И И и М П
Раздел 1 – Методика преподавания изобразительного искусства
Лекция № 5
Изобразительное искусство как учебный предмет в общеобразовательной школе
Вопросы:
1. Цели и задачи обучения изобразительному искусству в школе.
2. Изобразительное искусство как предмет изучения, средство обучения, воспитания и развития личности. Место и значение изобразительного искусства в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Цели и задачи обучения изобразительному искусству в школе.
Цель обучения изобразительному искусству‑ одно из основных понятий методики. Цель представляет собой идеальное предвидение педагогом и учащимися результата обучения изобразительному искусству. Цели не отождествляются с результатами, но указывают на них. Некоторые цели могут совпадать с результатами, если и те и другие являются предвидимыми и измеряемыми.
Виды Целей многообразны. Могут быть выделены:
· нормативные государственные (являются наиболее общими, определяются в правительственных документах, образовательных стандартах);
· общественные (отражают потребности, интересы и запросы, напримерпрофессиональные, отдельных слоев общества; реализуются в различных типах специализаций и концепций обучения);
· инициативные самих педагогов и учащихся (разрабатываются самими учителями-практиками и их учениками с учетом особенностей класса, уровня развития учащихся, подготовленности педагога).
В зависимости от предметов, на которые направлены Цели, могут быть выделены:
· цели формирования знаний, умений, навыков, т.е. цели формирования сознания и поведения;
· цели формирования отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.;
· цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
Все Цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом и формулируются в терминах умений и задач.
В концепции художественно - эстетического образования Беларуси основной целью учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе является:
формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося, развитие его творческого потенциала как фактора художественного освоения и преобразования мира.
Для решения данной цели ставятся следующие задачи:
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности;
• постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного искусства;
• формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учётом прошлого и современного опыта пластических искусств;
• расширение представлений о своеобразии отечественной культуры;
• духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
• развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру;
• формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
• формирование эстетических потребностей и вкусов, морально-эстетического облика учащихся;
• развитие творческих способностей и навыков, воображения, фантазии, творческой интуиции;
• воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
• овладение теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства, навыками практического решения художественных задач;
• развитие художественно-образного восприятия мира и произведений искусства;
• расширение знаний, умений и навыков изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности;
• систематическое развитие зрительного восприятия, композиционной и колористической культуры, пространственного мышления;
• совершенствование умений воплощать в художественных образах творческие задачи, художественный и конструкторский замысел.
•
Изобразительное искусство как предмет изучения, средство обучения, воспитания и развития личности. Место и значение изобразительного искусства в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Изобразительное искусство в школе ~ дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков; учебный предмет, входящий в систему гуманитарного образования; его содержание формируется на основах искусствознания с учетом закономерностей учебного процесса, возрастных особенностей, уровня учебно-образовательной подготовки учащихся, назначения обучения, необходимости наличия меж предметных и меж научных связей и пр. Содержание И. составляют отобранные произведения изобразительного искусства (отечественного, зарубежного) и фольклора, а также теории и истории изобразительного искусства. В общеобразовательных классах предмет называется - изобразительное искусство, в классах (начиная с четвертого) с углубленным изучением предмета - рисунок, живопись, композиция. Задачи учебного предмета И. - «привитие любви к изобразительному искусству, формирование потребности в постоянном общении с ним, интереса к новинкам изобразительного искусства, воспитание зрителя - активного, с широким кругом интересов, выработка оценочного подхода, художественного вкуса», формирование понятия об изобразительном искусстве как искусстве форм.
Искусство ‑ важная основа эстетического воспитания, этот предмет участвует в формировании нравственных идеалов учащихся, он служит источником познания жизни. На занятиях изобразительным искусством школьники овладевают умениями искусствоведческого анализа, практическими умениями и навыками выполнен изображений. Произведения изобразительного искусства, изучаемые занятиях, являются образцами высшей художественной деятельности человека, формирующими xyдожественное чувство, развивающими эстетическую культуру.
Обучение изобразительному искусству ‑ это целенаправленный, заранее запроектированный процесс педагогического общения, в ходе которого осуществляется художественное образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта изобразительной деятельности и познания. Это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение художественных знаний, изобразительных умений и навыков, формирование эстетического мировосприятия, развитие художественных способностей обучаемых, развитие учащихся, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями процесса. В обучении изобразительному искусству происходит развитие изобразительных способностей школьников, их личностных качеств, формирование и совершенствование системы знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству, осуществляется их воспитание. О. как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью художественное развитие последних, формирование у них художественных знаний, изобразительных умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу изобразительной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание изобразительного искусства», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.
В процессе педагогического общения воспитание как пед. явление можно характеризовать следующим образом:
1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развития личности ребенка, вхождение его в контекст современной культуры;
2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами;
3) целенаправленная, управляема и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых;
4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути;
5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности и способы ее поведения в обществе;
6) в самом узком, конкретном значении суммарное понятие, включающее как компоненты составные части целостного воспитательного процесса: духовное, нравственное, умственное, политехническое, трудовое, правовое, половое, физическое, художественное экологическое, экономическое, эстетическое, этическое и др.
При этом можно выделить следующие закономерности процесса художественного воспитания:
- педагогические (отражены в дидактических принципах); социологические (отражают зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности ребенка, а также соблюдения юридических положений Закона о правах ребенка);
- коммуникативные (отражают зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников);
- физиологические (отражают зависимость результатов художественного воспитания от особенностей анатомо-морфологического развития организма ребенка);
- организационные (отражают зависимость результатов художественного воспитания от работоспособности учащихся, состояния их здоровья, расписания, времени суток, погодных условий и др.);
- психологические (отражают зависимость результатов художественного воспитания от интереса школьников к урокам изобразительного искусства, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти, особенностей восприятия, фантазии, воображения и др.).
Концепция художественно-эстетического образования в школах Беларуси применительно к предмету «изобразительное искусство» отражена в концепции учебного предмета «изобразительное искусство». В концепции учебного предмета «изобразительное искусство» освещены:
- исходные методологические посылки и принципы построения содержания учебного предмета «изобразительное искусство»;
- цели учебного предмета «изобразительное искусство»;
- дидактические основания, принципы и критерии конструирования содержания образования;
- общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «изобразительное искусство» по ступеням обучения;
- состав и структура учебно-методического комплекса;
- образовательный стандарт учебного предмета «изобразительное искусство» (1-4 классы);
- структура и содержание образования по учебному предмету «изобразительное искусство»;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «изобразительное искусство»;
- особенности преподавания учебного предмета «изобразительное искусство»;
- рекомендации по использованию учебной литературы по изобразительному искусству
- примерное календарно-тематическое планирование занятий по предмету.
Приоритетные направления, обозначенные реформой общего среднего образования, определили необходимость обеспечения практической направленности обучения, его постоянной связи с жизнью, сознательного выбора образовательной траектории учащимися, увеличения роли здоровье сберегающих технологий, создания условий для формирования духовно-нравственной культуры учащихся, раскрытия их творческого потенциала. Актуальность разработки концепции продиктована определением роли учебного предмета «Изобразительное искусство» в решении вопросов, заданных реформой.
Настоящая концепция определяет актуальные методологические подходы к отбору содержания по предмету «Изобразительное искусство», цели обучения, принципы конструирования содержания, даёт его основную характеристику. На основе представленных концептуальных оснований разрабатываются образовательный стандарт, учебная программа, учебно-методический комплекс по предмету.
Образовательный стандарт учебного предмета «изобразительное искусство»
(I- IV классы)
Цель изучения предмета. Основной целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творч. потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира