Занятие 4, 5, 6.. Сенсорная коробка «Осень».




1. Наверняка ваш малыш заинтересуется сенсорной коробочкой на тему «Осень».

У нас получилась такая, например:

Как играть с коробкой:

Коробочку можно использовать для «проигрывания» различных «осенних» сценок:

«Зайка собирает листочки», «Белочка ищет орешки», «Листики шуршат под ногами».

Малышу будет интересно следить за тем, как мама разыгрывает разные сценки («мини-сказки») с использованием этой коробки, заодно он очень быстро выучит все «осенние» слова.

Кроме того, многим детям понравится копошится в такой коробке самостоятельно.

2. Осенние слова и картинки.

Совсем нелишним будет рассматривать с ребенком картинки на тему «Осень» и изучать «осенние» слова: листочки, дождик, зонтик, лужи, падают, грибы, листопад, пожелтели и т.п.

Помогут:

- Красочные осенние презентации.

- Осенние картинки, которые можно повесить на стены и периодически обсуждать их с ребенком.

- Подборка осенних фотографий, которые можно рассматривать на экране компьютера или распечатать как карточки.

 

 

 

Просто рассматривайте с ребенком иллюстрации, называйте предметы, которые на них изображены (тучка, листик, дерево, листик упал, лужа мокрая и т.п.), просите найти предметы на картинке (покажи пальчиком, где здесь дерево?), описывайте то, что нарисовано на картинках в простых предложениях (идет дождик, на земле лужи, девочка одета тепло и т.п.).

3. Игра "Листочки большой и маленький".

Цель: учим понятия «большой – маленький».

Для игры понадобятся листочки – большие и маленькие.

Можно использовать настоящие осенние листья или вырезать листочки из бумаги.

Суть игры: Складываем большие листики в большую коробочку, а маленькие – в маленькую.

Это задание будет довольно просто выполнить деткам от 2 до 3 лет.

А вот у малышей от 1 до 2 лет могут возникнуть трудности («вы начинаете знакомить малыша с заданием, а он улыбается и убегает от вас в другую комнату» - знакомая картина, правда?).

Чтобы малыш успешней справился с выполнением задания, важно провести «ритуал знакомства» c заданием.

Например:

1. Рассмотрите с ребенком большой листочек. Скажите «вот бо-о-ольшой листик». Слово «большой» выделите соответствующим голосом. «Давай покажем, какой этот листочек «большой», вот такой бо-о-льшой» - расставляем широко руки в сторону, показывая знак «большой», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест (если он затрудняется – разводим его руки в стороны сами).

2. Берем маленький листочек. «А этот листочек «маленький» (произносим слово «маленький» «тоненьким» голосом.) Давай покажем, какой этот листочек «маленький» (сводим руки близко друг к другу, показывая знак «маленький размер», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест, помогаем ему это сделать, если он сам затрудняется).

Эта предварительная работа – выделения слов «большой» и «маленький» особым голосом, показывание ручками размеров «большой», «маленький» - очень важна. С ее помощью ребенок лучше поймет смысл задания и ему легче будет его выполнить.

3. После того, как с понятием «большой – маленький листик» вы поработали, можно переходить к выполнению задания. Покажите малышу, что большие листики надо складывать в большую коробочку, а маленькие в маленькую. Попросите его разложить все листочки по коробочкам правильно.

Как можно помочь ребенку:

- вместе определяйте размер листочка (мама проговаривает какой это листочек - большой или маленький).

- направлять руку ребенка с листочком к нужной по размеру коробочке, если малыш ошибается.

- если малыш затрудняется в выборе нужной коробочки – можно просто подставлять нужную коробочку под ручку малыша и просить «бросить большой листочек в большую коробочку».

Кажется, что при такой «помощи» мама почти все делает за ребенка. Но это не так! В процессе совместного выполнения задания малыш активно учится. Его глаза смотрят и запоминают (он рассматривает большие и маленькие листики), его уши слышат и усваивают (он постоянно слышит как мама сравнивает листочки по размеру), его руки «делают» (малыши очень хорошо усваивают знания, если они подаются через «движение»).

После того, как ваш ребенок выполнит несколько раз это задание вместе с вами и с вашей помощью – он почувствует себя уверенней, лучше усвоит все необходимые понятия и начнет справляться с подобными заданиями самостоятельно.

4.Учим цвета.

Это задание поможет вашему малышу усвоить понятие "красный и желтый цвет".

Приготовьте листочки двух цветов - красного и желтого.

Рассмотрите листочки, акцентируйте внимание малыша на том, что одни листочки желтые, а другие – красные.

Затем предложите сложить желтые листочки в желтую коробочку, а красные листочки - в красную.

Помочь выполнить это задание правильно помогут те же правила, что и для предыдущего занятия (активно помогаем малышу выполнить задание, работаем вместе с ребенком, на первых порах очень полезно буквально подставлять под руку ребенка нужную «коробочку», вслух произнося название цвета («это красный листочек, мы его кладем в красную коробочку»).

5. Лепка + изучение цвета.

Рассмотрите с ребенком два листочка, распечатанные на листе бумаги. Один из них красный, а другой - желтый (Скачать картинку c листочками можно по этой ссылке).

Только мышки проели в листочках дырочки! Надо это срочно исправлять.

Для игры понадобятся заранее заготовленные комочки мягкого пластилина - желтые и красные.

 

Покажите ребенку, что "красные комочки мы будем класть на красный листик и придавливать их пальчиками, а желтые комочки - на желтый листик, так все дырочки и закроем!".

Скорее всего на первых порах ребенок может путаться и класть комочки пластилина на листик не того цвета. Поэтому активно помогайте справиться малышу с заданием - проговаривайте название цвета, с которым он сейчас работает, и подсказывайте на какой из листочков крепить пластилин.

Эта игра не только развивает навыки лепки, но и помогает запоминать цвета - в процессе работы ребенок много раз услышит от мамы слова "красный, желтый" и это обязательно повлияет на то, как быстро малыш запомнит названия основных цветов.

(Когда я даю подобные задания в группе раннего развития деткам от 1 до 2 лет, то предварительно (на протяжении нескольких уроков) мы обязательно выполняем "подготовительные" упражнения- крепим желтые пластилиновые ягодки на желтые тарелочки, нарисованные на бумаге, а красные "ягодки" - на красные, либо крепим желтые/красные комочки (яблочки) в желтые и красные корзинки, нарисованные на бумаге и т.п. - т.е. сначала мы учимся крепить желтый пластилин отдельно от красного в более свободной форме, и только потом усложняем, прося прикрепить пластилин на определенное место).

6. Дождик – лепка.

Осенью часто идет дождь. Рассмотрите с ребенком картинку с тучкой и капельками, покажите вместе «как капает дождик» («кап-кап-кап») и постучите пальчиками по столу.

Затем предложите малышу сделать «капельки для тучки» - пусть он наклеит пластилиновые «капельки» на лист бумаги.

Это задание имеет три уровня сложности (лучше выбрать тот, который наиболее соответствует уровню ребенка):

1. Простой уровень (для детей которые еще плохо лепят или лепят в первый раз (обычно это дети до 1,5 лет) – мама кладет на лист бумаги заранее подготовленные шарики и просит ребенка нажать на них пальчиком.

2. Средний уровень (для деток, которые уже знакомы с приемами лепки) – малыш сам берет комочки пластилина, сам располагает их на бумаге и сам нажимает на них пальчиком.

3. «Продвинутый» уровень (для деток которые уже хорошо лепят) – малыш сам отрывает кусочек пластилина от «колбаски» и крепит его на лист бумаги (специально подготовленные капельки не требуются, малыш "делает" их сам).

 

7. Музыка дождя.

Возьмите ударные или шумовые детские музыкальные инструменты, которые есть у вас дома (либо используйте вот эти «бытовые» инструменты, которые легко заменят музыкальные).

Возьмите руки ребенка в свои попробуйте вместе «простучать» ритм под стихи:

Дождик, дождик, кап да кап!

Ты не капай громко так!

К нам в окошко не стучи!

Лучше травку намочи!

Кап – кап – кап – кап!

Затем включите музыку и предложите ребенку сыграть «мелодию» под песенку самостоятельно (подыгрываем под композицию Екатерины Железновой «Дождик»).

Малыш будет это делать с большим удовольствием, если мама также будет проигрывать ритм на каком-нибудь музыкальном инструменте вместе с ребенком.

8. Лото «Парочки».

Предложите малышу разложить осеннее «Лото». Играя с лото, малыши развивают внимание и логику, а также расширяют словарный запас (если мама озвучивает предметы, нарисованные на картинке).

(Если лото вас заинтересовало, нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение).

 

9. Память - игра «Найди».

Наклейте на детальки конструктора скотчем изображение «осенних» предметов (листик, тучка, зонтик).

Вместе с ребенком рассмотрите картинки и проговорите их названия. Затем переверните фигурки картинками вниз и предложите ребенку найти по памяти: «где спряталась тучка? Покажи!», «а листочек где спрятался? Покажи!».

Ребенок будет пытаться вспомнить где какая картинка "спряталась" и пробовать открывать их по - памяти.

Когда ребенок запомнит под каким из предметов какая картинка спрятана (и перестанет ошибаться в поисках предметов), продолжите игру, меняя фигурки местами.

10. Массаж пальчиков.

Массировать пальчики можно не только специальными мячиками, но и шишками.

Выполните с ребенком массаж пальчиков с использованием шишки под стишки (во время чтения стишков шишка перекатывается между пальчиками малыша, массируя их):

Мишка по лесу ходил,

Много шишек находил,

Много шишек находил,

И ребятам приносил!

Раз, два, три, четыре пять,

Будем с шишкой мы играть!

Будем с шишкой мы играть,

Между пальцами катать.

Массаж можно выполнять несколькими способами.

1. Мама читает стишок и самостоятельно массирует пальчики ребенка шишкой.

2. Малыш с мамой выполняют массаж «рука в руке».

3. Мама сидя перед малышом массирует свои пальчики шишкой, показывая таким образом движения малышу, а ребенок повторяет.

11. Пазлы – «Найди половинку».

Разрежьте на две части изображения осенних картинок (мы использовали картинки лото, которые выложены выше).

Предложите ребенку сложить картинки в одно целое.

Если ребенок пока не умеет собирать пазлы, то это упражнение можно выполнять так:

Мама берет одну половинку картинки и говорит: смотри, вот нарисован кусочек тучки. Покажи, где еще один кусочек тучки нарисован? Правильно вот он! Давай сложим вместе картинку.

12. Шнуровка - грибы

Начиная с 1,5 лет с ребенком можно учиться нанизывать бусы на шнурок. Для обучения этому навыку лучше приобрести набор детских бус, к которому прилагается шнурочек с деревянной иголочкой.

Поскольку занятие у нас осеннее, то нанизывать на шнурок можно листочки или грибочки из бумаги, наклеенной на картон.

 

Скачать файл с грибочками и листочками вы можете, нажав на картинку ниже. Каждая пара грибочков на этой картинке "зеркальная", поэтому при желании грибочки и листочки можно сделать двухсторонними (приклеить друг к другу).

13. Игра на развитие внимания - "найди все листочки в комнате".

Разложите листочки по всей комнате. Часть из них положите на видные места, а часть - спрячьте, но так, чтобы ребенок их все-таки мог найти.

Попросите ребенка найти все листочки и сложить их в ведерко.

 

 

14. Поделки.

Рисуем листья на дереве (пальчиками).

 

Лепка «Осенние листочки» (прикладываем кусочки теста или пластилина).

Для творчества вам может пригодиться вот этот шаблон (нажмите, чтобы увеличить):

Занятие 7, 1,5 - 2 года: "Курочка и цыплята"

1. Приветствие. Игра «Кто у нас хороший?».

Занятия в детском клубе с малышами часто начинают с приветствия.

На этом занятии мы с детками приветствовали друг друга так:

Все уселись вместе с мамами в кружок. Ведущий напевает веселым голосом с вопросительными нотками: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?» (мелодия произвольная) и затем называл имя одного из малышей: «Миша у нас хороший, Миша у нас пригожий! Давайте с ним поздороваемся и похлопаем ему! (все вместе хлопаем в ладоши, приветствуя ребенка "здравствуй Миша! Мы тебе очень рады"). Затем игра продолжалась заново, пока все дети в группе не были названы «хорошими и пригожими» и не получили свою порцию аплодисментов и приветствий.

Деткам эта игра очень нравится, всем очень приятно быть в центре внимания, и это помогает им раскрепоститься и настроиться на занятие.

Если же вы будете заниматься дома, то в эту же игру можно поиграть и с вашим ребенком. Просто вместо деток, сначала перечислить 2-3 игрушечных зверят, которые есть в комнате ребенка («кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Кошечка у нас хорошая! Кошечка у нас пригожая! (или «мама, папа и т.п.»), а в конце назвать «хорошим и пригожим» вашего малыша.

2. Знакомимся с куриной семейкой.

Цель: познакомиться с тем как выглядят курочка, петушок, цыпленок, выучить их названия, научиться различать их среди других птиц, научиться повторять звукоподражания "ко-ко-ко", "ку-ка-ре-ку", "пи-пи", выучить части тела птиц (клюв, крылья, гребешок и т.п.).

Для этой цели можно предложить ребенку:

1. Поиграть с тактильной коробочкой – играем, трогаем, щупаем курочку, петушка, цыплят. Мама может показать малышу мини-инсценировки «курочка кушает», «петушок кричит», «цыпленок ищет маму и пищит» и т.п.

2. Посмотреть карточки, картинки (их можно распечатать или можно найти в книжках) на которых изображены курочка, петушок, цыплята.

Играя с малышом, мама по многу раз проговаривает название птиц (курочка, петушок, цыпленок), проговаривает то, как «кричат» эти птицы («ко-ко-ко!», «пи-пи-пи», «ку-ка-ре-ку»), просит ребенка повторить эти звукоподражания за мамой (скажи как курочка кричит? Давай вместе «ко-ко-ко!» и т.п.).

Также можно учить с ребенком названия частей тела этих птиц - крылья, клюв, хвостик и т.п.

3. Потешки. Очень полезно во время занятия проговаривать с ребенком потешки (это хорошо влияет на развитие пассивного словаря ребенка):

ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ

cл. Т. Волгиной муз. А. Филипенко

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели черного жука, дождевого червяка,

Выпили водицы целое корытце.

КУРОЧКА- РЯБУШЕЧКА

- Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Петушок:

Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

4. Кормим курочек – вдавливаем макароны в тесто (развитие моторики).

«Ой! Кажется наши курочки проголодались! Давай их покормим!».

Усадите ребенка за стол, положите перед ним лепешку из соленого теста и мисочку с макаронами. Предложите сделать угощение для курочек, покажите как вдавливать макароны в тесто, готовьте угощение вместе с ребенком (втыкая макароны рядом или работая «рука в руке»).

В конце пусть к тарелочкам подойдут курочка, петушок и попробуют угощение.

Это простое задание хорошо развивает мелкую моторику (это важно для развития речи и интеллекта в целом).

5. Подвижная часть:

1. Разбрасываем по полу красные и желтые однотипные предметы (кубики, мячики, детальки Лего и т.п…. Если ничего этого нет – можно вырезать цветочки из красной и желтой бумаги).

2. Рассматриваем с ребенком эти предметы, обращаем его внимание на то, что предметы у нас 2 цветов – красный и желтый. Затем просим ребенка собрать предметы и разложить красные – в красную коробочку (тазик, ведро, красный лист бумаги – т.е. какое-то красное подобие емкости), а желтые в желтую емкость.

Лучше если вы эмоционально «обыграете» свою просьбу собрать предметы. Например воскликните: «Ой, какой беспорядок у нас на полу! Надо скорей все собрать! Поможешь мне?» и далее объясните суть задания (давай все красные кубики сложим в красную коробочку вот сюда, смотри кубик красный и коробочка красная, а желтые кубики сложим вот в этот желтый тазик, смотри вот желтый кубик я кладу его в желтый тазик).

Выполняйте упражнение с ребенком вместе (например возьмите его за руку, вложите в нее красный предмет и скажите "давай положи красный кубик в красное ведерко", вместе подойдите к красному ведерку и вместе положите туда кубик, снова проговаривая "красный кубик в красное ведерко"). В процессе проговаривайте цвет каждого предмета, с которым работает ребенок.

Ну а после того, как подвижное упражнение выполнили, можно и сидя позаниматься.

6. Лепка. Садимся за столик:

(шаблон для работы с пластилином для этого задания можно скачать по ссылке, выложенной в конце конспекта).

Суть задания – заклей дырочки на картинке пластилином нужного цвета (красный, желтый).

1. Привлеките внимание ребенка к картинке (ой! кто это у нас нарисован? как он кричит? а рядом яблочко нарисовано! смотри, на яблочке и на цыпленке есть белые дырочки, давай их потрогаем пальчиком!).

2. Покажите ребенку как выполнять задание - пусть сначала посмотрит на то как это делаете вы (смотри, я беру красный комочек пластилина и клею его на красное яблочко! Вот дырочку на яблочке я закрыла! А это какой пластилин? Желтый! Я буду клеить его на желтого цыпленка! Раз и дырочку я закрыла!).

3. Положите комочек пластилина на дырочку, возьмите руку ребенка в свою и пальчиком малыша нажмите на комочек (таким способом мы демонстрируем ребенку на практике как выполнять задание).

4. Затем предложите ребенку продолжить "закрывать дырочки" на картинке самостоятельно. Подсказывайте ему как выполнять упражнение правильно (не путать цвета пластилина), обязательно каждый раз проговаривайте вслух название цвета, с которым работает ребенок (красный пластилин мы кладем на красное яблочко! нажимаем на него пальчиком! а желтый пластилин - на желтого цыпленка! молодец!).

7. Ходим по массажным поверхностям.

После сидячего упражнения лучше немного размяться. Предложите ребенку походить по массажным поверхностям босыми ножками под аккомпанемент классической музыки.

Если массажных поверхностей у вас дома нет – можно построить извилистую дорожку из книжек (хождение по дорожками развивает координацию) и местами устроить на ней «массажные» элементы – емкости с горохом, крупой, каштанами, пуговицами и другими массажными предметами (тут все что угодно может пойти в дело, начиная с махровых полотенец и заканчивая решеткой для выпечки в духовом шкафу).

7. Квадратик и кружочек – закрываем окошки и учим фигуры.

(Шаблон для для этого задания можно скачать по ссылке, выложенной в конце конспекта).

Эта игра знакомит ребенка с геометрическими фигурами. В детском клубе мы закрывали окошки блоками Дьенеша. Ну а дома можно вырезать геометрические фигуры из плотного картона или взять детальки конструктора или сортера подходящей формы.

Ход игры:

1. «Ой! Кто нарисован на этой картинке? Домики! Посмотри кто в них живет? Как они говорят?" (знакомимся с картинкой и животными).

2. "Наступила ночь и зверята ложатся спать. Давай закроем окошки в домике чтобы они уснули». Сначала показываем ребенку как выполнять задание - сами закрываем все окошки, проговаривая "вот квадратик, я его кладу на квадратное окошко" и т.п.

Еще один вариант домиков:

4. Затем наступает "день" и все звери просыпаются, окошки открываются. После этого "ночь наступает снова" и мы просим теперь уже ребенка закрыть все окошки правильно. Если ребенок раньше не выполнял задания такого типа - конечно же он будет много ошибаться в первый раз - это не страшно! Просто периодически снова и снова играйте в эту игру с ребенком и через 3-4 занятияребенок начнет закрывать окошки правильно.

8. Поделка.

Шаблон для поделки вы можете скачать по ссылке в конце этого конспекта.

Вырежьте из бумаги трафарет цыпленка, скрепите его с фоном при помощи степлера.

Предложите ребенку губку и пальчиковые краски, покажите как можно с их помощью раскрасить цыпленка.

Помните что малыши обычно плохо реагируют на "объяснения" заданий - поэтому, для того чтобы ребенок быстро сообразил как выполнять поделку, первые несколько штрихов выполните вместе «рука в руке».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: