Мироустройство в мифах древних славян




Велесова книга и ее герои

Научный обозреватель Веле Штылвелд

"...Наши Предки шли разными путями. Какой бы веры они ни были, роднит их одно: именно они веками поддерживали ВЕЛИКУЮ ВЕРВЬ ЖИЗНИ. Нет необходимости до конца и безоговорочно разделять их взгляды и одобрять поступки, но не запятнать имя отцов, оставить о себе добрую память у потомков и после смерти самому войти в тысячелетний пантеон прародителей – это ли не смысл жизни?" – из доктрин российских неоязычников.

Лишь в начале XIX века стало известно о существовании Велесовой (Влесовой) книги. Это перевод священных текстов новгородских волхвов IX века, в которой рассказана древнейшая история славян и других народов. Славяноведы узнали о ней лишь в нынешнем веке, да и то – до нас дошло очень немного дощечек с непонятными, трудно поддающимися расшифровке, письменами. К сожалению, от единственного в мире священного текста славянской ведической религии мало что сохранилось, но ценность "Влесовой книги" неизмерима. Она разрешает давний спор о происхождении славян, восстанавливает целый пантеон прежде неведомых языческих богов, которым поклонялись наши предки.

Реально под термином "Велесова книга" подразумевают якобы сохранившиеся до наших дней священные тексты волхвов и вывезенные из России полковником белой армии, Али Изенбеком в 1919 г. По одной из версий, нашел он их это в имении князей Задонских неподалеку от станции Великий Бурлюк, под Харьковом. Находка якобы представляла собой буковые дощечки приблизительно одного размера 38х22х1 см. На каждой дощечке было просверлено по два отверстия для крепления шнуром, одни соединялись, как книга, другие – как альбом. На дощечках были нарисованы прямые параллельные линии, строго под которыми размещались буквы, как в санскрите или хинди – письмена вдавлены в древесину острым стило и во вдавленные места втерта краска, и затем все было покрыто чем-то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу без интервала.

Вывезенные в Брюссель, они были скопированы литератором Юрием Петровичем Миролюбовым. Он работал над текстами 15 лет (1924-1939). Вероятно, им же сделаны фотостатные снимки ряда дощечек. Считается, что после смерти Изенбека в 1941 г. подлинники текстов вместе с сотнями картин умершего были изъяты гестапо. После капитуляции Германии архив мог практически полностью достаться СССР и, по одной из версий, “Велесова книга” может храниться сейчас в России.

С 1952 по 1959 гг. копии Ю. П. Миролюбова начинают печататься на страницах изданий русской эмиграции в Америке. Бывший генерал белой армии А. Куренков, он же А. Кур, секретарь Музея русского искусства в Сан-Франциско, в журнале "Жар-птица" публикует ряд статей и собственную реставрацию текстов, основываясь на фотостатных снимках и копиях Миролюбова.

Термин "Велесова книга" введен С. Я. Парамоновым (Лесным) в 1957 г., им же назван странный алфавит – "велесовица". Своим названием Книга обязана двум фактам – во-первых, упоминанию имени Влеса или Велеса на одной из дощечек, где прямо сказано, что книга волхвов посвящена ему. В 1960 г. С. Я. Парамонов переслал одну из фотографий дощечки книг в СССР, в Советский славянский комитет, где всю книгу тут же объявили подделкой. Господствующая сейчас среди значительной части язычников точка зрения гласит, что, несмотря на откровенную поддельность, автор книги все-таки донес некие отголоски традиции.

Из “Велесовой книги” заимствованы пантеон, исторические фрагменты и панславянские идеи. В книге говорится о двух ветвях праславян – словено-венедской и арийской, о происхождении праславянских и скифских родов, о бесконечных войнах пращуров за свою свободу и независимость против киммерийцев, греков, римлян, готов, гуннов, авар, хазар.

Рассказ завершается упоминанием Эрика-Рюрика, а также Аскольда, который пытается крестить киевлян. Описываются обычаи и нравы древних славян, их мировоззрение и верования. Авторы книги воспринимали христианство как новую веру, противоречащую заветам Предков и силой навязываемую людям.

Исследователи предполагают, что авторов "Влесовой Книги" было три; они рисуют древних руссов как скотоводов, живших от Карпат до Волги. Они рассказывают о союзниках Руси "ильмерцах", о борьбе с костобоками, готами, римлянами и гуннами вплоть до основания Киева (430 г.) легендарным Кием и княжении там его рода: Славен – Верен – Сережень до 880-х годов, когда князь Олег Вещий стал киевским князем.

Мироустройство в мифах древних славян

Согласно "Влесовой книге", в пантеоне древних славян богов было великое множество: Сварог, Перун, Свентовид, Чернобог с Белбогом. Велес, Хорс, Стрибог, Вышень, Леля, Коляда, Удрзец, Сивый Яр, Белояр, Ладо, Купала, Сенич, Житнич, Зернич, Студич, Лютич, Ледич, Птичич, Зверинич, Дождич, Ветрич, Травич, Родич, Водич, Звездич, Горич, Страдич, Спасич, Мыслич, Ратич, Стринич, Симаргл, Огнебог...

Некоторые имена нам знакомы, о смысле других можно догадаться, ну а многие останутся покрыты вечной тайной, как и происхождение "Велесовой книги", ее подлинность или мнимость – как и вообще вся загадочная, неисследованная, непонятная и величественная история и мифология славянских народов.

Однако главное богатство "Влесовой Книги" не легендарная история, а легендарная мифология, которая не идет вразрез с нашими представлениями о язычестве древних славян. Ценными дополнениями оказались свидетельства древних руссов о трех основных субстанциях мира: Явь, Навь и Правь.

Явь – это видимый, материальный, реальный мир. Навь – это мир нематериальный, потусторонний мир мертвецов. Правь – мир Неба– обитище Богов, это же первейшаяистина или законы Сварога, управляющие всем миром, то есть, в первую очередь Явью. После смерти душа человека, покидая Явь, переходила в мир невидимый – Навь. Некоторое время она странствовала, пока не достигала Ирия, или Рая, где жил Сварог, Сварожичи и предки руссов. Душа может явиться из Нави, где она пребывает в некотором состоянии сна, опять в Явь, но только по тому пути, по которому она вышла из Яви в Навь.

Этим объясняется древний обычай, согласно которому тело покойного выносилось из дома не через двери, а через пролом в стене, который затем немедленно заделывался. Душа не могла вернуться в дом и беспокоить живых людей, ибо через стену проникнуть не могла, а через двери или окна был уже не тот путь, которым она вышла. Интересно, что вера эта настолько была сильна, что тело Владимира Великого, несмотря на то, что он был Христиании и окружение его крещено, все же было вынесено через пролом в стене.

Понятие ада не существовало. Понятие Нави дожило до современности, хотя и утратило черты ясности. Мы знаем "Навый день", то есть день покойников, который отмечался еще в минувшем столетии, знаем "Навые чары", то есть "наваждение". Теперь это только пустая оболочка слов без содержания, которое уже утратилось.

Триглавы славянские

Древние славяне верили в единого небесного Бога, но называли его разными именами: Сварогом, Перуном, Святовитом – и, наконец, Триглавом, то есть – Троицей. Значит, Сварог – Бог отец, Перун – сын, Святовит – святой дух. Они составляют дохристианскую Троицу. Велесова книга говорит о "Великой тайне" триединства Перуна, Сварога и Святовита. Остальные боги подчиняются Небесному Вседержителю – Триглаву.

Есть и исторические свидетельства о почитании древними славянами Триглава. Культ Триглава был известен у поморянских славян, в первых городах Поморья в Щетине и Волыне главные храмы были посвящены Триглаву. Щетинские жрецы учили, что Триглав их высший Бог и что Он благосклонен к человеческому роду.

Триглавы существуют двух типов: циклические и синтетические. К циклическим относится простейший и самый известный индоевропейский Триглав, включающий трех богов: бог магии и смерти, бог-громовержец, бог плодородия, нет “порядка следования”. Разумеется, в каждом направлении язычества “условно верховным” почитается свой бог, но в составе этого Триглава все они (Велес, Перун, Дажьбог (Денница, сын Сварога)) равны, ибо ни один из них не существует без двух других. Такие Триглавы и называются “циклическими” потому, что они замкнуты, как замкнута, например, очевидная триада Рождение-Жизнь-Смерть-Рождение…

Другое дело, что существуют неравнозначные Триглавы – т.е. Триглавы синтетические – Род, Белобог и Чернобог. В таких Триглавах два дуальных бога (“тезис” и “антитезис”) рассматриваются как ипостаси недуального, а тот, в свою очередь, – как их синтез. Так Белобог (условный Страж Порядка) и Чернобог (условный Страж Хаоса) – ипостаси Рода, но и сам Род, как, Универсум в целом, существует лишь как результат единства и борьбы Белобога и Чернобога. Такие Триглавы действительно неравнозначны, но – опять-таки, никакого отношения к предпочтениям конкретного язычника это не имеет. Разные общины или отдельные язычники отдавали предпочтение разным богам. Но никоим образом приятие того или иного бога “условно верховным” нельзя связывать с его местом в том или ином Триглаве, служителю Чернобога никогда не придет в голову утверждать, что Чернобог несимметричен Белобогу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: