Тема №6: «Основные виды познания»
Вопрос № 1: Научное познание. Формы и методы научного познания.
В философии «наука» трактуется как: «Высшая форма человеческих знаний, система развивающихся знаний и понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей».
«наука» в широком смысле представляет собой единство знания, познания и сознания т.е. выступает как форма общественного сознания и является продуктом развития общества. И её характерная особенность проявляется в том, что наука выступает как основной вид сознания действительности. Процесс научного познания включает в себя такие формы, как: интуицию, догадку, вымысел и здравый смысл.
Особенности научного познания:
· Стремление к объективности
· Его направленность на получение таких данных
· Логика и доказательность.
· Логическая взаимосвязь и системность.
· Логическая строгость, точность и однозначность.
· Использование специальных методов, терминов и понятийного аппарата.
· Проникновение в сущность явлений.
· Опора на предыдущий уровень развития научных знаний.
· Научное познание доступно не всем.
В научном познании выделяют 2 основных уровня, которые опираются на свои научные методы (способы действий, с помощью которых решаются научные задачи) и основные критерии по которым различают эти уровни. Это:
· Характер предмета исследования
· Тип применяемых средств исследования.
· Особенности метода исследования.
Следовательно выделяют эмпирический и теоретический уровни
эмпирический уровень связан с фактами, составляющими основу любой науки
Теоретический уровень имеет дело с более абстрактными научными законами, охватывающими широкий класс явлений
|
К основным методом эмпирического уровня познания относятся:
· Наблюдение
· Эмпирическое описание
· Эксперимент
Особую форму научного познания составляет мысленный эксперимент
Основной метод эксперимента – изменение условий, в которых находится исследуемый объект. Данный метод позволяет обнаружить новые свойства предметов, которые не проявляются в естественных условиях, поэтому для него характерны контролируемость условий. В результате эксперимента осуществляется описание, которое производятся в виде. Основные научные требования к описанию:
· достоверность и точность воспроизведения наблюдений и эксперимента
· установление факта(ов).
Факт – явление материального или духовного мира. Основная задача научного познания – вскрытие причины возникновения того или иного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами.
Методы теоритического познания:
- гипотеза
- формулирование научной теории
Выделяют следующие гипотезы (виды):
· Исследовательский (поисковый)
· Проверочный (контрольный)
· Особую форму познания составляет мысленный эксперимент
· основным методом эксперимента является метод изменения условий
Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий объясняющих явление окружающего мира. На основе проверки гипотиз и происходит построение научной теории. Следовательно, научной теорией называется логически не противоречивое описание окружающего мира. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и прогностическую функцию
|
Ненаучное познание и его виды.м
Помимо научного существуют и другие пути. Самым ранним являлся миф. Миф – это определенное повествование, причем, истинность не подлежала сомнению, а содержание было связано с реальной жизнью людей. Спецификой мифологического познания являлось то, что оно представляло собой фантастическое отражение реальности. В отличии от науки, которая стремится объяснить мир, миф заменял объяснения рассказом о происхождении мира или его отдельных проявлений. Мифы дали начало сказкам, которые тоже представляли собой одну из форм ненаучного познания.
Еще одним способом ненаучного познания мира является жизненная практика и опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились и добивались определенных результатах. Много знаний давала людям материальная и духовная деятельность. И одним из обязательных способов формирования знания являлось ученичество. В процессе приобретения опыта человек усваивал не только практические знания, но и нормы поведения. Одной из составляющих жизненного опыта является народная мудрость. Народная мудрость – это собранные воедино знания разных людей и многих поколений. Изначально мудрость приписывалась прежде всего Богам, которые наделяли ею отдельных людей. Поэтому, считалось, что люди, которых коснулась божья искра приобретали способность судить о неведомом и предрекать ход событий. В дальнейшем мудрость трактовалась как умение разбираться в происходящих событиях. Отличительной чертой народной мудрости было: её неоднородность и противоречивость.
|
Еще одним видом ненаучного познания является здравый смысл. Здравый смысл включает в себя определенные сведения, усвоенные стихийно, без специальной познавательной. И в этом понимании здравый смысл представляет собой так называемое природное мышление и поэтому он присущ каждому здравомыслящему человеку, но здравый содержит в себе различного рода заблуждения, предубеждения и стереотипы. Следовательно, здравый смысл – это консервативное явление. Еще одним видом ненаучного познания является искусство. Оно не ограничивается только лишь познанием мира. В искусстве выражается отношение человека к действительности. Любое художественное произведение дает в первую очередь эмоциональные. Мир чувственных образов не только обладает способностью улавливать процессы, явления и стороны жизни, но и несут важную информацию, которая оживляет знания о мире. Образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. Он помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение как выражение мысли. Именно с помощью художественного образа создается гипотеза окружающего мира или его отдельных частей.