилактики отсроченных негативных последствий;

· восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров или конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, возмещение материального и морального ущерба;

· медиатор/посредник- независимое физическое лицо из числа педагогических работников, обучающихся и их родителей, входящих в состав службы школьной медиации, привлекаемое сторонами в качестве посредника при разрешении спора или конфликта для содействия в выработке сторонами решения по существу спора или конфликта;

· стороны — желающие разрешить спор или конфликт с помощью процедуры медиации/посредничества субъекты отношений в образовательной организации: педагогические работники образовательной организации, обучающиеся и их родители;

· конфликтная ситуация - ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для спора или конфликта, провоцирующая враждебные действия, спор или конфликт;'

· конфликт - открытое противостояние сторон как следствие столкновения интересов, желаний, мнений, позиций и т.д.;.

· группы равных/отряд посредников- группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации/посредничества, медиативному и восстановительному подходам с целью последующего их применения при разрешении и предупреждении споров или конфликтов, а также для распространения среди сверстников;

· соглашение о применении процедуры медиации/посредничества—соглашение сторон, при необходимости заключенное в письменной форме, до возникновения спора или конфликта либо после их возникновения об урегулировании с применением процедуры медиации/посредничества спора или конфликта, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким- либо конкретным правоотношением;

· медиативное соглашение (примирительный договор) - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации/посредничества к спору или конфликту, отдельным разногласиям спора или конфликта, при необходимости заключенное в письменной форме.

2. Цель создания службы школьной медиации

2.1 Целью создания службы школьной медиации является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

2.2. Достижение поставленной цели обеспечивается путем:

применения медиативного и восстановительного подходов в системе профилактической и коррекционной работы с детьми в системе образования, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

формирования безопасного пространства (среды) для учащихся, их родителей и педагогических работников образовательных организаций города Рязани, воспитания у них культуры конструктивного поведения в спорах и конфликтах.

3. Принципы деятельности службы школьной медиации

Деятельность службы школьной медиации в системе образования города Рязани основывается на следующих принципах:

· конфиденциальности, предполагающем обязательство службы школьной медиации не разглашать полученные в процессе медиации/посредничества сведения, за исключением положений, закрепленных в медиативном соглашении (примирительном договоре) по согласованию со сторонами;

· добровольности, предполагающем добровольное участие и обязательное согласие сторон на участие в работе службы школьной медиации и применение в отношении них процедуры медиации/посредничества;

· нейтральности, запрещающем службе школьной медиации принимать мнение сторон спора или конфликта, выяснять вопрос виновности или невиновности сторон;

· ответственности, обозначающий, что ответственность за результат медиации/посредничестве несут стороны конфликта, участвующие в медиации/посредничестве; медиатор/посредник не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта, он отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов.

4. Организация деятельности службы школьной медиации в школе

4.1. Школьная служба медиации МБОУ «Школа № 22» относится ко 2 уровню организации службы школьной медиации г. Рязани.

4.2.Для организации службы школьной медиации в школе утверждается настоящее Положение и руководитель службы школьной медиации в школе.

4.3. Директор школы утверждает приказом положение о школьной службе примирения, состав службы, ее руководителя и план работы на учебный год. Администрация образовательной организации создает необходимые условия для обеспечения деятельности школьной службы примирения (предоставление помещения, канцелярских принадлежностей, оргтехники и иного оборудования).

4.4. В состав школьной службы примирения включаются педагогические работники образовательной организации, учащиеся (по согласию родителей/законных представителей) и родители учащихся, получившие соответствующую подготовку и готовые на добровольной основе участвовать в деятельности службы.

4.5. Руководитель школьной службы примирения организует:

· ознакомительные семинары для педагогических работников образовательной организации, учащихся и их родителей о целях, задачах, составе и порядке работы службы школьной медиации;

· участие членов школьной службы примирения в городских и школьных мероприятиях по обучению и развитию компетентности посредников, а также обмену и распространению опыта применению медиативного и восстановительного подходов в преодолении и профилактике конфликтов в образовательной среде;

· деятельность школьных посредников по преодолению и профилактике конфликтов, а также развитию собственной компетентности;

· формирование и обучение «групп равных» в образовательных организациях Рязанской области;

· координацию действий участников «групп равных» в работе по распространению знаний о медиации/посредничестве и основах позитивного общения среди учащихся образовательной организации;

· взаимодействие школьной службы примирения со всеми структурными подразделениями образовательной организации, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, опеки и попечительства, дополнительного образования, труда и занятости;

· взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Рязани, органами полиции, судом, если одной из сторон является учащийся образовательной организации, совершивший административное или уголовное правонарушение, в целях досудебного урегулирования ситуации, связанной с правонарушением.

4.6. Школьная служба примирения образовательной организации осуществляет:

· разрешение споров и конфликтов между учащимися, родителями, педагогами, педагогами и учащимися, родителями и учащимися, родителями и педагогами, возникающих в образовательной организации, на основе информации, полученной от педагогов, учащихся, родителей, администрации образовательной организации, а также органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования Рязанской области;

· заключение со сторонами (при необходимости - в письменной форме) соглашения о применении процедуры медиации/посредничества и медиативного соглашения (примирительного договора) в случае достижения сторонами положительных результатов в разрешении споров или конфликтов путем применения процедуры медиации/посредничества;

· обращение при необходимости за помощью в городскую службу медиации (проведение процедуры медиации/посредничества в сложных случаях, методические консультации, информационная поддержка и др.);

· контроль и анализ выполнения сторонами медиативного соглашения (примирительного договора);

· мероприятия по предотвращению возникновения конфликтов в образовательной организации, препятствованию их эскалации;

· внесение на рассмотрение администрации образовательной организации предложений по снижению конфликтности в образовательной организации;

· проведение среди педагогических работников, учащихся образовательной организации и их родителей просветительской работы о необходимости конструктивного разрешения споров или конфликтов;

· ведение журналов регистрации обращений в школьную службу примирения и подготовку отчетов о деятельности службы, получение у педагогических работников, учащихся и родителей, обратившихся в службу, разрешения на обработку их персональных данных;

· анализ эффективности деятельности школьной службы примирения, подготовку отчетов о работе в установленной форме;

· предоставление в городскую службу медиации планов, отчетов в установленные сроки;

· подготовку информационных материалов о деятельности школьной службы примирения и размещение их на школьных сайтах, в СМИ и т.д.

5. Порядок проведения медиации/посредничества в системе образования города Рязани

5.1. Процедура медиации/посредничества осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

5.2. Медиаторы/посредники, входящие в состав службы школьной медиации в системе образования города Рязани, вправе:

· предложить сторонам разрешить спор или конфликт с помощью процедуры медиации/посредничества;

· отказаться от проведения процедуры медиации в случае личной заинтересованности в ее результате;

· самостоятельно принять решение об обращении к сторонам с предложением участвовать в процедуре медиации/посредничества, заключении соглашения о применении процедуры медиации/посредничества и медиативного соглашения (примирительного договора) в письменной или устной форме с учетом сложности спора или конфликта и участия в процедуре медиации/посредничества квалифицированных медиаторов/посредников из числа специалистов Центра ППМС-помощи или представителей органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.3. Медиатор/посредник, входящий в состав службы школьной медиации в системе образования города Рязани, не вправе:

· быть представителем какой-либо из сторон;

· осуществлять деятельность медиатора/посредника, если при проведении процедуры медиации/посредничества он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

· делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

5.4. Требования к соглашению о проведении процедуры медиации/посредничества:

· заключается между медиатором/посредником и сторонами (при необходимости - в письменной форме);

· содержит сведения о предмете спора, медиаторе/посреднике, сторонах и сроках проведения процедуры медиации/посредничества.

5.5. Требования к медиативному соглашению (примирительному договору):

· заключается между медиатором/посредником и сторонами (при необходимости - в письменной форме);

· содержит сведения о медиаторе/посреднике, сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации/посредничества, согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения, сроках контроля за выполнением обязательств;

· подлежит исполнению на добровольной основе.

5.6. Прекращение процедуры медиации/посредничества осуществляется в случаях:

· заключения сторонами медиативного соглашения (примирительного договора) - со дня заключения (подписания) указанного соглашения;

· заключения соглашения сторон о прекращении процедуры медиации/посредничества- со дня заключения (подписания) указанного соглашения;

· заключения (заявления) медиатора/посредника сторонам после консультаций с ними о нецелесообразности дальнейшего проведения процедуры медиации/посредничества- в день обращения (направления заявления);

· заявления одной, нескольких или всех сторон об отказе от продолжения процедуры медиации/посредничества- со дня получения медиатором/посредником указанного заявления.

6. Показатели эффективности деятельности школьной службы медиации

6.1.Эффективность деятельности школьной службы медиации определяется:

· нейтрализацией деструктивного влияния неизбежно возникающих споров и конфликтов между участниками образовательного процесса путем обучения педагогических работников и родителей основам медиации/посредничества, учащихся - медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;

· снижением уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди учащихся образовательной организации;

· сокращением количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

· формированием условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития каждого учащегося образовательной организации;

· повышением уровня социальной компетентности всех участников образовательного процесса.

6.2.Показателями эффективности школьной службы примирения являются:

· рост числа случаев посредничества и количества профилактических мероприятий на этапе становления и стабильная работа на последующих этапах деятельности службы;

- наличие нескольких «поколений» посредников в составе службы и их постоянного воспроизводства;

· стабильность числа участников службы примирения;

· увеличение доли завершённых случаев посредничества от числа заявок в школьную службу примирения;

· высокая информированность школьного сообщества о деятельности службы примирения;

· системность работы по повышению компетентности посредников;

· активность участников школьной службы примирения в работе по взаимодействию и обмену опытом между школьными службами примирения города;

· участие службы примирения в обобщении опыта работы и вклад в методическое обеспечение её деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: