При выполнении многоцветных композиций в гладких гобеленах применяют несколько способов соединения цветных утков для того, чтобы получить ровную плотную поверхность без просветов и отверстий.
1. Наиболее часто используют способ сцепления цветных утков на одну общую нить основы. При этом способе цветные утки на границах цветовых участков поочередно обвивают одну и ту же нить основы | |
2. Другим, также часто используемым, является способ со сцеплением цветных утков на границах цветовых участков между собой в промежутке между соседними основами, этот способ получил название "килим" | |
Приведенные выше способы соединена цветных утков применяются в гобеленах как с геометрическим узором, так и с растительные, и дают возможность выполнять довольно тонкую моделировку изобразительных и орнаментальных мотивов. | |
3. Существует также способ "палас", при котором граница цветового раздела находится между цветными утками, закрепленными на соседних нитях основы. Соединение утков производится за соседние нити основы. | |
На основе этого способа соединения уточных нитей можно получать художественные эффекты на полотне гобелена. А) "реле"; его отличительной особенностью является наличие сквозных отверстий (щелей) в полотне гобелена, а также четкой вертикальной границы цветового раздела. Данный прием применяется при создании текстильных композиций, содержащих силуэты зданий, оконные проемы, предметы прямоугольной формы или другие четкие вертикальные модули. | |
Б) диагональные границы цветовых участков: контуры выполняются мелкими ступенями (со смещением места стыка уточных нитей в каждом ряду утка на одну нить основы). Мелкоступенчатый способ особенно часто применяется в передаче оперения птиц, лепестков цветов, листьев, геометрических фигур типа ромбов и треугольников. | |
В) ступенчатые границы цветовых участков: контуры выполняются крупными ступенями (со смещением мест стыка уточных нитей на 2-3 нити основы после 5-6 рядов утка). Такой способ применяется при выполнении монументальных форм и фона. | |
Г) штриховка мелкими зубцами создает эффект мягкого или контрастного вливания одного цвета в другой. Он позволяет добиться многочисленных цветовых вариаций. При этом способе ткачества через каждые два ряда производится смещение места стыка цветных утков в одну или другую сторону. Этот прием дает возможность растворять форму, создавать эффекты перетекания и размывания цвета | |
многоцветные художественные эффекты | |
Эффект, получивший название «столбики», можно достигнуть, используя утки двух цветов. В процессе ткачества справа на ширину нужного участка всегда идет нить одного цвета, а слева – другого. В дальнейшем нити чередуются, т.е. в каждом ряду нить одного цвета сменяет нить другого, что при подбивке тканого полотна дает эффект вертикально расположенных столбиков. Используя нити с разной интенсивностью окраски и прием «столбики», можно получить участки с плавными нюансными переходами (изображение стволов деревьев, листьев, воды) | |
Эффект «меланжированных нитей». В современном гобелене в минитекстиле часто используются меланжированные нити. В этом случае уточная нить набирается из двух, трех и более тонких нитей разного цвета, в результате чего достигаются различные оптические эффекты | |
Эффект фигурных линий. При создании гобелена не всегда удобно горизонтальное расположение цветных утков. В отличие от счетной техники ткачества, они могут располагаться в полотне гобелена более или менее наклонно, что особенно часто используется для передачи мягкой пластики линий и цветных участков. Суть приема заключается в наработке горки обычным полотняным переплетение, когда цветные утки перпендикулярны основам, с последующим наложением утков, плавно скользящих по контуру горки. Аналогично выполняются эффекты впадин. | |
Техника фактурного плетения Более рельефную, фактурную поверхность гобелена или отдельных его участков можно получать, используя особые виды плетения | |
«Египетские петли». В результате применения этого вспособа плетения получается поверхность, составленная как бы из вертикальных рядов бусин. «египетские петли» применяются при ткачестве орнаментов, текстов, моделировке лиц. | |
«Сумаховое плетение». Фактурность достигается переплетением основных нитей с двумя утками. Каркасный уток прокладывается между нитями основы по всей ширине ковра, а цветные узорообразующие утки обвивают кругом (петлей) каждые две нити основы в соответствии с рисунком, следуя друг за другом по ширине ковра. С лицевой стороны сумаховое переплетение имеет сходство с поверхностью вязаных изделий. Один ряд клеток технического рисунка принимает в ковре вид косички (или набранных крючком петель (так как обвивка утком нитей основы выполняется сначала справа налево, а затем - в обратную сторону. Таким образом, каждая косичка сумаха состоит из двух полукосичек. Для вязки первой полукосички левой рукой захватывают две нити основы и, пальцами правой руки, в которой находится цветной уток, обвивают их справа налево. Каждую петлю подбивают к краю полотна. После вязки полукосички по всей ширине основы прокладывают скрепляющий уток справа налево, затем вяжут вторую полукосичку слева направо и т.д. Поверхность, составленная из полукосичек, напоминает полотно, вышитое косыми стежками. Для создания большей фактурности полотна используется уплотненная сумаховая косичка, | |
Ворсовое ткачество У ворсовых ковров лицевая поверхность состоит из концов цветной пряжи, получающихся от обвязывания ею двух очередных основных нитей и закрепления ворса на основе в виде узла. Ковровые узлы вяжутся горизонтальными рядами по ширине основы на всей поверхности или заполняют отдельные участки, предусмотренные эскизом. Каждый ряд узлов закрепляют одной или двумя нитями скрепляющих утков. В зависимости от способа вязки ковровые узлы бывают полуторные и двойные. | |
Для двойного узла характерно обвивание обеих нитей основы цветными отрезками утка и образование перемычки, из под которой концы узла выходят на лицевую сторону ковра между нитями основы | |
Отличие полуторного узла от двойного состоит в том, что петлей обвивают одну нить основы, а вторую - обвивают полупетлей. При полуторном узле каждый конец цветной узловой пряжи выводится на лицевую сторону ковра между отдельными петля нитями основы. | |
Более прочными являются двойные узлы, но полуторные узлы вывязываются быстрее. Их чаще применяют в изготовлении высокоплотных ковров. |