По каждому виду образовательных услуг учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы.




В четвертых, дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета (государственного и (или) муниципального).

В пятых, доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в том числе на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.

Одним из трудных вопросов в организации платных дополнительных образовательных услуг является разграничение основных образовательных программ, финансируемых из бюджета, и программ дополнительного обучения, за которые взимается плата с обучаемых. Основным критерием здесь является объем учебных часов, финансируемых в рамках основных образовательных программ с учетом требований государственного образовательного стандарта.

Министерство образования РФ дополнило и конкретизировало приведенный в Законе

«Об образовании» перечень дополнительных образовательных услуг:

1. Образовательные и развивающие услуги:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

 

б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;

 

в) различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышению классификации, по переподготовке кадров с освоением специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);

 

г) различные кружки;

 

д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, т.е. всему тому, что направленно на всестороннее развитие гармонической личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

 

е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

 

ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни.

2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья и т.д.

 

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, согласно действующему законодательству, не могут относиться: (страница 29)

 

• Снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

• Реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметом, а также гимназиями, лицеями, дополнительными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

• Факультативные, групповые и индивидуальные занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;

• Психологическое сопровождение образовательного процесса;

• Проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи. ФРЛ 2

Законом определено, что привлечение на эти цели средств потребителей не допускается. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Права и обязанности потребителей платных образовательных услуг в настоящее время четко определены действующим законодательством, в частности Законом РФ «О защите прав потребителей», и оставляют образовательному учреждению достаточно мало правового поля для каких-либо инноваций в этой сфере.

Как известно, система образования велика и многообразна, а ее потенциал не является только образовательным. Система обладает финансовым, материальным и интеллектуальным потенциалами. Их тоже можно использовать для получения дополнительных доходов. Поэтому законодательством предоставлено право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, направленную на получение дохода, превышающего расходы на его получение, (прибыли).

В Гражданском кодексе понятие предпринимательской деятельности относится к типу деятельности, а понятие коммерческой – к типу организации.

Ст. 47 Закона РФ «Об образовании» характеризует право учреждения на предпринимательскую деятельность: «Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом».

К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

• Реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

• Торговля покупными товарами, оборудованием;

• Оказание посреднических услуг;

• Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

• Приобретении акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

• Ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. Например, изготовление товаров народного потребления, оказание транспортных услуг, осуществление издательской деятельности и многое другое.[2]

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и(или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Данное положение важно учитывать при прогнозировании налоговых отношений образовательного учреждения с государством. Ведь в своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и попадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности как любое другое юридическое лицо.

Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Таким образом, законодательство предоставляет образовательным учреждениям право осуществлять практически любую деятельность. Однако на практике большинство дошкольных и общеобразовательных учреждений занимаются 1-2 видами предпринимательской деятельности. Самым распространенным считается сдача в аренду помещений, транспорта.

Одним из возможных и достаточно популярных способов внебюджетного финансирования является привлечение средств благотворителя или спонсора. Практически на каждом совещание представителей глав администраций можно услышать призывы «плотнее работать со спонсором», «активнее привлекать благотворительные пожертвования». Это понятно, в западных странах благотворительные пожертвования зачастую являются одним из основных источников финансирования образовательного учреждения. В дореволюционной России очень широко было развито меценатство, оказание благотворительной помощи школам, больницам, детским приютам было обязательной статьей расходов многих крупных предприятий.

В современной России традиции благотворительности и спонсорства были почти полностью утрачены, и лишь в последние годы можно наблюдать возрождение этого общественного института.

Благотворительность – это бескорыстное добровольное пожертвование физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной, финансовой, организационной и другой помощи. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство. [29]

Основным законом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 г. Закон определяет понятия субъектов благотворительной деятельности: благотворителей и благополучателей, а также статус некоммерческих благотворительных организаций.

Благотворительная помощь может быть одноразовой или систематической, материальной или в иной форме. Благотворительность может профинансировать конкретную целевую программу, подарить или разрешить бесплатно (или на льготных условиях) использовать объекты собственности, оказать помощь непосредственно личной работой, услугами или передачей результатов личной творческой деятельности, принять на себя затраты по полному или частичному содержанию объектов благотворительности и т.д. Формы оказания благотворительной помощи многочисленны и разнообразны, так же кА и многочисленны и разнообразны нужды образовательных учреждений.

Традиционно под понятием «меценатство» понимается абсолютно бескорыстная передача каких-либо финансовых средств или материальных ценностей нуждающемуся в них человеку или организации. Меценат, как правило, действует из соображений милосердия и не заинтересован в том, чтобы его доброе дело получило огласку. Меценатом движут в первую очередь собственные эмоции и мировоззрение, поэтому работа с меценатом имеет свою определенную специфику.

В настоящее время гораздо более распространены отношения «спонсорства».

Спонсорство – добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке какого-либо лица (учреждения) с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки и т.д. Спонсор, в отличие от благотворителя, оказывает помощь не просто так, а ради формирования благоприятного имиджа организации или конкретного человека. «Социальная ответственность бизнеса» стала сегодня одним из основных лозунгов. Многие представители российского бизнеса осознают необходимость социальной активности компании, формирования положительного общественного мнения о фирме как необходимого условия успешной работы. Демонстрация социальной ответственности, стремления помогать нуждающимся и готовности «делится» - основной мотив деятельности спонсора. Учитывая, что понятия «благотворительность» и «спонсорство» в сознании большинства участников финансово-хозяйственных отношений в современном российском обществе не разделены, мы также будем употреблять оба эти термина, не разграничивая их.

У каждой фирмы есть специальный бюджет на спонсорство, поэтому надо только своевременно обратиться, убедить спонсора в необходимости поддержки образовательного учреждения и доказать лицу, ответственному за распределение средств, что помощь именно вашему учреждению сможет обеспечить достойную рекламу фирмы.

Разумеется, согласно закону РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», бескорыстие – обязательная черта благотворительных отношений, и никто не может обязать руководителя учреждения, получившего благотворительный взнос, как-либо «отблагодарить» своего благодетеля. Однако это вовсе не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, которая, в свою очередь, вполне может быть высказана и публично, в том числе через средства массовой информации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: