Республиканский конкурс исследовательских проектов




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж

(ГБПОУ БМПК)

Республиканский конкурс исследовательских проектов

«История моей семьи», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

 

Тема работы

« Участие членов моей семьи в освобождении Восточной Европы
от нацизма (1944-1945 гг.) »

Автор исследовательской работы:

Валиева Лилияна Аркадиевна,

Республика Башкортостан,

г. Благовещенск ГБПОУ Благовещенский

многопрофильный профессиональный

колледж, обучающаяся 2 курса

 

Научный руководитель:

Шарифуллина Мавлида Фаритовна, ГБПОУ Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж, преподаватель психологии

Введение

 

В каждой семье, несмотря на 75 летнюю удаленность событий, еще кровоточат раны, нанесенные Великой Отечественной войной. Данная тема всегда будет оставаться актуальной. Важность итогов Великой Отечественной Войны, как для судьбы Росси, так и для каждого из нас неоспоримо. С каждым годом участников войны становится все меньше и меньше. Они отдали свои жизни за победу в Великой Отечественной Войне, а значит и за нашу жизнь, за жизнь наших близких, за мою жизнь. И обо всем этом должны знать и помнить многие поколения людей.

Из истории мы знаем, что фашистская Германия напала на нашу страну вероломно, неожиданно, рано утром, когда все спали (можно сказать, врасплох). В первые дни войны были большие потери. Враг стремительно двигался вглубь страны. Но благодаря смелости и мужеству советских людей, любви к Родине, наша страна смогла противостоять врагу и уничтожить его в собственном логове.

75 лет…. Это продолжительность жизни человека. Это смена поколений.… Но память народа о войне не гаснет. Общественная память народа о Великой Отечественной войне из года в год крепнет и обладает мощным воспитательным значением для детей и молодежи нашей великой страны.

В рамках учебной практики по профессиональному модулю «Методическое обеспечение образовательного процесса» нам дали задание, спланировать методику организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на тему: «Участие моей большой семьи в Великой Отечественной войне». Как вариант продукта такого исследования нам предложили выполнить проект об участии своих родственников в Великой Отечественной войне. Меня это с одной стороны заинтересовало, а с другой стороны появилось сомнение о том, справлюсь ли я с заданием. Мне казалось, что писать будет не о чем, слишком мало я знаю об участии моих родственников в войне. Таким образом, я приступила к исследовательскому проекту.

 

 

Паспорт проекта

 

Показатели проекта  
Полное наименование проекта. «Участие членов моей семьи в освобождении Восточной Европы от нацизма (1944-1945 гг.)»
Автор проекта Валиева Лилияна А., студентка 2 курса ГБПОУ Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж, специальности 44.02.02 Преподавание в начальных класса
Руководитель Шарифуллина Мавлида Фаритовна, зав. отделением, преподаватель ГБПОУ Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж
Актуальность Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Лично для меня эта тема тоже значима. Во-первых, мой прадед – участник Великой Отечественной войны. Я представитель 4-го поколения нашей родословной, обязана прадеду своей жизнью, дружбой моих родственников. Моя миссия не только знать о его подвиге (а он для нас – Герой), но и рассказывать о нем своим детям и внукам. Я понимаю и признаю необходимость сохранения семейных ценностей и установления взаимосвязей поколений. Во-вторых, я будущая учительница. Роль учителя, школы в воспитании у детей любви к Родине, формировании нравственности и патриотических чувств, безусловно, велика.
Проблема Наблюдается утрата интереса (особенно у молодежи) к истории своей Родины, своего народа, своей семьи. Равнодушное отношение к участникам войны, труженикам тыла, детям войны. Чем более тесно в нашу жизнь внедряется информатизация и цифровизация, тем более нарастает безразличное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.). На мировом уровне немало попыток пересмотреть историю второй мировой войны, вплоть до обвинения Советского Союза как зачинщика этой кровавой войны.
Цель проекта Поиск и обобщение информации об участии моих родственников в Великой Отечественной войне. Участие в Республиканском конкурсе исследовательских проектов «История моей семьи», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Задачи 1. Сохранение семейных ценностей, установление взаимосвязей поколений в родословной моей большой семьи. 2. Поиск материала об участии родственников в Великой Отечественной войне по различным источникам: интернет-ресурсы, рассекреченные архивы, беседа со старшим поколением родственников, семейные альбомы. 3. Творчески подходить к реализации проекта, ориентируясь на достоверные фактические материалы и полученные впечатления. 4. Создать информационную базу данных для членов моей большой семьи.
Тип проекта Исследовательский, творческий.
Этапы реализации проекта Первый этап: Постановка и осознание целей и проблемы проекта Определение задач и плана исследовательской деятельности, составление паспорта проекта Второй этап: Поиск сведений, информации по различным ресурсам. Обобщение найденного материала и заполнение шаблона проекта Разработка Презентации по данной теме, используя полученные при исследовании информации. Третий этап: Представление своей работы на Республиканский конкурс исследовательских проектов «История моей семьи», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Ресурсы, источники 1. Домашний архив семьи, родственников 2. Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/ https://www.bashpoisk.ufanet.ru/book_memory/index.shtml 3. Сайт «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,
Принципы 1. Историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений. 2. Гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному краю, к Отечеству. 3.Интегративности: сотрудничество с семьей и родственниками, опора на официальные и исторические документы, сочетание разных видов деятельности. 4.Наглядности: разработка презентации, оформление информационного продукта
Ожидаемые результаты Переживание чувства гордости за мужество, героизмом, стойкость советских солдат и офицеров, самоотверженность тружеников. Создан банк данных о родственниках-участниках войны. Участник (возможно, призер) Республиканского конкурса

 

Продукт проекта

Ф.И.О. Япанов Аптык Япанович
Военное звание Ефрейтор
Биография Мой прадед родился в 1911 г., в деревне Баймурзино Мишкинского района Башкирской АССР. Окончил 3-х летнюю сельскую школу, дальше учиться не смог, начал работать. Сначала работал, помогая отцу в хозяйстве, а с вхождением семьи в колхоз, за трудодни работал в колхозе, участвовал в посевных работах, сенокосе, уборочной страде, в конном дворе (очень любил лошадей). В 1933-1935г.г. служил в артиллерийском полку в Бобруйске. Участвовал в Финской войне в 1939 году. Женился, до войны родились дочь Анюта и сын Александр. В 30-летнем возрасте был призван в армию 5 июня 1941 г. Служил в 664 артиллерийском полку 129 стрелковой дивизии в составе штурмовой роты на Белорусском фронте. 7 ноября 1941 г. участвовал в параде в Москве, оттуда ушел на фрон, на оборону Москвы. Участвовал в битве за Москву, Ленинград, в Курско-Орловском сражении. За освобождение города Орла их дивизию переименовали в Орловскую. Затем участвовал в сражениях в Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии. В 1943 году был ранен, госпитализирован. После восстановления вернулся на фронт. В 1944г. вступил в ряды ВКПб. 2 мая 1945 вошли в город Берлин. Горжусь своим прадедом: прошел всю войну с 5июня 1941 по май 1945 г.г. Может быть родился «в рубашке», может, его оберегали молитвы прабабушки, или два малыша очень ждали его возвращения.
После войны   На фото: 1. прабабушка, бабушка и моя мама (на руках); 2. Внуки и правнуки. После войны прадеду поручили возглавить колхоз им. Мичурина Мишкинского района Башкирской АССР. Работал председателем колхоза до исполнения 60лет, выйдя на пенсию, продолжал работать завскладом колхоза до исполнения 70 лет. За годы работы неоднократно избирался депутатом советов народных депутатов: с 21.12.1947г. до 1970 г.г. избирался депутатом Баймурзинского сельсовета, с 16.12.1954г. долгие годы был народным заседателем Мишкинского района. Прадед с прабабушкой воспитали 8 детей. Кроме своих шести, еще взяли двоих мальчиков-сирот, оставшихся без родителей. Воспитали они достойных людей, всем детям дали хорошее образование: двое стали экономистами, а остальные педагогами. Самая младшая из дочерей работает и по сей день учителем биологии и химии. Одна из дочерей, моя бабушка, работала учителем начальных классов в д. Стародюртюкеево Балтачевского района Республики Башкортостан. Именно она сыграла значимую роль в моем выборе профессии. Продолжение рода Япанова А.Я.: один сын и 7 дочерей (пятеро их них живы), 25 внуков, 30 правнуков, 19 праправнуков. Семьи Валиевых, Гареевых, Запеваловых, Мазиевых, Ямаевых, Япаевых живут и трудятся в разных уголках Башкортостана, России и за ее пределами. Вот такая большая родня! Трудно представить, если прадед не вернулся бы с войны.… Не было бы этих потомков: счастливой, дружной, трудолюбивой большой семьи.
Награды Награжден шестью боевыми благодарностями, медалями: 15.06.1944г. Медаль «За боевые заслуги»; 01.06.1945г. Медаль «За отвагу» Описание подвига: «Повозочного взвода управления первого дивизионного Ефрейтора Япанова Аптыка Япановича за то, что в период прошедших наступательных боев в Восточной Пруссии и на территории Германии, несмотря на частые и большие переходы, своевременно обеспечивал доставку горячей пищи 3 раза в день личному составу, находящемуся на наблюдательных пунктах дивизиона. Вверенный ему конский состав, благодаря его хорошему уходу, находится всегда в чистом состоянии, хорошей упитанности». Ссылка на источник: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie30220560/
Воспоминания Воспоминания Япанова А.Я., опубликованные в Мишкинской районной газете «Дружба» от 03.06.1999 г. «5 июня 1941 года я был призван на сборы. Вскоре началась война, и в составе штурмовой роты я принимал участие в боях. Воевал на Западном фронте. Под городом Торопец меня ранило. Я упал, но почувствовал, что еще могу двигаться, пополз. Слышу стоны: офицер и старший сержант, видно его адъютант, просят меня перевязать их. Достал перевязочный пакет, но не успел сделать ни одного движения - почувствовал удар по голове и потерял сознание. Когда очнулся, увидел офицера и сержанта, проколотых штыками. Впереди переговаривались фашистские солдаты. Ползком добрался по реке. Хотя она и была неглубокой, я еле-еле перебрался на другой берег. После выздоровления в составе сформировавшегося 664-го артиллерийского полка участвовал в битве за Москву. После разгрома немцев под Москвой нам дали короткий отдых и перебросили на защиту Ленинграда. Под Старой Руссой мы сражались в окружении противника. Выдержали. И не только выдержали, но и разбили врага. В июне 1941 года наши соединения направили в Подмосковье, мы стали готовиться к Курско-Орловскому сражению. За освобождение Орла нашу 129-ю дивизию переименовали в Орловскую. Мне приходилось освобождать те места, где проходила моя действительная служба. Это артиллерийский полк в Бобруйске (Белоруссия). Видел, что в полковом парке, где мы отдыхали после службы, занимались спортом, немцы держали за колючей проволокой пленных красноармейцев, издевались над ними, пытали их. Все было разрушено, разгромлено. Вышли к Балтийскому морю. Освободили Польшу, Восточную Пруссию. 2 мая 1945 года, после упорных и ожесточенных боев, с юго-востока вошли в Берлин, логово врага. 25 апреля 1945 г. встретились с американцами на берегу прекрасной реки Германии - Эльбы в Гамбурге. Не верилось, что кончилась война. От радости, не находя слов, не зная языка, мы обнимались, поздравляли друг друга, плакали. Все понимали – за нами Победа над фашизмом!»   25 апреля 2020 года я смотрела телепередачу о встрече на Эльбе союзников и советских войск. Ведущий рассказывал, как состоялась встреча, как советские и американские солдаты радовались: кто-то из бойцов заиграл на гармони, кто-то запели, звучал многоголосный хор одновременно на разных языках. Потом стали плясать, каждый отплясывал свой национальный танец: кто-то пустились в русскую пляску, украинцы – гопак, грузины - лезгинку. Слезы нахлынули, к горлу подступил комок.… На мгновение я представила, как мой дед Аптык Япанович стал танцевать «марийскую веревочку». Родители рассказывают, что он очень любил этот танец, как только сапоги его выдерживали, когда он отплясывал дробь народного танца.
  В газете «Ужара» была опубликована статья о мужестве, отваге, героизме Япанова Аптыка Япановича (1985г). Умер Япанов А.Я. 7 января 1988г. на 78 году жизни. Похоронен в родной деревне Баймурзино Мишкинского района Республики Башкортостан. Его потомки традиционно встречаются на День Победы, вспоминают нашего любимого героя войны и героя труда. У него нет официального звания Героя, но для нашей семьи - он самый настоящий ГЕРОЙ.

Заключение

Вот такой получился продукт моей проектной деятельности. Но самый высший продукт – это мои чувства, которые я пережила в процессе работы над проектом: чувство гордости за мою большую семью, за героизм и мужество прадеда, за стойкость советского солдата, за мою великую страну. Мне есть, что рассказать племянникам, родственникам. Работа еще незавершенна. Я ставлю новую задачу: продолжить поиск материалов о других родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, о тех старших родственниках, кто ковали Победу в тылу, о том, как жили эти 4 года мои прабабушки, бабушки, тети, дяди.

Я благодарна организаторам конкурса, преподавателю колледжа Шарифуллиной М.Ф., которая поставила перед студентами высоконравственную задачу. Именно вовлекая молодежь, детей и подростков в такую работу можно формировать культуру личности, привлечь внимание и интерес к истории семьи, истории страны, формировать патриотизм и гражданскую позицию.

Была война в сороковых,

Там на смерть дрались за свободу,

За то, чтоб не было невзгоды,

За то, чтоб не было войны.

На минах танки подрывались,

Солдаты на смерть там сражались.

И в восемнадцать лет свои,

За нас отдали жизнь они.

То, что случилось, не забудем,

И до конца мы помнить будем

Про подвиг тот в сороковых,

Про тех, кого уж нет в живых. (Иван Ващенко)

 

Список использованных источников.

  1. Алиев Русек, «Вечно в памяти», статья в районной газете «Дружба» Мишкинского района (1999г) https://mishred.rbsmi.ru/
  2. Игнаев Д. «Мемнан пагалыме енна», статья на марийском языке., архив районной газеты «Ужара» (1985г)
  3. Материалы проекта Башархив (basharchive.ru).
  4. Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/

https://www.bashpoisk.ufanet.ru/book_memory/index.shtml

  1. Сайт «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

podvignaroda.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: