ГЛАВА 1. ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ЭТАП




ОТЧЁТ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Группы ГБЖДпз 18-1 (ЗФО)

Выполнили:

Васильева О.В. Заречнев В.Э. Карчмарчук Я.Ю. Парфенов Р.А. Резвухина Т.А. Рожина А.И. Саулян Д.К. Сербинов В.И. Федорова Е.А. Шестак А.Е. Смоляго А.В ________
________
________
________
________
________
________
________
________
________
________

Руководители:

доцент каф. ГГиМПГ Удодов Ю.В.

ассистент каф. ГГиМПГ Мамасёв П.С.

зав. каф. ЕНДиМП Михайлова Н.Н.

 

Новокузнецк, 2019

Содержание

ВЕДЕНИЕ…...………………………… ……………………………………...  
ГЛАВА 1. ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ЭТАП……………………………....  
1.1. Методика проведения топографического этапа учебной ознакомительной полевой практики.…………………………..  
1.2. Буссольная съемка………………………………………………  
1.3. Мензульная плановая съемка.………………………………….  
1.4. Глазомерная съемка.…………………………………………….  
1.5. Продольное техническое нивелирование……………………..  
1.6. Ватерпасовка……………………………………………..……...  
1.7. Движение на местности по азимутам………………………….  
ГЛАВА 2. ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП…………………………….…….  
2.1. Характеристика района практики.…………………….…….....  
2.2. Методика полевых геологических исследований………...…..  
2.3. Петрографический состав галечника р. Томи……………….  
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА В СТРУКТУРАХ МЧС…………………..……  
3.1. Чрезвычайные ситуации при пожарах…...……………………  
3.2. Экологическая безопасность…………………………….…..…  
3.3. Промышленная безопасность………………………………….  
3.4. Оказание первой медицинской помощи………………………  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……….……………………………………… …………..…  
Список использованной литературы.………………………………... …….  

 

ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи практики.

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности является подготовка будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности к проведению школьных природоведческих экскурсий и полевых исследований, формирование у них представления о закономерных взаимосвязях между компонентами географической оболочки и развития органического мира.

Задачи учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности:

1. Способствовать формированию личностно-мотивационной готовности к работе учителем географии и безопасности жизнедеятельности.

2. Способствовать осуществлению обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

3. Способствовать готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса

4. Способствовать готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования

5. Способствовать овладению основами профессиональной этики и речевой культуры

6. Способствовать готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся

7. Способствовать проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

8. Способствовать проектированию траектории своего профессионального роста и личностного развития.

9. Способствовать овладению навыками работы с измерительными приборами, картами, разными по масштабу и тематике, методами полевых исследований природных объектов.

10. Способствовать овладению знаниями о компонентах геосистем (ландшафтов) Кемеровской области, овладеть приемами полевых исследований природных объектов и явлений и умению проводить сопряженный анализ природных компонентов.

11. Способствовать овладению принципами оказания первой помощи при травмах, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях разного типа, на пожаре, пострадавшим в террористическом акте, при отравлении химическими веществами и т.д.

12. Способствовать овладению навыками коллективного и индивидуального обеспечения защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях.

 



ГЛАВА 1. ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ЭТАП

Топографическая практика проходила в окрестностях города Новокузнецка.

1. Цель, задачи и организация топографического этапа.

Топографический этап учебной ознакомительной полевой практики является важным звеном учебного процесса при подготовке учителей географии. Он способствует развитию у студентов географического мышления. Навыки, приобретенные студентами в процессе полевого топографического этапа, используются ими в дальнейшем при прохождении практик по другим географическим дисциплинам.

В программах по географии общеобразовательной средней школы имеются разделы, предусматривающие топографические работы на местности. В связи с этим будущие учителя географии должны иметь соответствующие знания и практические навыки по организации и проведению этих работ с учащимися школ. Авторы данного раздела предлагают простейшие виды топографических работ, которые доступны для проведения с учащимися, согласно программе по географии общеобразовательных средних школ.

Цель топографического этапа учебной ознакомительной практики – закрепление теоретических знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях (лекции, лабораторные занятия, семинары) в курсе «Картографии с основами топографии» в течение учебного года и приобретение навыков полевых исследований.

Задачи практики:

- знакомство с устройством и правилами обращения с геодезическими приборами;

- овладение навыками работы с измерительными приборами;

- овладение методиками полевых исследований и картографирования природных объектов;

- освоение ведения полевых записей, составления абриса, нанесения контуров, вычерчивания профилей в полевых и камеральных условиях;

- проведение расчетно-графических работ;

- оформление результатов съемок местности в соответствии с требованиями картографии;

- умение использовать полученные знания и навыки в педагогической деятельности.

1.1 Методика проведения топографического этапа учебной ознакомительной полевой практики

Простейшие измерения на местности.

Определение координат с помощью GPS.

Оборудование: GPS

Координаты выбранной точки или объекта могут быть определены в одной из общегеографических систем координат.

Если на объекте или вблизи него нет геодезической сети или данные по ней не представляется возможным получить, то координаты следует получать с помощью глобальных систем позиционирования. Самыми доступными приборами для определения координат с их помощью являются ручные GPS навигаторы, которые, в зависимости от условий, определяют плановое местоположение с точностью от 3 до 100 метров.

Рекомендуется определять координаты трех точек, расположенных не ближе 15 м друг от друга и образующих треугольник с углами не менее 30 градусов [5].

При определении координат с помощью GPS навигаторов, на каждой точке следует проводить не менее 7-ми измерений с интервалом не менее 10 секунд. Два крайних измерения отбрасываются, а из остальных выводится среднее. Если прибор имеет функцию усреднения (например, приборы GARMIN серий GPS 12 или GPSmap 76), то необходимо отстоять не менее 1 минуты на каждой точке.

Измерения следует производить при максимальной оцениваемой прибором точности.

При определении координат следует вести ведомость, в которой отмечается время проведения измерений (год, дата, часы, минуты), время и/или количество измерений на точке, оцениваемую точность, усредненное местоположение, расстояние между точками определения координат. Данные из ведомости или сама она должны быть приведены в отчете.

Точки, координаты, которых определялись с помощью GPS систем, рекомендуется закреплять на местности с помощью реперов временного или долговременного закрепления.

Провешивание линии

Оборудование: эккер, топорик, вешки (не менее 10 шт.).

Провешивать линию на местности можно при помощи геодезического инструмента, эккера и на глаз.

На одном конце провешиваемой линии становится наблюдатель, на другом – выставляется в вертикальном положении вешка длиной не менее одного метра. Затем производится вставка вех на себя, начиная от конца линии. Вешки ставятся вдоль линии таким образом, чтобы все они были в створе, т. е. в одной вертикальной плоскости. Это значит, что предыдущая вешка должна закрывать последующую.

Измерение длины своего шага

Оборудование: две вешки, рулетка (или мерная лента), блокнот для записей, карандаш.

На ровной местности отмеряется рулеткой прямая линия длиной 100 м. Концы этой линии отмечаются вешками или другими знаками. Вдоль отмеренной линии нужно пройти не менее трех раз, и каждый раз считать количество шагов. Шагать следует обыкновенным шагом, со средней скоростью, а шаги считать парами. Чтобы определить среднее количество шагов в 100 метрах, нужно сумму трех измерений разделить на 3 и затем 100 м, переведенные в см, разделить на среднее количество шагов. Полученный результат есть длина пары шагов. Обычно длина одного шага равна половине своего роста, измеренного до уровня глаз.

Таблица 1. Измерение длины своего шага

Фамилия Средняя длина шага, см Длина вытянутой руки, см Значения по линейки, см Расстояние, см Высота, м
Васильева 58.1   12.5   6.55
Смоляго 73.2   14.5   6.81
Соулян 73.2   13.5   5.88
Федорова     12.5   6.97
Сербинов     14.3   6.66
Заречнив 75.7   13.5   7.50
Резвухина 73.2   13.5   7.50
Рожина 56.1   12.5   6.81
Парфенов     14.5   6.81
Шестак         6.97

 

Определение высоты предмета при помощи ученической линейки

Оборудование: линейка (20 - 30 см), рулетка, карандаш, блокнот для записей.

Перед определением необходимо измерить длину своей руки от плеча до большого пальца, поднятого вверх. Затем нужно отойти от определяемого предмета (дерева, столба, дома и т. д.) не менее чем на 30 м и сосчитать, сколько см линейки закрывают высоту предмета. Для этого линейку следует держать в вытянутой вперед руке и смотреть одним глазом. Затем от точки, где мы стояли, измеряется расстояние до предмета рулеткой или шагами. По измеренным данным составляется пропорция: АВ:СВ = АЕ:ДЕ, где АВ – длина вытянутой руки, СВ – число см на линейке, закрывающих предмет, АЕ – расстояние от точки стояния до предмета, ДЕ – определяемая высота. Решив данную пропорцию, определим высоту предмета. При решении пропорции длину АВ и СВ, выраженную в см, нужно перевести в метры.

 

Таблица 2. Измерение расстояния до предмета

Фамилия Длина вытянутой руки, см Значения по линейки, см Расстояние, см Высота, м
Васильева   12.5   6.97
Смоляго   12,5   6.97
Соулян   12.5   6,97
Федорова   12.5   6.97
Сербинов   14.3   6.97
Заречнив   13.5   6,97
Резвухина   13.5   6,97
Рожина   12.5   6.97
Парфенов   12.5   6.97
Шестак   13,5   6.97

 

Определение высоты предмета при помощи эклиметра

Оборудование: эклиметр (транспортир со свободно висящим отвесом или стрелкой), рулетка [12].

При измерении прямое ребро эклиметра наводится на вершину предмета, при этом один конец ребра находится у глаза. Не меняя положения эклиметра, смотрим на его градусное деление, через которое проходит отвес. Если отвес не показывает деление в 45 градусов, то нужно подходить к предмету или отходить от него до тех пор, пока отвес не пройдет через 45 градусов. Эклиметр при передвижении нужно держать наведенным на вершину предмета. После этого измеряется расстояние от точки, где отвес указал 45 градусов, до основания предмета. К измеренному расстоянию прибавляем высоту своего роста до уровня глаз и получаем высоту предмета.

Определение высоты предмета по тени

Оборудование: рулетка, палка (1,5 – 2 метра), блокнот, карандаш.

Этот способ можно применять только в яркий солнечный день. Высоту предмета по тени можно определить с помощью вспомогательного предмета (палки, вешки, рейки), длина которого известна. Высота измеряемого предмета во столько раз больше известной высоты палки, во сколько раз тень от него больше тени от палки.

Пример. Длина палки 2 м, а ее тень – 1,5 м. Длина тени определяемого предмета 15 м. Высота предмета (х) вычисляется по пропорции: х:2 м = 15 м:1,5 м. х = 20 м.

Решение: длина тени – 6,5; длина линейки – 3, 30; найти высоту столба.

Х= 6,50: 3, 30 * 3 = 1, 97 * 3=5, 91 (м) – высота столба

Определение расстояния при помощи большого пальца руки

Оборудование: карандаш, блокнот для вычислений [14].

Для определения расстояния этим способом можно использовать длину шагов движущегося вдали пешехода. Нужно поднять большой палец вверх и вытянуть руку перпендикулярно направлению движения пешехода. Смотреть одним глазом на конец пальца и ждать, когда пешеход заслонится им. В этот момент следует закрыть смотрящий глаз и открыть другой – человек словно отскочит назад. Сразу же надо сосчитать, сколько шагов сделает пешеход, прежде чем снова поравняется с вашим большим пальцем. Затем средний шаг пешехода (75 см) умножается на число проделанных им шагов, и это произведение увеличивается в 10 раз. Полученный результат и есть расстояние до пешехода.

Таблица 3. Определение расстояния с помощью большого пальца

Ф.И.О. Средняя длина шага Количество шагов Расстояние в метрах
Васильева     1,5
Смоляго     3,0
Соулян     2,5
Федорова     2,5
Сербинов     2,5
Заречнив     3,0
Резвухина     4,5
Рожина     3,75
Парфенов     2,5
Шестак     3,0

Определение расстояния при помощи линейки

Оборудование: линейка (20 - 30 см), карандаш, блокнот.

Этот способ можно применять в том случае, когда известна высота или длина того предмета, до которого определяется расстояние. Должна быть измерена длина своей руки от плеча до большого пальца.

Линейку следует держать на вытянутой руке. Конец линейки с нулевым делением наводится на вершину предмета. Основание его на линейке отмечается пальцем. Затем определяется, сколько см линейки закрывает предмет. Далее составляется пропорция: АС:ВС = АЕ:ДЕ, где АС - длина вытянутой руки, ВС - число см линейки, закрывающих предмет, ДЕ - высота предмета (например, столба, 8м), АЕ - определяемое расстояние.

Пример. АС = 60 см (0,6 м), ВС = 5 см (0,05 м), ДЕ = 8 м

0,6 м:0,05 м = х:8 м. х = 96 м.

Таблица 4.Определение высоты предмета при помощи линейки

Фамилия Длина вытянутой руки, см Значения по линейки, см Расстояние, см Высота, м
Васильева   12.5   6.55
Смоляго   14.5   6.81
Соулян   13.5   5.88
Федорова   12.5   6.97
Сербинов   14.3   6.66
Заречнив   13.5   7.50
Резвухина   13.5   7.50
Рожина   12.5   6.81
Парфенов   14.5   6.81
Шестак       6.97

 

Определение ширины реки способом засечек.

Оборудование: компас, транспортир, рулетка, глазомерный планшет, бумага, карандаш, линейка.

На берегу реки выбирается удобная для измерения линия (базис), длина и азимут которой измеряются. На противоположном берегу замечается какая-нибудь неподвижная точка. На бумаге через первый конец базиса проводится вертикальная линия, изображающая меридиан. Из данной точки от северного конца меридиана при помощи транспортира откладывается измеренный азимут базиса, и в этом направлении прочерчивается линия. На данной линии в выбранном масштабе откладывается длина базиса, и таким образом получают второй конец базиса. Затем из первого конца базиса измеряется азимут на замеченную точку противоположного берега. На бумаге этот азимут откладывается и в полученном направлении проводится линия произвольной длины. Теперь нужно перейти на второй конец базиса. На бумаге через него проводится вертикальная линия, параллельная меридиану на первом конце базиса.

Из второго конца базиса измеряется азимут на ту же недоступную точку. Измеренный азимут откладывается от северного конца проведенного меридиана, и в этом направлении проводится прямая до пересечения с линией, проведенной на эту точку из первого конца базиса. Пересечение линий даст положение недоступной точки.

Чтобы определить ширину реки, нужно из этой точки провести перпендикуляр к базису, измерить его в см и по масштабу, в котором откладывали длину базиса, вычислить расстояние.

 

1.2 Буссольная съемка

Оборудование: буссоль (или компас), рулетка, планшет, линейка, транспортир, бумага, карандаш, резинка.

Буссольная съемка является плановой угломерной съемкой местности. Во время съемки с помощью буссоли измеряются магнитные азимуты. Результатом работы является план местности. Устройство буссоли представлено в учебном пособии (Соломенко А.В. Полевая практика по топографии. Буссольная съемка проводится трем способами: полярным, методом засечек и методом обхода. При подготовке к съемке необходимо вычертить журнал.

 

 

Таблица 5. Журнал буссольной съемки

№ точек и линий визирования Магнитные азимуты Магнитный румб Среднее значение румба Длина линий в метрах Примечание
прямой обратный
             
1-2     СЗ:10 СЗ:10 25,4 Угол здания
2-3     ЮЗ:90 ЮЗ:90 21,4 Угол площадки
3-4     ЮВ:10 ЮВ:10 18,6 столб
4-5     СВ: 80 СВ: 80 13,5 Столб здания
5-6     СВ:65 СВ:65 20,5 Куст сирени
6-7     СВ:50 СВ:50 12,7 колодец
7-8     СВ:50 СВ:50 17,9 Второй угол здания
8-9     СВ:50 СВ:50 9,6 Тропа
9-10     СВ:70 СВ:70 6,2 Дерево
10-11     СВ:40 СВ:40 8,5 Тропа
11-12     СВ:0 СВ:0   Тропа
12-13     СЗ:30 СЗ:30 19,1 Тропа
13-14     СЗ:40 СЗ:40 18,4 Баскетбольная площадка
14-15     СЗ:60 СЗ:60 18,7 Башенное сооружение
15-16     СЗ:90 СЗ:90 21,0 Баскетбольная площадка
16-17     СВ:0 СВ:0 13,7 Баскетбольная площадка
17-18     ЮВ:30 ЮВ:30 10,8 Башенное сооружение
18-19     СВ:90 СВ:90 10,7 Баскетбольная площадка
19-20     СВ:0 СВ:0 13,0 Начало тропы
20-21     СВ:0 СВ:0 93,1 Пень
21-22     ЮВ:70 ЮВ:70 12,0 Пень
22-23     ЮВ:65 ЮВ:65 15,0 Дерево

Полярный способ

Выбирается полюс съемки с таким расчетом, чтобы от него был виден весь снимаемый участок, и можно было бы измерить расстояние до всех снимаемых объектов местности.

На местности намечают подлежащие съемке объекты и характерные точки контуров.

На листе бумаги, прикрепленном на планшете, ставят точку полюса и через нее проводят вертикальную линию, изображающую магнитный меридиан, от которого будут отмеряться азимуты. Имея определенный размер бумаги, вычисляют, какой нужно взять масштаб, чтобы план разместился на данном листе. Для этого определяют размеры листа в сантиметрах, затем измеряют наибольшее протяжение снимаемого участка и делят его на длину листа бумаги. Полученное частное покажет, во сколько раз можно уменьшить измеренные расстояния при построении плана. Масштаб выбирают округленный. Например, вместо масштабов 1:1383, 1:1958 нужно брать 1:1500 и 1:2000.

С компасом (или буссолью) становятся в точке полюса. Измерительные работы следует проводить по ходу часовой стрелки.

Чтобы заснять какую-либо точку местности, нужно, стоя в точке полюса, измерить при помощи компаса на нее азимут. В журнале в графе 1 записывается номер снимаемой точки, а в примечании указывается ее название (дерево, дом, дорога и т. д.). В графе 2 записывается магнитный азимут на эту точку. Затем при помощи рулетки измеряется расстояние до этой точки и записывается в графе 4.

На абрисе от северного конца меридиана при помощи транспортира откладывается азимут, в этом направлении прочеркиваются линии, вдоль которых пишутся размеры азимута (например, А = 138о). На прочерченной линии в выбранном масштабе откладывается расстояние до снимаемой точки, и в этом месте ставится условный знак снятого объекта.

Далее приступают к измерению азимута на следующую точку, расположенную по ходу часовой стрелки. Измеряется до нее расстояние, результаты записываются в журнал, а на абрисе опять откладываются азимут и расстояние, и в полученной точке изображают объект.

Если снимается контур (или дорога), то заснятые и изображенные на бумаге характерные точки соединяют от руки и показывают границы контура точками.

Работу продолжают до тех пор, пока не будут засняты все намеченные для съемки точки.

По данным журнала и абриса строится план, на котором все вспомогательные линии вычеркиваются карандашом, а условные знаки – тушью. После окончания вычерчивания плана вспомогательные линии стираются, и производится его цветное оформление.

Способ засечек

В основе этого способа лежит геометрический прием построения подобного треугольника по основанию и двум прилежащим углам.

Чтобы определить положение на плане недоступной для измерения точки, находящейся, к примеру, на противоположном берегу реки, нужно на берегу, где мы стоим, выбрать базис, длина которого должна быть не менее 100 метров. Далее измеряется длина этого базиса и его азимут. На бумаге через выбранную точку, обозначающую один конец базиса, проводится сверху вниз прямая линия, изображающая меридиан. Из данной точки от северного конца меридиана при помощи транспортира откладывается измеренный азимут базиса, и в этом направлении проводится линия. На данной линии в выбранном масштабе откладывается длина базиса, и таким образом изображается второй его конец.

Затем из первого конца базиса измеряется азимут на недоступную точку. На бумаге от северного конца меридиана при помощи транспортира этот азимут откладывается, и в полученном направлении проводится линия произвольной длины. Теперь переходят на второй конец базиса. На бумаге через отмеченный второй конец базиса проводится вертикальная линия, параллельная меридиану на первом конце базиса [9].

Из второго конца базиса измеряется азимут на ту же недоступную точку. Измеренный азимут откладывается от северного конца проведенного меридиана, и в этом направлении проводится линия до пересечения с прямой, проведенной на эту точку из первого конца базиса. Пересечение линий даст положение недоступной точки.

Если требуется определить до нее расстояние, то нужно от этой точки провести перпендикуляр к базису, измерить его в см и по масштабу, в котором откладывали длину базиса, вычислить расстояние.

Способ обхода

Обход полигона ведется по ходу часовой стрелки. При этом измеряются не внутренние углы полигона, а магнитные азимуты его сторон. Чтобы уменьшить возможные ошибки угловых измерений, нужно для каждой стороны определить прямой и обратный азимуты, разница между которыми должна быть равна 180 градусам. Работа проводится в следующем порядке.

Становятся в первый угол полигона и из него измеряют азимут на второй угол. В журнале в графе 1 записывают название линии (например, 1 - 2), а в графе 2 - ее азимут. Затем идут во вторую вершину полигона и попутно измеряют расстояние. Измеренную длину записывают в графу 6 журнала. Во второй вершине измеряют обратный азимут уже пройденной стороны (2 - 1) и записывают результаты измерения в графу 3. Для контроля вычисляют разность между прямым и обратным азимутом. Если вычисленная разность (например, 179 или 181 градус) отличается от теоретической (180о) на один градус, то такая ошибка в отсчетах допустима. Если разница оказалась больше одного градуса, то азимут следует перемерить [6].

Далее из второй вершины определяют прямой азимут на третью и измеряют расстояние, результаты записывают в соответствующие графы журнала. Эту работу продолжают до тех пор, пока не обойдут весь полигон.

По окончании измерительных работ на местности вычисляют румбы (графы 4 и 5 журнала), а затем приступают к построению полигона на бумаге в выбранном масштабе.

При построении полигона конец его последней стороны должен совместиться с началом первой. В том случае, когда совмещения не произошло, получилась невязка. Если невязка допустимая (1/100 периметра), то ее разбрасывают графическим способом. Если она оказалась недопустимой, то сначала следует проверить правильность построения полигона на бумаге, и, если оно верное, работу на местности нужно переделать[6].

1.3 Мензульная плановая съемка

Оборудование: мензула, рейка, циркуль-измеритель, бумага, карандаш (простой и синий), резинка.

Мензульная плановая углоначертательная съемка производится с помощью мензулы и кипрегеля.

Достоинством этой съемки является её простота и наглядность. В процессе съемки ситуация и рельеф наносится на планшет непосредственно в полевых условиях. Мензульная плановая съемка проводится тремя способами. Как и другие виды съемок, она состоит из подготовительных, полевых и камеральных работ.

Подготовка к съемке: на мензульный планшет прикрепляется лист бумаги, а на местности выбирается полюс съемки так, чтобы из него были хорошо видны все снимаемые объекты местности [14].

Полярный способ

Мензула устанавливается над точкой полюса. После этого её центрируют, нивелируют и ориентируют. Центрировать мензулу – это значит установить её так, чтобы точка на местности, где установлена мензула и соответствующая ей точка на планшете находились на одной отвесной линии. Эта операция производится с помощью центрировочной вилки. Нивелирование мензулы производится с помощью уровня, находящегося на линейке кипрегеля. Для этой цели кипрегель ставят на планшете по направлению двух подъемных винтов и, действуя ими в разном направлении (один винт поворачивают по часовой стрелке, другой против нее), приводят пузырек уровня на середину. После этого кипрегель укладывают по направлению третьего подъемного винта и, вращая только этот винт, вновь устанавливают пузырек уровня на середину. Эти действия повторяют до тех пор, пока при любом положении линейки кипрегеля на планшете пузырек уровня будет оставаться на середине [17].

Ориентирование инструмента проводится с помощью особого прибора, называемого ориентир - буссолью. Этот способ называется ориентированием по магнитному меридиану. Для этого в левом верхнем углу планшета прочерчивается линия, изображающая направление меридиана. К проведенной линии прикладывается ориентир-буссоль длинной ее стороной. Открепив зажимной винт подставки, осторожно поворачивают планшет в горизонтальной плоскости до тех пор, пока стрелка ориентир - буссоли не будет параллельна прочерченной на планшете линии, изображающей меридиан. После того как планшет сориентирован, зажимной винт подставки закрепляется, наводка уточняется микровинтом, а ориентир-буссоль убирается в футляр[16].

Далее выбирается масштаб съемки. Для этого надо измерить снимаемый участок по наибольшему протяжению и результаты измерения разделить на длину листа бумаги. После этого приступают непосредственно к съемке.

На планшете ставят точку (станцию), изображающую полюс на местности. Ее местоположение на бумаге выбирается так, чтобы весь план участка вошел на планшет. Рейка устанавливается на первую снимаемую точку местности. Скошенный край линейки кипрегеля прикладывают на планшете к точке полюса и, поворачивая его около этой точки, наводят вертикальную нить зрительной трубы на снимаемый объект. По скошенному краю линейки прочерчивается тонкая линия произвольной длины. Затем, пользуясь дальномерными нитями сетки, определяют расстояние до этого объекта. По измеренному расстоянию подсчитывают, сколько надо взять целых, десятых и сотых долей поперечного масштаба. Раствором циркуля-измерителя берут эту длину по поперечному масштабу, откладывают вдоль прочерченной линии и получают местоположение снимаемого объекта, который изображается на плане соответствующим условным знаком. После этого рейку устанавливают на следующем объекте снимаемой местности. К обозначенной на планшете точке полюса прикладывают скошенный край линейки кипрегеля, визируют и прочерчивают направление на следующую точку. Работа повторяется в описанном выше порядке [11].

Если снимаются линейные объекты (река, дороги, контуры леса, поля, луга и т. д.), следует заснять характерные точки их поворотов и на плане соединить их плавной линией соответствующего цвета (водные объекты - синим, дороги, контуры – черным и т.д.).

Если с одной точки всю местность заснять не удается, нужно выбрать вторую станцию, предварительно заснять ее, а затем перенести и установить на нее мензулу. Ориентирование инструмента на второй станции производится вторым, более точным, способом, по линии станций 1 - 2. Для этого кипрегель прикладывают к этой линии и поворачивают мензульный планшет до тех пор, пока вертикальная нить сетки зрительной трубы не совместится с рейкой, поставленной на станции 1. После такого ориентирования съемка местности продолжается в таком же порядке, как и на станции 1 [18].

По окончании работы на местности план оформляется тушью.

Способ обхода

Обход делается по часовой стрелке. Инструмент устанавливается в первой точке полигона. Мензульный планшет центрируют, нивелируют и ориентируют по магнитному меридиану. Определяют масштаб съемки.

На плане выбирают местоположение первой точки так, чтобы полигон вошел на лист бумаги. Приложив скошенный край линейки кипрегеля к этой точке, визируют и прочерчивают линию в направлении на второй угол полигона. При помощи дальномера определяют расстояние от первой до второй точки и откладывают его, пользуясь поперечным масштабом. Так находят положение второго угла полигона, куда нужно перенести инструмент. Здесь мензулу снова устанавливают, центрируют, нивелируют и ориентируют. Ориентирование планшета теперь уже производится другим способом. Для этого, приложив скошенный край линейки кипрегеля к прочерченной на плане линии 2 - 1 и открепив зажимной винт подставки, осторожно поворачивают планшет в горизонтальной плоскости до тех пор, пока в зрительную трубу не будет виден реечник, стоящий с рейкой на первой точке. Затем зажимной винт закрепляется, и наводка уточняется микровинтом так, чтобы вертикальная нить сетки зрительной трубы пошла вдоль рейки. Далее проделывают работу в том же порядке, как и на первой точке. Визируют, прочерчивают линию на третью точку, измеряют до нее расстояние и откладывают на плане в выбранном масштабе. Работа продолжается до тех пор, пока не будут засняты и изображены все стороны полигона [18].

Если на местности полигон был замкнутым, то на плане направление и конец последней линии должны совпадать с началом первой стороны полигона. В противном случае получается невязка полигона. Если она допустима (не более 1/300 периметра), то ее разбрасывают графическим способом. Если невязка недопустима (более 1/300 периметра), то всю работу на местности переделывают заново [17].

Способ засечек

Этот способ применяется для съемки недоступных точек земной поверхности.

На местности выбирают прямую, удобную для измерения линию, называемую базисом. Установив мензулу в одном из концов базиса, инструмент центрируют, нивелируют и ориентируют по магнитному меридиану. Затем кипрегель наводят на второй конец базиса так, чтобы вертикальная нить сетки зрительной трубы прошла посередине рейки. Вдоль линейки кипрегеля прочерчивают линию произвольной длины. Дальномером определяют длину базиса и откладывают ее вдоль прочерченной линии, пользуясь при этом поперечным масштабом. Затем визируют на недоступную точку местности. Для этого линейку кипрегеля поворачивают вокруг изображенного на бумаге базиса до тех пор, пока вертикальная нить сетки зрительной трубы не будет наведена на недоступную точку. В этом направлении прочерчивается линия произвольной длины. Затем мензулу переносят на второй конец базиса, где ее снова центрируют, нивелируют и ориентируют по изображенному базису. Прикладывают скошенный край линейки кипрегеля ко второму концу базиса (над которым теперь установлен инструмент) и опять визируют на недоступную точку местности. Вдоль линейки проводят направление и в пересечении линий прочерченных из двух концов базиса на недоступную точку, получают местоположение снимаемого объекта [16].

1.4 Глазомерная съемка

Оборудование: планшет, бумага, кнопки, компас, визирная линейка, транспортир, карандаш (простой, синий, коричневый), резинка, график для перевода шагов в метры, миллиметровая бумага.

Глазомерная съемка относится к плановым углоначертательным. Для её проведения необходимы подготовительные, полевые и камеральные работы. Она производится простейшими приборами (компас, эккер, визирная линейка). Результатом съемки является приближенное по точности, но наглядное крупномасштабное изображение местности. Для быстрого перевода шагов в метры необходимо построить клиновой график.

Пос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: